Основные этапы развития конфликтологии
Конфликтология начала свой путь в США, затем развивалась в Западной Европе и являлась областью социологических явлений. Сегодня как западная, так и отечественная конфликтология все более тяготеют к психологии, к психологическому пониманию конфликта. Следует отметить, что в отечественной науке, в отличие от западной, лидирующую роль с самого начала играла психология. Для того чтобы проследить динамику развития конфликтологии, следует обратиться к истории.
Вплоть до конца XIX века конфликт рассматривался предельно широко – как категория, охватывающая любые противоречия. Эти противоречия рассматривались либо в самом общем плане – как противостояние сил Добра и Зла, Инь и Янь, Света и Тьмы, либо наоборот – как одно из проявлений конкретных противоречий, например, несовместимость органов или тканей и их отторжение при пересадке. Особым образом шло рассмотрение конфликта в художественном произведении /в картине, драме и т.д./; отдельная специфическая сфера – военные конфликты; ещё одна сфера – психологическое изучение конфликта между бессознательным и сознанием. Совершенно очевидно, что разработки каждой отдельной области, использующей термин «конфликт», шли своим путем и не стыковывались между собой. При этом если в первом случае оставалась вне поля зрения специфика конфликта, то есть его связь с человеком как носителем сознания, то во втором – предметом исследования становились частные особенности того или иного конкретного конфликта. И в том и другом случае сам конфликт как таковой, его суть и специфика не являлись специальным предметом исследования.
Понять суть конфликта как самостоятельного явления, обладающего набором собственных характеристик и особенностей, пронизывающего все сферы человеческой жизни и типичного для различных её аспектов, ставит своей задачей современная отечественная конфликтология.
Содержательный анализ идей и теорий позволяет выделить в развитии данной науки три основных этапа: донаучный, или философский; монодисциплинарный, т.е. когда каждая наука самостоятельно исследовала конфликт, и междисциплинарный, когда предпринимаются попытки создания дисциплины, комплексно исследующей конфликт. Эти этапы охватываю разные по длительности периоды.
Донаучный этап.
Наиболее длительный этап, охватывающий период от эпохи Античности и почти до конца XIX века, когда философы стремились понять, в чем сущность войн, и какова их роль в жизни человека и общества.
Конфликт сначала находит отражение в древнем искусстве. Начиная с самых первых его форм – наскальной живописи, устного творчества /легенд, сказаний/ - все несет на себе печать тех противоречий, той борьбы, которыми была пронизана реальная жизнь людей. Известно, например, что наскальные рисунки помимо изображенного сюжета хранят знания древних людей о расположении точек на теле животного, куда надо целиться во время охоты. Имеются находки, свидетельствующие о том, что первобытные люди устанавливали манекен медведя и совершали вокруг него ритуальные действия, танцы, и в частности, поражали его копьями. По этнографическим данным известно, что если во время охотничьего ритуального танца кто-то промахивался, то настоящая охота отменялась. Иными словами, уже тогда использовалась «психология человека, то есть, говоря современным языком, древние люди использовали своего рода «тренинги» для подготовки к борьбе.
Основной конфликт данного периода – конфликт человека и природы. В этом противостоянии и столкновениях с физически сильными животными вызревает понимание человеком природы, соответствующее уровню развития его сознания. Так, наскальные рисунки, роль которых трактуют по-разному, выполняют ещё и функцию своеобразной карты, пользуясь которой люди учатся сражаться с более сильным противником и побеждать. Реальная борьба формирует определенную установку человека – победить, выиграть, иначе будет побежден он сам. С целью победить природу человек ведет свое наступление, познавая и совершенствуя средства борьбы – вплоть до создания самых современных видов оружия.
