Завершение работы тренинговой группы

Цель завершающего этапа тренинга – интеграция участниками полученного опыта и анализ и осознание каждым членом группы тех качественных изменений, которые произошли с ним в процессе тренинга, а также выстраивание индивидуальных программ действий по применению и закреплению полученных коммуникативных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Для этого на последнем этапе работы группы (последнем занятии) ведущий предлагает участникам игры и упражнение не на получение, а на интеграцию и демонстрацию полученных навыков. Как правило, эти упражнения построены таким образом, что достижение цели в них возможно только при условии активного применения всего полученного опыта. Для этой цели хорошо подходят специально конструируемые тренером под конкретную задачу ролевые игры. При этом

Уровни завершения тренинга (закрытия гештальта):

1. Поведенческий – упражнения на интеграцию навыков.

Последнее упражнение не должно быть сверхсложным, участники обязательно должны получить опыт успешного применения навыка (для положительного эмоционального подкрепления и создания мотивации на продолжение использования и развитие навыков).

2. Воображение ­– медитативные техники.

Используются чаще всего перед последним кругом рефлексии. Целью остается интеграция опыта. Общая канва таких медитативных техник – «мы были чем-то целым, которое сейчас разделяется на отдельные самостоятельные элементы, каждый из которых тем не менее сохраняет все лучшие характеристики целого» (например, «вселенная, распадающаяся на отдельные звезды, каждая из которых продолжает светить другим»).

3. Вербальный – последний круг рефлексии.

Подведение итогов работы: соотнесение исходного и итогового уровней развития навыков; поставленных целей и полученных результатов. Обязательная «привязка» полученного опыта к реальной жизни (где, когда и как участники уже используют полученный опыт; навыки и где, когда и как собираются это делать дальше; что изменилось в их жизни/общении/поведении/взаимоотношениях в результате тренинга). Кроме того, участникам обычно предлагается высказать свое мнение о тренинге в целом, о его возможных негативных аспектах (неоправданных ожиданиях и т.д.); сказать «последнее» слово группе в целом.

4. Ритуальный – процедура прощания.

Самый последний короткий ритуал, обозначающий выход из тренинга – пожать друг другу руки, хором сказать «спасибо» и т.д. Создает у участников чувство завершенности процесса.

В результате все описанных процедур у участников должно появиться чувство завершенности и присвоения результата, что является свидетельством хорошо проведенного тренинга.

7.6. Причины и профилактика психологических травм в ходе тренинга

Психологическая травма - это реакция на значимые для данного человека события, вызывающая длительные эмоциональные переживания и имеющая длительное психологическое воздействие (длительные негативные последствия).

Основными причинами психологических травм в ходе тренинга являются ошибки ведущего:

1. Субъективное отношение ведущего к кому – либо из участников.

2. Собственные неразрешенные проблемы ведущего.

3. Негативные прогнозы на будущее со стороны ведущего.

4. Резкие критические высказывания ведущего по отношению к кому-либо из участников.

5. Незавершённость гештальтов (раскрытие личностной проблемы участника и неспособность ведущего довести ее разрешение до конца)

6. Длительный неразрешенный (неконструктивный) конфликт.

7. Подбор неэкологичных упражнений.

8. Нарушение ведущим этических принципов и др.

Само осознание возможности такого рода ошибок уже является их профилактикой, т.к. заставляет ведущего быть внимательным к тому, что он говорит и делает в группе, и избегать травмирующего поведения. Любая из вышеперечисленных ошибок может быть исправлена непосредственно в ходе работы, если ведущий вовремя обратил на это внимание. Требование к ведущему в этом случае – постоянная рефлексия собственной деятельности.

Кроме вышеперечисленных, нельзя исключать и «случайные» травмы – ситуации, когда какое-либо упражнение задевает прошлый травматический опыт участников. Такая ситуация может возникнуть на любом, даже самом простом и нейтральном упражнении или игре. Профилактика в этом случае – наблюдательность и сензитивность ведущего, его умение вовремя увидеть изменение состояния каждого участника и предпринять необходимые меры. Естественно, ведущий в этом случае должен иметь навыки работы с сильными эмоциональными переживаниями.

Резюме

Таким образом, в процессе ведения группы тренер должен организовывать отдельные этапы процесса, учитывая целый ряд правил и закономерностей.

Так, первое тренинговое занятие включает в себя несколько обязательных этапов (процедур): процедура знакомства, проведение целеполагания, ввод групповых норм и правил, специальные упражнения на разогрев и сплочение группы

Обязательной процедурой в течении всего тренинга, независмо от его формы и вида, является рефлексия (сознательная проработка переживаний) – организация процесса осмысления происходящего (своих чувств, эмоций, стратегий поведения) участниками тренинга.

Рефлексивные вопросы выстраиваются в соответствии с особой логикой и затрагивают цель упражнения, цель конкретного занятия, цель тренинга в целом и индивидуальную цель участника. Чем в большей степени упражнение ориентировано на получение содержательной информации, тем больше времени тратится на его обсуждение.

В процессе своего развития группа может проходить через конфликты. Выделяют следующие типы конфликтов: «группа / ведущий», «группа / лидер», «лидер / ведущий», «группа / отстраняющийся участник», «участник / участник» («подгруппа / подгруппа»). В процессе любого конфликта позиция ведущего – нейтральная. Конструктивное разрешение конфликта способствует развитию группы и личностному росту ее участников.

Особое внимание ведущий должен обращать на завершение работы тренинговой группы. Цель завершающего этапа тренинга – интеграция участниками полученного опыта и анализ и осознание тех изменений, которые произошли с ним в процессе тренинга, а также выстраивание индивидуальных программ действий по применению навыков в реальных жизненных ситуациях и дальнейшему саморазвитию.

Ошибки в работе ведущего могут приводить к психологическим травмам у участников - это реакции на значимые события, вызывающие длительные эмоциональные переживания и имеющие длительные негативные последствия. Профилактика травм основана на наблюдательности и сензитивности ведущего, его умении вовремя увидеть изменение состояния каждого участника и группы в целом и предпринять необходимые меры.

Вопросы для самопроверки

1. Начало новой тренинговой группы: назовите обязательные процедуры на первом занятии.

2. Вопросы для целеполагания с каждым участником группы (перечислите).

3. Приведите примеры проведения целеполагание в нестандартных (творческих) формах.

4. Групповые нормы и правила, их влияние на группу.

5. Назовите основные стандартные тренинговые правила.

6. Опишите способы разогрева группы.

7. Опишите различные подходы к сплочению группы.

8. Что обозначает термин «рефлексия» применительно к тренингу?

9. Приведите примеры рефлексивных вопросов для 4-х уровней целей.

10. Что обозначает термин «обратная связь» применительно к тренингу?

11. Назначение и формы обратной связи на тренинге.

12. Конфликт и его использование в работе с группой.

13. Чем различаются конструктивное и неконструктивное разрешение конфликтов?

14. Перечислите типы конфликтов в тренинговой группе.

15. Назовите их цели, опишите ход каждого типа конфликта и варианты выхода из него.

16. Какова цель завершающего этапа тренинга?

17. Назовите уровни завершения тренинга. Приведите примеры упражнений.

18. Что такое «психологическая травма»?

19. Назовите основные причины травм в процессе тренинга.

20. В чем заключается профилактика психологических травм со стороны ведущего тренинга?

Наши рекомендации