Психология и поведение человека
Что называется высшей психической функцией.Отмеченные в заключение предыдущего параграфа особенности высших достижений животных в психическом развитии предполагают существование у человека таких психологических свойств, которых нет у животных. Подобных свойств довольно много, и им посвящена остальная часть данного учебника. Эти свойства, характерные исключительно для человека и отсутствующие у животных, практически охватывают все стороны психологии и поведения человека: познавательные процессы, психологические состояния, личностные особенности, межличностные отношения.
Когда-то, в конце XIX — начале XX в., психология как современная экспериментальная наука еще только начинала развиваться, с трудом завоевывая себе право считаться настоящей наукой, и психологи не решались браться за исследование сложных психологических явлений, свойств и форм социально-культурного поведения человека. Их усилия в основном сосредоточивались на изучении простейших познавательных процессов, да и среди них ученые-психологи исследовали в основном ощущения, восприятие, память и мышление в их элементарных формах.
Однако уже тогда возникла и позднее прочно закрепилась сознании ученых мысль о том, что человек существенно отличается от животных по особенностям своих познавательных процессов. Эту мысль высказывали и развивали многие психологи в Европе, в США и в России. Значительный вклад в разработку этой идеи внес выдающийся отечественный психолог Лев Семенович Выготский, предложивший для обозначения познавательных процессов человека понятие высшей психической функции. С помощью этого понятия он обозначил психический процесс, который радикально преобразовался под влиянием истории существования людей, их культуры и благодаря этому достиг высшего уровня своего развития.
Высшими психическими функциями Выготский называл свойственные только человеку восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Высшие психические функции, по Выготскому, противопоставлялись низшим, или натуральным (природным), психическим функциям, которые есть у животных и которые человек имеет с рождения. Высшие психические функции он приобретает в процессе жизни в результате обучения и воспитания. Такие функции имеют произвольный и опосредованный (иногда говорят «опосредствованный») характер.
К натуральным психическим функциям Выготский относил такие познавательные (психические) процессы, которые формируются и развиваются по мере созревания мозга и независимо от обучения и воспитания. Это, например, механическая и непосредственная память1.
1 Механической называют память, при которой запоминание происходит в результате простого, многократного повторения запоминаемого материала, без его умственной обработки, то есть осмысления. См. также далее.
Непосредственная память — это память, в которой запоминание материала осуществляется прямым путем, в результате его непосредственного восприятия или воздействия на органы чувств. См. также далее.
Иногда природные, или натуральные, психические функции вслед за Выготским называют элементарными, подчеркивая тем самым их отличие от высших, гораздо более сложных психических функций.
Чем отличаются высшие психические функции от элементарных психических функций.Итак, рассмотрим более подробно два главных отличия высших психических функций от элементарных.
Произвольность высших психических функций означает их осознанность, подчиненность воле человека и управляемость с его стороны. Это, например, произвольное внимание, произвольное, сознательное запоминание или припоминание какого-либо материала.
Опосредованность высших психических функций указывает на то, что для сознательного, волевого контроля и управления соответствующими функциями человек обращается к каким-либо, придуманным им же самим, средствам, которые, в свою очередь, могут быть знаковыми системами, орудиями и инструментами, входящими в состав материальной человеческой культуры. К примеру, опосредованная память — это такая память, при которой человек пользуется письменной речью для сохранения и припоминания материала, то есть записывает его для сохранения в памяти и затем, по соответствующей записи, в нужный момент времени припоминает материал.
Если человеку необходимо что-то воспринять, внимательно рассмотреть, то прежде, чем начать это делать, он ставит перед собой соответствующую задачу, внутренне настраивается на восприятие, внимательно изучает воспринимаемый объект и в ходе самого восприятия контролирует соответствующий процесс. При этом образ воспринимаемого предмета возникает не случайно, не спонтанно, а целенаправленно и сознательно конструируется самим человеком в ходе восприятия и далее проверяется на его соответствие воспринимаемому объекту. Такое восприятие и называется произвольным, оно тесным образом связано с мышлением человека. Произвольный характер также имеет внимание, участвующее в процессе восприятия.
Человек в отличие от животных наделен волей, то есть способностью сознательно регулировать и целенаправленно управлять как своим внешним поведением, так и внутренними, психологическими процессами. Однако эта способность человеку с рождения не дана, он ее постепенно приобретает в процессе обучения и воспитания.
Немаловажную роль в этом играет то, что ребенок, развиваясь, постепенно овладевает средствами психологической саморегуляции, прежде всего речью. Сначала он использует речь для управления действиями тех людей, с которыми общается, а затем начинает использовать речь для управления собственными действиями. Вначале речь как средство произвольной саморегуляции используется в ее внешней форме (ребенок вслух сам себе дает определенные команды и сам же их затем выполняет). После этого ребенок обращается к внутренней речи как средству саморегуляции. Таким образом, опосредованность высших психических функций означает, что их главным регулятором у человека в конечном счете становится его внутренняя речь.
Л.С.Выготский, однако, рассматривал этот вопрос несколько шире. Имея в виду произвольность и опосредованность высших психических функций, он говорил о том, что эти два важнейших качества связаны с изобретением и использованием людьми орудий и знаковых систем. Под орудиями он понимал, прежде всего, разнообразные орудия труда, инструменты, машины и приборы, с помощью которых люди изучают окружающий мир и получают возможность точнее и глубже его познавать.
Одним из таких «орудий», появившимся в более поздний период истории человечества, становится язык как система письменных знаков и логика мышления. Язык является одной из важнейших для современного человека знаковых систем. К числу других знаковых систем можно отнести условные обозначения, которые применяются в различных видах специальной деятельности человека, например знаки или специальные языки, которыми пользуются составители географических карт, физики, химики, математики, регулировщики дорожного движения и т.п.
