Формула профессии. Формула профессии «юрист»
формула профессии – это схематическое изображение сущности профессии, с использование основных признаков; используется для определения профессиональной пригодности человека
формула профессии юрист:
предмет труда: основной – человек, дополнительный –знак, факультативный – техника
условия труда: с повышенной моральной ответственностью
средство труда: функциональные
цели труда: гностические, можно отнести изыскательные
Основные понятия профессиографии. Профессиограмма и психограмма. Профессиограмма юриста.
Профессиография – это объективное исслдеование направленное на изучение и описание всей сущности профессии, отражение ее структурных и содержательных особенностей, установление всего многообразия свявей личности с предметами, средствами профессиональной деятельности.
Профессиография представляет возможность для выявления и описания требований не только профессии, но и специальности. Профессиография – это общий метод анализа и описания трудовой деятельности и условий труда.
Основные принципы профессиоргафии:
· Принцип целенаправленности: психологическое изучении профессии не должно осуществляться само по себе, а для решения и исследования практических задач
· Принцип личностного подхода: необходимо учитывать возможные вариации индивидуального стиля деятельности, и замены одних личностных качеств другими
· Принцип допусков: в случае проф. Отбора необходимо указывать не только ПВК и противопоказания, но и границы минимума и максимума при их измерении
· Принцип надежности: нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, необходимо указывать и экстремальные
· Принцип перспективности и реальности: необходимо учитывать тенденции развития профессии, и рассматривать профессии в культурно-исторической перспективе
Основным результатом профессиографии как метода является составление профессиограммы – это описание структуры и особенностей любой профессиональной деятельности, а также требований предъявляемых профессией к человеку. Структура профессиограммы ее содержание зависят от цели с которой проводится изучение профессии.
Требования, предъявляемые к профессиограмме:
– четко выделять предмет и основные результаты труда;
– подчеркивать направленность каждого труда на благо конкретного человека;
– описывать профессию целостно;
– показывать возможные линии развития человека средствами профессии;
– показывать перспективы изменений в самой профессии;
– иметь направленность на решение практических задач.
Профессиограмма состоит из трудограммы (описания труда в профессии) и психограммы (описание психических требований профессии к человеку).
В трудограмму входит:
– предназначение профессии, ее роль в обществе, направленность на человека;
– распространенность профессии;
– предмет труда в профессии;
– профессиональные знания;
– деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, применяемые в данной профессии для достижения результата;
– средства труда, к которым относятся инструменты, приборы, знаковые средства и системы правил логического мышления, моральной и эстетической оценки и др.;
– условия труда: режим труда и отдыха, характеристика социального окружения, санитарно-гигиенические факторы труда, рабочее место,
– организация и кооперация труда;
– возможные уровни профессионализма в данной профессии;
– права представителя данной профессии;
– обязанности представителя данной профессии;
– позитивное влияние данной профессии на человека;
– негативные стороны профессии.
К психограмме относятся:
– мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции;
– профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала;
– эмоции, психические состояния;
– удовлетворенность человека трудом;
– психологические знания о труде и профессии;
– профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость профессиональному росту;
– профессиональное мышление, в том числе творческое;
– психологические противопоказания, а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано;
– линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.
Юридическая профессиограмма – это комплексное отражение сторон юридической деятельности, а также личностных качеств, навыков и умений юриста.
Доминирующие виды деятельности:
1.консультирование лиц, нуждающихся в юридической помощи (правовая помощь, справочно-информационная работа по законодательству с применением технических средств);
2.изучение законов, подзаконных актов, нормативно-правовых актов, международных договоров (также учет действующего законодательства и других нормативных актов) и применение их на практике;
3.составление юридических документов, контрактов, актов (договоров, лицензий) имущественно-правового характера, содействие в их оформлении;
толкование законов;
4. контроль за соблюдением законности (правовое регулирование социальных норм и отношений);
5.осуществление методического руководства правовой работы на пред-приятии;
6. создание архива судебных и арбитражных дел;
7.участие в процессе законотворчества (разработка законов и правовых документов);
8.обеспечение правовой защиты граждан, организаций, государства;
9.изучение правовой практики зарубежных коллег;'
10.правовая пропаганда;
11. участие в судебных процессах (защита дел в суде или поддержание обвинения).
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
логическое, аналитическое мышление;
вербальные способности (умение правильно и понятно изъяснятся);
высокий уровень развития понятного мышления (владение научными понятиями и способность воспринимать и понимать различные термины);
хорошее развитие концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на определенном виде деятельности);
высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти;
вербальные способности (умение правильно и понятно изъясняться);
способность убеждения;
Коммуникативные навыки (навыки общения с людьми);
склонность к исследовательской деятельности;
хорошое познание в разных областяхвысокий уровень развития дедуктивного мышления (умение мыслить от общего к частному)
Умение вести переговори
Личностные качества, интересы и склонности:
организованность;
аккуратность;
уверенность в себе;
эрудированность;
честность и порядочность;
деловая хватка;
ответственность;
объективность;
коммуникабельность;
стремление к самосовершенстванию;
хорошая интуиция;
эмоционально-психическая работоспособность.
умение быстро восстанавливать устойчивость;
энергичность;
настойчивость, принципиальность.
нерешительность;
неумение быстро принимать решения;
неумение противостоять внешним факторам (лицам, ситуациям);
нечестность;
непринципиальность;
неспособность глубоко осмысливать происходящее;
беспечность;
непогашенная судимость;
плохая дикция.