Методика 11. «Узнай фигуры»
Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.
В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рис. 12, в сопровождении следующей инструкции:
«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».
Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.
Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.
Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста
Часть I. Психологическая диагностика |
Рис. 12. (Продолжение).
Оценка результатов
10 баллов— ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.
8-9 баллов— ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.
6-7 баллов— ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.
4-5 баллов— ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.
2-3 балла— ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.
0-1 балл— ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста
Методика 12. «Запомни рисунки»
Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 13 А. Им дается инструкция примерно следующего содержания:
«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 13 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Время экспозиции стимульной картинки (рис. 13 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку — рис. 13 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Оценка результатов
10 баллов— ребенок узнал на картинке 13 Б все девять изображений, показанных ему на картинке 13 А, затратив на это меньше 45 сек.
8-9 баллов— ребенок узнал на картинке 13 Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
6-7 баллов— ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4-5 баллов— ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2-3 балла— ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
0-1 балл— ребенок не узнал на картинке 13 Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.
Часть I. Психологическая диагностика
Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста