Метод беседы в психологии
Лекция №3
Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личностного общения по специально составленной программе.
Беседа является одним из самых продуктивных методов в психологии личности, дающих возможность вглядеться во внутренний мир человека, во многом понять его сложное, часто противоречивое содержание. Особое место беседы в арсенале методов исследования личности связано также с тем, что хотя данный метод не требует привлечения сложной дополнительной аппаратуры и оборудования, он в то же время, как ни один другой, предъявляет высокие требования к экспериментатору-психологу, его мастерству, профессиональной зрелости.
Виды беседы:
1. Стандартизированная
2. Частично стандартизированная
3. Свободная
Стандартизированная беседа предполагает: стойкую программу, стратегию и тактику ведения беседы. Вопросы тщательно сформулированы по заранее составленному плану. Детально разрабатывается вся процедура, включая общий план беседы, последовательность вопросов и даже варианты возможных ответов.
Частично стандартизированная предполагает стойкую стратегию, но тактику более свободную.
Стратегия — это всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Полностью и частично стандартизированная беседа дает возможность сравнения разных людей; беседы такого типа являются более емкими в отношении времени, могут опираться на меньший клинический опыт психолога и ограничивать непреднамеренное воздействие на испытуемого. Однако их большим недостатком является то, что они представляются не вполне естественной процедурой, имеющей более или менее выраженный оттенок экзаменационного опроса, и поэтому сковывающей непосредственность и вызывающей к действию защитные механизмы.
Как правило, к подобного типа беседам прибегают в том случае, если психологом уже установлено сотрудничество с собеседником, исследуемая проблема несложна и носит скорее частичный характер.
Свободная– программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.
Беседа свободного типа всегда ориентирована на конкретного собеседника. Она позволяет получать множество данных не только прямым, но и косвенным образом, поддерживать контакт с собеседником, отличается сильным психотерапевтическим содержанием, обеспечивает высокую степень спонтанности проявления значимых признаков. Подобный тип беседы характеризуется особенно высокими требованиями к профессиональной зрелости и уровню психолога, его опыту и умению творчески пользоваться инструментарием беседы (для теста).
В качестве специфических видов беседывыделяют:
1) терапевтическую (клиническую) беседу как метод оказания психологической помощи нуждающимся в ней (пациентам, клиентам); В психиатрии, психоанализе и медицинской психологии. Клиническая беседа используется для помощи пациенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения. Данный вид беседы относится к наиболее свободным формам беседы, так как поведенческие реакции почти неисчерпаемы. В беседах такого типа психолог интересуется не только явным содержанием ответа пациента (факты, мнения, чувства, словарь, ассоциации идей), но и его поведением (тон, запинки, жесты и др.). Существенной предпосылкой успешности беседы является установление позитивных личных отношений между участниками беседы, что требует от психолога большой терпеливости, приспособляемости к преобладающим интересам пациента, находчивости. В отдельных случаях. Клиническая беседа может иметь непосредственный психотерапевтический эффект; при этом пациент не только осознает причины своих затруднений, но и определяет пути их преодоления. Общая стратегия и ход клинической беседы строится на предварительных данных диагноза.
2) автобиографическую беседу, позволяющую обрисовать жизненный путь человека
3) телефонную беседу («телефон доверия») как экстренную консультационно-психологическую помощь;
4) интервью – психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану. Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.
В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.