Основные формы мышления. Теория Ж.Пиаже.

Развитие мышления у человека проходит ряд этапов от допонятийного к понятийному. История изучения мышления уходит своими корнями в древность, но вопрос о специфике и структуре мышления оказался настолько сложным, что психология мышления стала интенсивно развиваться в последние десятилетия. До появления психологической теории мышления удавалось зафиксировать лишь его внешнюю, наблюдаемую часть. Одно из первых открытий в этой области принадлежит Аристотелю. Им описана логическая структура мышления – силлогизм.

Пример силлогизма: Большая посылка: Все люди смертны.

Малая посылка: Сократ – человек.

Вывод: Сократ смертен.

Наравне с этим, были сделаны другие открытия (логические парадоксы «Зерно и куча», «Ахиллес и черепаха», «Деревенский брадобрей» и т.п.) и сформулированы такие термины как понятие, суждение, умозаключение, индукция, дедукция, анализ, синтез. Они составили предпосылки науки логики, изучающей способы правильного, верного мышления. Современная психология использует понятия логики, но предметом психологии мышления является изучение закономерностей мыслительной деятельности конкретных людей (различных по возрасту, образованию, полу).

Понятие– мысль, отражающая общие существенные и отличительные признаки предмета, явления. Понятия отличаются от представлений своим обобщением и отвлечением от конкретного предмета. Понятие тесно связано со словом и выступает для нас в качестве значения слова. Содержание понятий раскрывает суждение.

Суждение – мыслительное действие, отражающее связи между предметами и их свойствами. Суждение относится к относительно простым формам мыслительной деятельности. Суждение всегда содержит в себе:

1) субъект суждения (подлежащее) – предмет, о котором говорится в суждении;

2) предмет суждения (сказуемое) – что говорится в суждении;

3) положительную или отрицательную связку (является, есть, не является и т.д.).

Суждения бывают общие, частные, единичные.

Умозаключение– совокупность мыслительных действий, путём которых из одних суждений выводятся новые. Умозаключения представляют собой довольно сложную форму мыслительной деятельности.

Они делятся на индуктивные(рассуждение от частного к общему) и дедуктивные(от общего к частному). Словесно-логическое мышление представляет собой цепочки таких суждений и умозаключений.

Понятие, суждение и умозаключение как формы мыслительной деятельности – это важное открытие в исследовании мышления.

Швейцарский психолог Жан Пиаже рассматривал развитие мышления как процесс социализации человека, развития его личности. Он проводит мысль о том, что мышление и интеллект являются важным орудием (средством) и одновременно продуктом усвоения человеком социального опыта, развития его с окружающим миром, становления его личности.

Созданная Пиаже теория развития мышления называется операциональной, поскольку развитие интеллекта в ней понимается как развитие мыслительных операций. Мыслительная операция – внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему; основным свойством операции является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция). В развитии мыслительных операций у детей Пиаже выделял четыре стадии.

1 стадия – сенсомоторного интеллекта. Она охватывает период жизни ребёнка от одного года до двух лет и характеризуется развитием способности воспринимать и познавать предметы реального мира, составляющие окружение ребёнка. Под познанием предметов предполагается осмысление их свойств и признаков. К концу первой стадии ребёнок становится субъектом, т.е. выделяет себя из окружающего мира, осознаёт совё «Я». У него отмечаются первые признаки волевого управления своим поведением, и помимо познания предметов окружающего мира ребёнок начинает познавать самого себя.

2 стадия – операционального мышления – охватывает возраст от двух до семи лет. Этот возраст характеризуется развитием речи, формированием наглядных представлений. Наблюдается проявление эгоцентризма мышления ребёнка, что выражается в трудности принятия позиции другого человека. Ребёнок может ошибочно классифицировать предметы по случайным или второстепенным признакам.

3 стадия – стадия конкретных операций с предметами. Она длится с 7 до 11-12 лет. Умственные операции становятся обратимыми, но требуются наглядные иллюстрации для верных умозаключений. Большинство детей преодолевают эгоцентризм мышления и способны объединять предметы в классы и выделять подклассы.

4 стадия – стадия формальных операций. Она охватывает период от 11-12 до 14-15 лет, причём развитие сформированных на данной стадии операций продолжается на протяжении всей жизни. У ребёнка формируются способности выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий. При этом отдельные умственные операции превращаются в единую структуру целого. Пиаже экспериментально изучил и описал характерные черты допонятийного мышления (1-3 стадии):

1. Отсутствие отвлечённых понятий.

2. Вместо индукции и дедукции используется трансдукция умозаключений, в которой смешивается общее и частное.

3. Эгоцентризм мышления.

В исследованиях отечественных психологов (Гальперин П.Я., Обухова Л.Ф.) было показано, что при специальном обучении ребёнка мыслительным операциям границы этапов смещаются вниз. Это важное открытие возрастной и педагогической психологии получило название принципа развивающего обучения.

