Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления
Выделение видов мышления производят во различным основаниям:
¨ по форме и соответственно по содержанию знаний выделяют наглядно (конкретно)-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышления;
¨ по характеру решаемых задач мышление может быть теоретическим и практическим;
¨ по степени развернутости и осознанности оно может быть дискурсивным и интуитивным;
¨ по степени новизны и оригинальности мышление можно отнести к репродуктивному (воспроизводящему) и продуктивному творчеству.
Конкретно-действенное мышление есть наиболее элементарная его форма, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления; это мышление, опирающееся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Слово здесь играет преимущественно констатирующую роль. Такое мышление наиболее типично для детей дошкольного возраста. Ребенок мыслит, действуя с предметами: палочками, кубиками, строительным материалом и пр. В школьном возрасте это мышление обеспечивает творческую работу детей при создании разнообразных моделей, в процессе лабораторно-практических занятий. Это мышление также совершается через анализ, синтез, сравнение, абстракцию, обобщение, нахождение связей и отношений, но ход всех этих операций непосредственно включен в действующую ситуацию, в ход практического действия. Его «поле зрения» совпадает с полем действия [10].
Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления. Оно очень ярко проявляется, например, при понимании сложных картин, трудных ситуаций. Для понимания смысла таких ситуаций требуется сложная ориентировочная деятельность. Понять, например, картину Решетникова «Опять двойка» можно только из сопоставления всех деталей, выделения существенных связей (отношения матери и смущенного мальчика, мальчика и девочки, которая насмешливо смотрит на него).
Понять сложную картину – это значит уяснить ее внутренний смысл. Постижение смысла требует сложной аналитико-синтетической работы, выделения деталей, сопоставления их друг с другом. Характерно в этом отношении, что если нормальный ребенок проводит определенную работу по выделению существенных признаков, то умственно отсталый рассматривает отдельные детали (говорит: «голова», «уши» и т.д.), его конкретно-образное мышление не проявляет признаков поиска, он на основе одной детали делает вывод о содержании всей картины.
В наглядно-образном мышлении участвует и речь, которая помогает назвать признак, сопоставить признаки, например, обосновать сюжет картины в целом. Наглядно-образное мышление характерно для дошкольника и младшего школьника. Не случайно учащиеся младших классов не всегда правильно понимают смысл басен, сказок, пословиц, поговорок; абстрактные понятия они часто наполняют живыми, конкретными образами. Например, на вопрос: «Как понять пословицу «Один в поле не воин»? – первоклассник ответил: «А с кем же ему воевать, если он один?» Видимо, у него возник яркий образ поля и одинокого воина.
Абстрактно-логическое – это мышление с опорой на понятия, которые отражают общее, сущность предметов и выражаются в словах или других знаках.
Наглядно-образное мышление и мышление абстрактно-логическое тесно взаимосвязаны и часто переходят друг в друга. Человек не может мыслить только понятиями без представлений, в отрыве от чувственной наглядности, он не может также мыслить одними лишь чувственно-наглядными образами, без понятий. Поэтому об этих видах мышления нельзя говорить как о противоположностях, но так как представления и понятия не только связаны друг с другом, но и отличны, внутри единого мышления можно, с одной стороны, различать наглядное, с другой - абстрактно-теоретическое.
Мысль обогащает образ, а образ обогащает мысль. В этом можно убедиться на примере любой метафоры. «Так, если кто либо скажет, - писал С.Л. Рубинштейн, - «Моя звезда закатилась», он этим образом передает мысль, допускающую отвлеченную формулировку: он больше не пользуется успехом. Но образное выражение передает еще много дополнительных оттенков ему лишь свойственной выразительности и прежде всего отношение к нему».
Все рассмотренные виды мышления находятся в тесной взаимосвязи. При решении более или менее сложной задачи словесные рассуждения опираются на яркие образы, сопровождаются практическими действиями. В свою очередь, решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует сплошь и рядом словесных обобщений. В конечном- счете специфические особенности рассматриваемых видов мышления у разных людей обусловлены прежде всего специфичностью задач, которые им приходится решать. В то же время у каждого человека в связи с его индивидуально-психологическими особенностями и характером деятельности складываются некоторые индивидуальные особенности мышления.
Деление мышления на теоретическое и практическое весьма условно и относительно, речь может идти лишь о преобладании тех или других компонентов и его направленности. Лучшим вариантом всегда является органическое сочетание в процессе мышления теории и практики, будь то при решении научных, организационных, производственных, педагогических задач и т.п.
Интуиция, гипотезы, планы и стратегии в творческом решении задач. В широком, философском смысле интуицию определяют как непосредственное, самоочевидное знание или решение. Психологически более точным будет определение интуиции как неосознанного (а точнее, которое не может до конца быть осознанным) знания. Интуитивное знание всегда противоположно логическим аналитическим процессам, называемым дискурсивными. В трактовке известного психолога Ж. Пиаже интуитивное мышление представляется как наглядное, дологическое (дооперациональное) мышление ребенка. Некоторые психологи склонны делать акцент на невозможности перевода интуитивных процессов в речевую форму. Из всего многообразия точек зрения на природу и меру произвольности интуиции выделяется точка зрения Б.М. Теплова. Он рассматривает интуитивные решения как выражение высокого уровня знаний и мастерства, как высший уровень свернутости сложных мыслительных процессов. Этого определения придерживаются и многие другие исследователи*.
