Теория развития мышления Ж.Пиаже и Л.С.Выготского

Ж.Пиаже впервые с помощью разработанного и введенного им в науку клинического метода исследования детской речи и мышления подверг систематическому исследованию особенности детской логики в совершеноо новом разрыве. В новых исследованиях в центре внимания было поставлено то, что у ребенка есть, чем обладает его мышление в качестве отличительных своих особенностей и свойств. Пиаже ввел клинический метод. Этот метод предает действительное единство всем разнообразнейшим фактическим исследованиям Пиаже, сведенным в связные, жизнеено полноценные клинические картины детского мышления.

Центральным звеном, позволяющим свести к единству все отдельные особенности детского мышления, с точки зрения Пиаже, является эгоцентризм детского мышления. Черты детской логики образуют комплекс, определяющий логику ребенка, а в основе этого комплекса лежит эгоценрический характер детского мышления и детской деятельности.

Пиаже определяет эгоцентрическую мысль как переходную, промежуточную форму мышления, располагающуюся с генетической, функциональной и структурной точек зрения между аутистической мыслью и направленным разумным мышлением.

Аутистическая мысль подсознательна, т. е. цели, которые она преследует, или задачи, которые она себе ставит, не представляются сознанию. Она не приспосабливается к внешней действительности, а создает сама себе воображаемую действительность, или действительность сновидения. Как таковая она не может быть выражена непосредственно речью, она выявляется прежде всего в образах, а для того чтобы быть сообщенной, должна прибегать к косвенным приемам, вызывая посредством символов и мифов чувство, которые ее направляют.

Между разумной и аутистической мыслью есть много разновидностей в отношении степени их сообщаемости. Мысль эгоцентрическая главнейшаяиз этих промежуточных форм, т.е. мысль , которая старается приспособится к действительности, не будучи сообщаема как таковая.

Функция эгоцентрического мышления заключается для пиаже не столько в приспособлении к действительности, сколько в удовлетворении собственных потребностей. Это роднит эгоцентрическую мысль и аутистическую мысль. Но есть и различия. Интересы эгоцентрической мысли уже не направлены исключительно на удовлетворение органических потребностей или потребностей игры, как при чистом аутизме, но направлены так же и на умственное пртспособление, подобно мысли взрослого.

Исходной, основной идеей всей концепцией Пиаже является положение о том, что первичной обусловленной самой психологической природой ребенка формой мышления является аутистическая форма; реалистическое мышление является позним продуктом, как бы навязанным ребенку избне с помощью длитнльного и систиматического принуждения, которое оказывает на ребенка окружающая его социальная среда.

Корни эгоценризма Пиаже видит в двух обстоятельствах. Во первых, в ассоциальности ребенка и, во-вторых, в своеобразном характере тего практической деятельности.

Сфера влияния эгоцентризма, по Пиаже, до 8-ми лет совподает непосредственно со всей областью детского мышления и восприятия в целом. После 8-ми лет эгоцентрический характер мысли сохраняется лишь в отдельной части детского мышления, лишь в сфере отвлеченного рассуждения.

По мнению Выготского, аутистическое мышление не является п5ервичной ступенью в умственном развитии ребенка и человечества.

Допустить изначальность принципа удовольствия развития мышления-значит сделать биологически необьяснимым процесс возникновения той новой психической функции, которую мы называем интелектом или мышлением.

Пиаже считает, что эгоцентрическая мысль бессознательна. Выготский считает, что аутистическое мышление теснейшим образом связано с действмтельностью и оперирует почти исключительно тем, что окружает ребенка и с чем он сталкивается. Другая форма аутистического мышления, находящая свое проявление в сновидениях, может создавать абсолютную бессмыслитцу в силу своей оторванности от действительности.

Фактическим основанием своей концепци Пиаже видит в выяснении функции речи у детей. Все разговоры детей он подразделяет на две большие группы, которые можно назвать эгоцентрической и социализированной речью. "Эта речь эгоценрична, - говорит Пиаже, - прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе, и главным образом потому, что он не пытается стать на точку зрения собеседника". Функция социализированной речи совсем др. Здесь ребенок действительно обменивается мыслями с другими; он прости, приказывает, угрожает, сообщает, критикует, задает вопросы.

В факте эгоцентрической речи Пиаже видит первое, основное и прямое доказательство эгоцентризма детского мышления. Его измерения показали, что в раннем возрасте коэффицент эгоцентрической речи чрезвычайно велик.Больше половины высказываний ребенка до 6-7 лет эгоценртичны. Коэффицент эгоцентрического мышления значительно превышает коэффицент эгоценртической речи.

Эгоцентрическая речь,как аккомпонимент сопровождает деятельностьребенка. При этом она ничего существенного не изменяет ни в деятельности ребенка, ни в его переживаниях. Эгоценрическая речь в описаниях Пиаже предстает как некоторый побочный продукт детской активности, как обнаружение эгоцентрического характера его мышления.

