Качественное отличие психики от других форм отражения (активность, избирательность, субъективность, перманентность, кумулятивность, опережающих характер психического отражения)
Психика согласно материалистическому учению понимается как свойство особым образом организованной материи - мозга.
То, что психика действительно является продуктом деятельности мозга, особым свойством его, доказывается многочисленными экспериментами над животными и клиническими наблюдениями над людьми. Так, при определенных поражениях мозга всегда неизбежно наступают изменения психики, и притом вполне определенные: при поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария мозга нарушается ориентировка человека в пространстве, а при поражении нижних отделов - восприятие речи, музыки. Эти и другие примеры свидетельствуют о том, что психика неотделима от деятельности мозга. Естественнонаучный анализ деятельности мозга дан в трудах Ивана Михайловича Сеченова и Ивана Петровича Павлова. Сеченов писал, что рефлексы головного мозга человека включают три звена. Первое - это возбуждение в органах чувств. Второе - процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. Третье - внешние движения и действия человека. Психика - центральное звено рефлекса.
Учение Павлова об условных рефлексах, возникающих в коре головного мозга, раскрыло физиологический механизм психической деятельности. Однако изучением физиологических механизмов работы мозга не исчерпывается изучение психики. Всегда следует помнить, что психика есть отражение мозгом окружающего мира. Поэтому она обладает собственным содержанием, т.е. тем, что отражает человек в окружающем мире.
Особенности психического отражения. Чем же характеризуется психика как отражение?
Психическое сознание человека рассматривается как результат отражательной деятельности мозга человека, как субъективное отражение объективного мира.
Психика - это “субъективное отражение объективного мира”.
1 особенность – активность. Психическое отражение это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия. Психическое отражение - это активныймногоактный процесс, в ходе которого внешние действия преломляются через внутренние особенности того, кто отражает, и поэтому оно является субъективным отражением объективного мира. Если в неживой природе отражающий воздействие предмет пассивен и лишь подвергается тем или иным изменениям, то живые существа обладают «самостоятельной силой реагирования», т.е. любое воздействие приобретает характер взаимодействия, которое даже на самых низких ступенях психического развития выражается в адаптации (приспособлении) к внешним воздействиям и в той или иной избирательности ответных реакций.
2 особенность – субъективность. Психика - это такое отражение, при котором любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через то психическое состояние, которое есть в данный момент у конкретного живого существа (человека). Поэтому одно и тоже внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях. С этим явлением мы постоянно сталкиваемся в жизни, в частности в процессе обучения и воспитания детей. Так, все учащиеся в классе слушают одно и то же объяснение учителя, а учебный материал усваивают по-разному; ко всем школьникам предъявляются одни и те же требования, а ученики неодинаково воспринимают и выполняют их. Преломление внешних воздействий через внутренние особенности человека зависит от многих обстоятельств: возраста, достигнутого уровня знаний, ранее сложившегося отношения к данному виду воздействия, степени активности и самое главное от сформировавшегося мировоззрения. Таким образом, содержанием психики являются образы реальных, независимо от нас и вне нас существующих предметов, явлений, событий (т.е. образы объективного мира). Но эти образы возникают у каждого человека своеобразно, в зависимости от его прошлого опыта, интересов, чувств, мировоззрения и т.д. Именно поэтому отражение субъективно. Все это и дает право сказать, что психика – субъективное отражение объективного мира.Эта особенность психики лежит в обнове такого важного педагогического принципа, как необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе их обучения и воспитания. Без учета этих особенностей нельзя знать того, как каждый ребенок отражает меры педагогического воздействия.
3 особенность. Содержанием психики является образ объективных, независимо от нас и вне нас существующих предметов, явлений, событий (т.е. объективного мира). Возникающие образы являются снимками, слепками существующих явлений, событий. Субъективность психического отражения ни в коей мере не отрицает объективную возможность правильного отражения реального мира.
Следующей важной особенностью психического отражения является и то, что оно носит опережающий характер (“опережающее отражение” Петр Константинович Анохин). Опережающий характер психического отражения является результатом накопления и закрепления опыта. Именно в процессе многократного отражения определенных ситуаций постепенно складывается модель будущей реакции. Как только живое существо попадает в аналогичное положение, первые же воздействия вызывают всю систему ответной реакции.
Кумулятивность еще одна особенность психического отражения (от лат. cumulo — накапливаю). Тип отражения таков, что последнее впечатление накладывается на предыдущее и изменяет отражательную способность психики, т.е. внутренний опыт личности включается в отражение и изменяет отражательные способности.
Перманентность (франц. permanent, от лат. permaneo — остаюсь, продолжаюсь, т.е. непрерывно продолжающийся, постоянный) также является отличительной особенностью психики от других форм отражения. Психика не является одномоментным актом, длится во времени.
Функции психики
(Обратимся к определению, психики, данное в учебнике Маклакова Анатолия Геннадьевича)Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика – это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.
Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т.е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.
В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.
Таким образом, психика выполняет ряд важных функций.
1. Отражение воздействий окружающей действительности.Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения. Психическое отражение действительности имеет свои особенности.
Во-первых, это не мертвое, зеркальное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.
Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при различных условиях.
В-третьих, психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.
2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействие внешней среды, адаптируются к ней, а с другой – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как человек именно с ее помощью осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности. Вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение при этом выступает внешней формой проявления деятельности.
3. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему правильное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.