* Теплов Б.М. Ум полководца //Проблемы индивидуальных различий. М., 1961; Бунге М. Интуиция и наука / Пер. с англ. М., 1962.
Гипотезы, являющиеся значимой составной частью решения, в одних случаях могут быть логически обоснованными, в других -- интуитивными. В последнем случае гипотеза подвергается логической верификации (проверке ее истинности или ложности). Рождение (или выдвижение) гипотез и их верификация выражают психологический механизм поиска решения, характеризуют движение мысли. В процессах возникновения («генерирования») гипотез появление догадок прежде всего и наиболее ярко характеризует творческие возможности личности, а в их преобразованиях - и иные существенные ее характеристики (опыт, мотивация, направленность, гибкость ума и пр.). Гипотезы при решении задач в конце концов переходят в план решения.
План решения более или менее известных задач может возникать как завершающий момент гипотезы. В задачах новых, оригинальных планы решений могут многократно меняться вместе со сменой гипотез, т.е. планы входят составной частью в поиск решения, направляемого в процессе творческого мышления определенной стратегией.
Стратегия решения - это общий план того, как действовать, как искать единственно правильное, а чаще – оптимальное (наиболее целесообразное в конкретных условиях) решение. Практически мы часто идем путем сужения сферы поиска: ставятся альтернативные вопросы, вначале более общие, в дальнейшем все более узкие и частные. Например, вам поручено классное руководство. Для того чтобы наладить дисциплину и порядок в классе, необходимо определить – как это лучше сделать. Для этого нужно последовательно продумать: а) как строить отношения – через жесткие требования или путем налаживания доверительных отношений; б) приняв второй вариант, решить – как действовать: непосредственно на весь классный коллектив или опираясь на актив; в) на какую группу учащихся конкретно можно и надо прежде всего опереться; г) с решения каких вопросов следует начать работу и т.д.
При решении задач игрового типа обычно идут путем перебора уже известных вариантов с учетом определенной, наперед заданной иерархии возможных ситуаций и исходов, начиная с наиболее значимых.
При решении задач на классификацию объектов, как было установлено в специальных исследованиях (Дж. Брунер и др.), обычно используется одна из следующих четырех стратегий: 1) извлекать из каждой пробы всю возможную информацию и решать, какие признаки заслуживают внимания и оставления для дальнейших проб; 2) в соответствии с определенной гипотезой последовательно «примеривать» признак ко всем объектам; 3) построив гипотезу относительно искомого критерия и руководствуясь одним объектом, перебрать все объекты, варьируя один признак; 4) варьировать сразу несколько признаков, рискуя ошибиться, но зато ускоряя решение (стратегия «концентрированного поиска»).
Решение задач и знаковое моделирование. Всякая задача характеризуется не только своим содержанием, но и формой, в которой задано условие, может и должно осуществляться решение, может и должен быть выражен результат. «Непосредственность» даже весьма несложных, «чисто» практических задач лишь кажущаяся. Вычленение любых чувственно не представленных характеристик, более или менее сложных структур, отношений, взаимосвязей требует закрепления. Средством, обеспечивающим закрепление, сокращение и преобразование информации являются знаки. Совокупность набора алфавитных знаков и способов оперирования ими называют знаковой системой, а иногда искусственным языком (математики, химии, картографии и т.п.). Систему знаков, искусственно преобразованную по сравнению с исходной, но призванную нести ту же информацию, называют кодом. Процесс кодовых (знаковых) преобразований некоторой информации об определенной реальности с целью получения дополнительной информации представляет собой знаковое моделирование. Таким путем приобретается большой объем научных знаний, решается огромное количество теоретических и практических задач, получаются выводные знания. Примеры знаковых моделей: карта или схема местности, структурная формула в химии, математическое выражение и график. Своеобразная знаковая модель – словесное выражение или определение понятия. Вид системы знаков и способов знакового моделирования зависит от характера задачи, от того, с какой информацией имеем дело или какую намерены получить. Например, решение текстовой учебной задачи по математике или физике учеником требует, как правило, краткой записи условия, построения схем отношений величин, составления уравнений или их систем. Как показали исследования (В.С. Герасимовой, В.А. Крутецкого, Л.М. Фридмана и др.), специальное обучение анализу задач и моделированию раскрывает дополнительные возможности для совершенствования физико-математического образования и для умственного развития школьников.
Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что овладение человеком языком науки, системой знаков (отражающих систему научных понятий), способами действий с ними и соответствующими модельными преобразованиями – одно из наиважнейших условий совершенствования его познавательной и творческой деятельности в любой специальной области науки. Для творческой работы необходимо обладать способностью самостоятельно и критично мыслить, проникать в сущность предметов и явлений, быть пытливым, что в значительной степени обеспечивает продуктивность умственной деятельности.