Современные представления о профессионализме. Востребованные характеристики профессионала в современном обществе
Науки, изучающие профессиональную деятельность человека. Психология профессионализма в системе психологических знаний.
Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленный на получение достоверных знаний.
Психология – это наука о психическом отражении действительности в деятельность человека, представляет собой научные исследования направленные на изучение повдения человека и отражения внутренних психических процессов, а также практическое применение полученных знаний.
Предмет психологии – психика
Психология делится на общую ( изучение психических свойств личности) и прикладную( изучение отдельных отраслей психологии)
науки изучающие проф.деятельность:
1.Акмеология – это наука образовавшаяся на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин направлена на изучение деятельности человека на этапе зрелости.
Изучает:
А) закономерности самореализации творческих потенциалов взрослых людей в процессе деятельности на пути к вершинам
Б) закономерности обучения профессионализма в деятельности
В) самообразование, самоорганизация
Г) самосовершенствование, самоорганизация деятельности
2. социальная психология – изучает закономерности возникновения, функционирования и проявления психических свойств личности, в результате взаимодействия людей и их групп, как представителей различных общностей (соц.психология личности, соц.психологию общения и др)
3. возрастная психология – это область психологии, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах. (Объект исследования – закономерности развития и формирования личности; предмет – возрастная динамика психики человека)
4. юридическая психология- раздел психологии изучающий особенности деятельности, связанные с правом
5. психология труда – область психологии изучающая психологические процессы, явления психики человека непосредственно связанные с трудовой деятельностью
6. психодиагностика – занимается разработкой тестов, с целью изучения психических свойств личности
Профессионализм :
Первичный ( состоит в том, что в процессе первичной профессионализации личность становится подлинным субъектом трудовой деятельности, обретает проф. Статус. Это есть процесс становления специалиста, она включает в себя приобритение профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного начала проф. Деятельности, т.е. приобритение специальности. (высшее образование))
Вторичная ( цель: превращение специалиста в профессионала, т.е. пихологическое, социальное и мировоззренческое развитие личности, формирование особого проф.мастерства, получение широкого проф.опыта, в ходе трудовой деятельности)
Современные представления о профессионализме. Востребованные характеристики профессионала в современном обществе.
Профессионализм– новый высший уровень знаний и результаты человека в какой-либо деятельности, а также определённая система организации сознания психики субъекта.
Когда имеется в виду высокий профессионализм человека, то с ним связываются не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями и творческий подход к делу, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. Конечно, настоящий профессионализм всегда сопрягается с сильной и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата.
Элементами профессионализма являются:
· Профессионализм деятельности- качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую проф. квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных проф. навыков и умений, в т.ч. основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения проф. задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью.
· Профессионализм личности- качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста.
Акмеологические инварианты профессионализма - это основные качества и умения профессионала (или необходимые условия), обеспечивающие высокую продуктивность и стабильность деятельности независимо от ее содержания и специфики. Акмеологические инварианты профессионализма проявляются также и во внутренних побудительных причинах, обеспечивающих активное саморазвитие специалиста, реализацию его творческого потенциала.
Раскрывая понятие профессионализма личности и определяя профессионально важные качества личности как «проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде», авторы считают, что таковые качества включают в себя следующие свойства:
· интеллектуальные (мышление),
· нравственные (поведение),
· эмоциональные (чувства),
· волевые (способность к самоуправлению),
· организаторские (механизм деятельности).