Параллельно с этим человек создает психологические подпорки в своей борьбе и далее постоянно развивает их. Как уже отмечалось, на смену наскальным рисункам приходят манекены /глиняные и металлические/, а затем соответствующие тексты, напоминающие инструкции. Мифы и легенды дают нам информацию о проблемах и противоречиях того времени. Так, миф о Прометее, в котором, как мы помним, герой приносит огонь людям, взятый у богов, может служить отличной метафорой конфликта человека с силами природы и высшими силами. В этих текстах огонь может символизировать потребность человечества в реальном свете, а может быть, это символ знания, развития и т.д. Сам конфликт предполагает участие сторон, где одна из них – власть. История, философия, литература и сегодня хранят идеи наших предков, которые могут не только дать представление об исторической динамике конфликта, но и открыть в нем ещё непознанное. Важно отметить в этой динамике параллельное развитие идеи конфликта и толерантности.
Особый интерес представляет собой труды философов, из которых становится ясно, как шло развитие социальных отношений, как менялись оценки и восприятие конфликта и как постепенно на этом пути появлялись предпосылки научного понимания конфликта. Древнегреческий философ Гераклит считал, например, что все в природе и мироздании подвержено «круговороту и взаимопревращению», но единственным всеобщим законом является война, которая превращает одних людей в рабов, а других делает богами. Разделяя в целом идеи Гераклита, другой Греческий философ – Эпикур считал, что войны и их последствия вынудят, в конечном счете, людей жить в мире. Геродот также был убежден, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру». Далее в трудах философов появляется идея о насилии справедливом и несправедливом. Эта мысль Цицерона о войне как отмщении за причиненное зло, как о насилии справедливом была продолжена в средние века Фомой Аквинским, хотя и с оговоркой, что война всегда грех.
Одновременно с этим мы можем видеть, как взгляды философов, развиваясь, переходят от позиции признания войны к пониманию значимости мира для человека, к осознанию важности его построения. Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия с самого начала своего развития стремилась доказать преимущества мира, согласия и братства между людьми. Принцип несовместимости войн с учением Христа ставится под сомнение уже в IV веке. Проблема насилия и ненасилия достаточно глубоко прорабатывалась и в других религиозных учениях.
До нас дошли изречения древних философов, которые и ныне неплохо бы иметь в виду. Еще более важно, что все приводимые мысли содержат идеи толерантности: «Ссоры замиряй», «Силой не делай ничего», «Обуздывай гнев», «Не хули ближних, а не то услышишь такое, от чего огорчишься» /Хилон/; «Если ближние причиняли тебе маленький убыток – стерпи» /Питтак/; «С женой не бранись и не любезничай при чужих: первое – признак глупости, второе – сумасбродства» /Клеобул/; «Бранись с таким расчетом, чтобы скоро стать другом» /Периандр/.
Русские пословицы также отразили отношение народа к конфликту: «Не рой другому яму, сам в неё попадешь», «Худой мир лучше доброй ссоры», «Сор из избы не выноси», «Не зная броду, не лезь в воду», «Не спеши языком, торопись делом», «Не надо делать из мухи слона», «Лошадь на четырех ногах и та спотыкается» «Слово – серебро, молчанье – золото», «Милые бранятся, только тешатся», «В мести будь улиткой, в хороших делах – птицей», «Гнев – плохой советчик», «Раздор зло творит» и т.д.
На данном этапе происходило осмысление роли конфликтов в человеческой жизни, хотя самого термина ещё не существовало. В философии, по сути, вызревало отношение к конфликту через понимание войны и мира, насилия и подавления. Идеи древних философов достаточно долгое время развивались, акцентируя то неизбежность войны, то значимость мира. Сначала они видели в войне абсолютную силу, «бога всего». Именно война делала одних богатых, а других – рабами. Впоследствии, то критикуя конфликты, пытались понять, в чем их сила – разрушительная или созидательная, мыслители древности со всей очевидностью поставили вопрос о необходимости регулирования и предупреждении конфликтов, а в XV веке европейские философы поставили со всей ясностью вопрос о необходимости толерантности, веротерпимости в обществе.