6.3. Мышление как психический процесс.

Психология мышления исследует внутренние причины, его вызывающие, операции, которые оно осуществляет; изучает цели, на достижение которых оно направлено, и зависимость от личностных особенностей человека.

Мышление вызвано потребностями и мотивами. Различают 2 вида мотивов мышления:

1). Специфические познавательные – необходимость понять явление, построить целостную картину окружающего мира, стремление разрешить познавательные противоречия, интересы, любознательность.

2). Общие неспецифические мотивы и потребности – все известные материальные и культурные потребности, прямо не связанные с познанием; необходимость осуществлять деятельность, престиж, статус, требования других, голод, жажда и т.д.

Для того чтобы возникла потребность мышления, необходимо возникновение проблемной ситуации. Если человек сталкивается с информацией о том, что состояние внешней среды не соответствуют его потребностям и для разрешения этого противоречия в памяти нет одной единственной схемы действия, то перед ним возникает проблема решения ситуации. Т.к. проблема всегда связана с ситуацией (предметами, людьми, обстоятельствами, местом, временем), то говорят о возникновении проблемной ситуации. Перед человеком стоит задача: сделать так, чтобы состояние внешней среды пришло в соответствие с желаемым, т.е. с потребностью. Это цель мыслительного действия. В некоторых случаях требуется найти хотя бы какое-нибудь решение, в других – наилучшее, оптимальное.

Для решения задачи используются разнообразные мыслительные операции:

– анализ – мысленное расчленение предмета, ситуации, выделение их частей, признаков и существенных свойств;

– синтез – операция, образующая аналитическое мысленное воссоединение частей, признаков, свойств в некоторое целое, в мысленный объект.

Эти две операции являются основными.

- абстрагирование – мысленное выделение основных существенных признаков, свойств, отделение их от несущественных, закрепление их в слове.

– обобщение (классификация, категоризация) – мысленное объединение предметов и явлений в классы, категории на основе установленных у них общих свойств.

– конкретизация (обратное обобщению) – установление конкретных предметов, ситуаций, входящих в общий класс (приводить пример).

– сравнение – выделение общих и отличительных свойств предметов и явлений при их сопоставлении.

Кроме этих операций современные исследователи выделяют новые:

– генерация – выдвижение гипотез о причинах.

– формулировка возможных действий и их оценка.

– рефлексивная операция – предугадывание ответных решений.

– вероятностное прогнозирование.

– выбор решения и т.д.

Задачи и проблемные ситуации, с которыми сталкивается человек, можно классифицировать по разным признакам:

1. степень определённости полученной информации;

2. простота (количество переменных, которые нужно учесть);

3. динамика (изменение ситуации, задачи в процессе её решен.

Процесс мышления в полном виде поэтапно выглядит так:

1. проблемная ситуация, формирование проблемы и задачи, первоначальное определение цели;

2. анализ проблемной ситуации (причина-следствие), доопределение цели;

3. формулировка альтернатив, возможных действий и их оценка;

4. принятие решения (выбор действия);

5. осуществление, контроль, оценка, коррекция.

Когда человек пропускает один из этапов, его решения либо не оптимальны, либо они не находятся вообще. Мощными приёмами повышения качества принимаемых решений являются:

1. Умение ставить точные диагностирующие вопросы (что, где, когда, почему именно это, здесь, с этими людьми, где ещё могла возникнуть эта проблема, но не возникла, почему человек ведёт себя так, каковы его мотивы и цели). При решении задач, связанных с человеческими отношениями, последние вопросы – основные.

2. Доопределение проблемной ситуации до полной группы возможных событий (т.е. сумма вероятностей равна 1 – все события).

3. Умение генерировать все возможные действия.

Вопросы и задания

1. Наиболее распространённые задачи, используемые при изучении мышления, можно разделить на 4 группы.

I. Задачи на классификацию и их модификации (установление сходства, выделение существенных признаков, исключение лишнего слова и др.).

II. Задачи на нахождение аналогии (подобия) в отношениях между объектами.

III. Задачи на поиск закономерности в расположении некоторого ряда объектов (слов, цифр, геометрических фигур и т.д.)

IV. Задачи, которые можно условно определить как «задачи на понятливость» (выделение обобщённого смысла пословиц, метафорических выражений, нахождение логических противоречий в сложных высказываниях и др.).

Подберите задачи на изучение мышления, относящиеся к разным группам, предложите использовать их на практическом занятии по общей психологии.

2. В чём проявляется отличие мышления человека от мышления животных? Приведите примеры, подтверждающие многогранность человеческого мышления.

3. Назовите специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности. Раскройте отличие мышления от чувственного познания.

4.Назовите основные мыслительные операции, необходимые для сравнения понятий.

5. В каких случаях в наибольшей степени проявляются такие качества мышления, как гибкость ума, самостоятельность, критичность ума? Приведите примеры.

Наши рекомендации