Овладевая современными знаковыми системами, человек получает возможность не только общаться со специалистами, но и получает знания, заложенные в соответствующих знаках. К примеру, овладевая научным языком, человек одновременно усваивает и соответствующие научные понятия. В результате его элементарные психические функции постепенно превращаются в высшие психические функции.
Но к существованию высших психических функций отличие человека от животных не сводится. Кроме психических функций или познавательных процессов у человека наблюдаются высшие психологические состояния и высшие психологические свойства.
Что такое высшие психические состояния и высшие психологические, личностные свойства человека. Квысшим психическим состояниям относятся такие, как вдохновение, восторг, восхищение, а также высшие чувства человека: нравственные, эстетические, интеллектуальные и другие. Эти состояния не характерны для животных, хотя элементарные психические состояния в виде простейших биологических эмоций типа удовольствия или неудовольствия, страха или гнева можно обнаружить и у нас. Соответствующие высшие психические состояния, как и высшие психические функции человека, являются культурно обусловленными, то есть возникли у людей в исторический период их существования, под влиянием развития и освоения культуры.
Когда характеризуют психологию человека в ее наиболее устойчивых, отличительных свойствах — таких, с помощью которых объясняют, например, нравственные поступки, то пользуются понятием личность. Оно включает в себя то, что делает данного человека отличным от других людей и от животных (о животных говорят как об особях и обсуждают только их индивидуальные, но не личностные, особенности). Человек же обладает множеством собственно личностных свойств. К ним относят способности, характер, чувства, отношения (социальные установки), индивидуальный стиль детельности. Всего этого у животных нет, и из всех индивидуальных особенностей, которые отмечаются у человека как у личности, у животных можно обнаружить лишь признаки темперамента.
Кроме высших психических функций, состояний и личностных свойств человек обладает многими важнейшими психологическими особенностями, приписываемыми ему с древнейших времен и до сих пор считающимися такими особенностями, которых у животных определенно нет. Это — сознание, разум, воля, совесть, ответственность, мораль, духовные потребности. Рассмотрим их подробнее.
Что называют сознанием, разумом иволей человека.Сознание можно определить как знание и умение человека описывать, передавать словами или с помощью каких-либо других, понятных людям знаковых систем какую-либо информацию. Поскольку главной знаковой системой для человека является естественный язык (язык, на котором говорят люди), а форма его существования — речь, то и сознание часто связывают со знанием языка и с владением различными видами речи: устной, письменной, диалогической, монологической, бытовой, научной и т.п. Знания также могут существовать и на бессознательном уровне, например храниться где-то в нашей памяти, однако в нужный момент времени мы не сможем их припомнить.
Различают коллективное и индивидуальное, сознание людей. В коллективное сознание входят знания, которыми располагают все люди или группы людей, а в индивидуальное сознание — знания, которыми обладает отдельно взятый человек. Знания, входящие в состав сознания, всегда хранятся и передаются с помощью определенных знаковых систем, то есть в закодированном виде. Этим человеческие знания отличаются от знаний, которые имеются у животных.
Пользуясь уже введенными выше терминами, знания, входящие в состав сознания, можно назвать опосредованными (они получены с помощью определенных средств или орудий), а знания, не включенные в сознание, — непосредственными. Животные, таким образом, располагают только непосредственными знаниями.
Разум — это способность человека размышлять, принимать разумные решения и действовать в соответствии с ними, а не на основе эмоций или под влиянием воздействий со стороны. Поведение человека, противоположное разумному поведению, называют импульсивным. Животным свойственно только импульсивное поведение, а человеку кроме импульсивного присуще также и разумное поведение.
Иногда под разумом понимают высшие, интеллектуальные способности человека, и в этом случае разум практически отождествляют с интеллектом человека. Интеллект, в свою очередь, — это высокий уровень развития мышления человека. Разумным в широком смысле слова называют поведение человека, когда он действует сознательно, по собственной воле. Следовательно, разум как психологическое качество человека практически всегда сосуществует с его волей и сознанием.
Воля — это некоторая внутренняя, психологическая сила, которая позволяет человеку вести себя сознательно и разумно, осуществлять свободный выбор, принимать и выполнять принятые решения, преодолевать препятствия.
Что такое совесть, ответственность, мораль, духовные потребности человека.Совесть — это эмоциональное, нравственное переживание человека, включающее в себя глубокое сожаление о том, что он сам или кто-то другой нарушает нормы человеческой морали.
Человек без совести не думает, какой вред его поступки могут принести другим людям, не переживает по этому поводу и не берет на себя вину за это.
Ответственность — это личностное психологическое свойство, побуждающее человека отвечать за то, что происходит с ним, вокруг него или с другими людьми. Человек, обладающий этим свойством, всегда думает о том, к каким последствиям приведут его действия, как они скажутся на благополучии его самого и других людей.
Совесть и ответственность — это моральные чувства. Сама по себе мораль представляет собой совокупность норм, или правил, поведения, которым следуют люди в отношениях друг с другом; в них проявляется также отношение к обществу, природе, к животным. Нравственно или морально воспитанный человек — человек, знающий и соблюдающий нормы морали, принятые в цивилизованном, высококультурном обществе.
Духовными называют потребности, связанные со стремлением человека к интеллектуальному и нравственному самосовершенствованию. В их число входит потребность больше знать, глубже понимать происходящее, быть совестливой, ответственной, морально чистоплотной личностью. Все это, безусловно, человеческие отличительные психологические особенности, и если они в анализе психологических свойств человека игнорируются, то мы имеем дело с неполным, искаженным описанием, похожим на описание психологии животного. Далее мы увидим, что в определенный период времени в истории психологической науки действительно имели место попытки представления именно такой, неполноценной, животноподобной психологии человека.