Итак, эгоцентрическая речь, по Пиаже, не выполняет никакой объективно полезной, нужной функции в поведении ребенка. Следовательно эгоценторическая речь это симптом слабости, незрелости детского мышления и в процессе детского развития этот симптом будет исчезать. Исследования Пиаже показывают, что коэффицент эгоцентрической речи с возрастом падает.

Выготский проведя ряд исследований пришел к выводу, что эгоцентрическая речь очень рано начинает выполнять в деятельности ребенка чрезвычайно своеобразную роль. Так затруднения или нарушения гладко текущей деятельности является главным фактором, вызывающим к жизни эгоценрическую речь.

У дошкольников эгоцентрическая речь, т.е. попытка в словах осмыслить ситуацию, наметить выход, спланировать ближайшее действие, возникала в ответ на трудности. Ребенок старшеговозраста вел себя несколько иначе: он всматривался, обдумывал, затем находил выход. Можно предположить, что также операция, которая у дошкольников совершается в открытой речи, совершается у школьников в уже речи внутренней, беззвучной.

Эгоцентрическая речь, помимо чисто экспрессивной функции, помимо того, что она просто сопровождает детскую активность, очень легко становится средством мышления в собственном смысле слова, т.е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи, возникающей в поведении.

В процессе деятельности происходят структурные изменения и сдвиги во взаимном сплетении эгоцентрической речи и его деятельности.

Мы наблюдали, как ребенок в эгоцентрических высказываниях, сопровождающих его практическую деятельность, отражает фиксирует конечный рзультат или главные поворотные моменты своей практической операции , как эта речь по мере развития деятельности ребенка сдвигается все более и более к середине, а затем к началу самой операции, приобретая функции планирования и напрвления будущего действия.

Что касается функции и судьбы эгоцентрической речи, то Выготский считает, что в эгоцентрической речи надо видеть переходную стадию в развитие речи от внешнего к внутреннему.

Что роднит эгоцентрическую речь и внутреннюю речь (по Выготскому):

- общностьфункций: и та и др. есть речь для себя, отделившаяся от речи социальной, выполняющей задачу сообщения и связи с окружающими;

- структурные особенности: обе понятны только для себя, они сокращены.

Выготский утверждает, что интеллектуальная функция эгоцентрической речи, стоящая, по-видимому, в непосредственной связи с развитием внутренней речи и ее функциональных особенностей, ни в какой мере не является прямым отражением эгоцентризма детской мысли, но показывает, что эгоцентрическая речь очень рано при соответствующих условиях становится средством реалистического мышления ребенка.

Основная линия в развити детского мышления, с точки зрения теори Пиаже, проходит в обще по основному тракту: от аутизма к социализированной речи, от миражного воображения к логике отношений.

Для Выготского первоначальная речь ребенка чисто социальная (функция сообщения социальной связи, воздействие на окружающих). В процессе роста социальной речи ребенка, которая является многофункциональной, развивается по принципу дифференциации отдельных функций и в известном возрасте довольно резко дифференцируется на эгоцентрическую и коммуникативную. Т.о., эгоцентрическая речь возникает на основе социальной путем перенескения ребенком социальных форм поведения, форм коллективного сотрудничества в сферу личных психических функций. На основе эгоцентрической речи возникает затем внутренняя речь, являющаяся основой его мышления, как аутистического, так и и логического.

Пиаже сам того не подозревая показал как внешняя речь переходит в речь внутреннюю. Он показал, что эгоцентрическая речь является внутренней речью по своей психической функции и внешней речью по своей фозиологической природе. Речь, т.о., становится психически внутренней раньше, чем становится действительно внутренней.

Вся схема, следовательно, принимает такой вид: социальная речь - эгоцентрическая речь - внутренняя речь. (По Выготскому).

Пиаже: внеречевое аутистическое мышление - эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление - социализированная речь и логическое мышление.

Т.о., один и тот же пункт в развитии мышления ребенка, обозначаемый как эгоцентрическая речь ребенка, представляет с точки зрения этих схем лежащим на двух совершенно различных трактах детского развития. Для Пиаже это переход ступень от аутизма к логике, от интимно-индивидуального к социальному, для нас это переходная форма от внешнегй речи к внутренней, от социальной речи к индивидуальной, в том числе и к аутисическому.

Вся книга Пиаже проникнута той мыслью, что в истории мышления ребенкавыдвигается на первый план влияние социальных факторов на структуру и функционирования мысли. Биологическое мыслится как изначаольное, первичное, заключенное в самом ребенке, образующее его психологическую субстанцию. Социальная действительность посредством принуждения как внешняя, чуждая по отношению к ребенку сила, вытесняющая свойственные ребенку и соответствующие его внутренней природе способы мышления и заменяющая их чуждыми ребенку схемами мысли, которые навязываются ему извне. Пиаже видит в социализации единственный источник развития логического мышления. Процесс заключается в преодолении детского эгоцентризма. Он заключается в том что ребенок начинает думать не для себя, но начинает прспосабливать свое мышление к мышлению др.

Выготский критикует Пиаже за то, что Пиаже раасматривает мышлеие как совершенно оторванную от действительности деятельность.(Выготский Л.С. т.2)

Мышление и речь.

Наши рекомендации