Подготовка и проведение ролевой игры

Преподавателю при проведении ролевой игры важно учиты­вать ряд принципов.

1. Игра должна быть значима для участников. Ее значимость
определяется соответствием ситуации сфере интересов участника
или личностному плану.

2. Необходимо выбрать такие ситуации, которые могут быть
решены в рамках занятия. Эти ситуации можно выделить с помо­
щью интервью или предварительной диагностики участников.

3. Важен правильный подбор лиц, которые будут принимать
участие в игре.

Руководить игрой должен либо куратор, либо заранее подго­товленный слушатель.

Механизм проведения ролевой игры(игры-драматизации)

1. Руководитель сообщает тему игры, обозначает игровую ситу­
ацию, уточняет, бывает ли так, значима ли эта ситуация.

2. Дается инструкция о ходе игры. При этом надо убедиться,
что все понимают ее правильно, так как свои неудачи участники
часто объясняют нечеткостью инструкции.

3. Распределяются роли. Иногда участники отказываются от
предложенных ролей, для этого необходимо иметь запасные ва­
рианты. В первые дни лучше не пускать ситуацию на самотек. Если
остаются незанятые в игре члены группы, то им можно дать зада­
ние: отслеживать вербальное и невербальное поведение участни­
ков ролевой игры, наблюдать, как они взаимодействуют, как ре­
шают поставленную перед ними задачу.

4. Еще раз формулируется проблема, которую нужно решить.
После этого организуется ситуация, размечается пространство и
вводятся роли. В ролевых играх участникам предоставляется воз­
можность:

- показать существующие стереотипы реагирования в тех или
иных ситуациях;

- разработать и использовать новые стратегии поведения;

- осознать и преодолеть свои внутренние опасения и про­
блемы.

Активные участники действуют в соответствии со своими ро­лями и полученной информацией. По ходу ролевой игры наблю­датели, а также приглашенный специалист или преподаватель никак не вмешиваются в действия участников, но ведут записи для последующего комментирования.

5. Подведение итогов проводится на основе эмоционально пе­
режитых играющими суждений, фиксируется реакция каждого из77




участников. Руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играющих.

Примером ролевой деловой игры может быть «Педагогический совет — защита инноваций» [51].

Каждой группе учителей (кафедре, отделению) дается задание: предва­рительно изучить какую-либо педагогическую инновацию и на совете в ла­коничной форме (10—15 мин) изложить ее идеи и особенности, ознако­миться с конкретным опытом применения этой педагогической технологии или ее элементов (открытые уроки, изучение методических материалов). Кроме того, группа выбирает из своего состава исполнителей следующих ролей:

- автор-новатор — носитель передовых идей, руководитель группы;

- оптимисты — сподвижники новатора, защитники идей, их пропаган­
дисты;

- пессимисты — консерваторы и скептики, противники идей;

- реалисты — аналитики, способные взвесить все «за» и «против» и
сделать необходимые выводы.

В зависимости от количества участников и обсужденных инноваций воз­можно выделение творческих групп не только по указанным, но и по другим ролевым направлениям (ученик — учитель — родитель — администрация и т.д.).

В результате делового обсуждения инновации по ролям педагогический совет приходит к тому или иному решению о целесообразности ее приме­нения.

4.4. Организационно-деятельностные игры в обучении взрослых

Организационно-деятельностные игры (ОДИ) представляют собой более крупную форму игровой деятельности и чаще встре­чаются в управленческой практике, чем в профессиональном обу­чении. Организационно-деятельностные и организационно-обу-чающие игры (ООИ) являются формами коллективной мыследея-тельности, в процессе которой происходит обучение и проектиро­вание {создание) новых деятельностных образцов. Такие игры про­водятся специалистами-методологами и игротехниками на ос­нове глубокой теоретической проработки решаемых проблем с целью внедрения новой практики в некоторой профессиональ­ной сфере.

В. И. Загвязинский отмечает: «ОДИ предусматривают органи­зацию коллективной мыслительной деятельности на основе раз­вертывания содержания обучения в виде системы проблемных си­туаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Задача руководителя ОДИ — "сделать" группу единицей учебного процесса, но при условии сохранения личной позиции каждого» [26, с. 114].

В ходе ОДИ, используемых в управленческой деятельности, как правило, решаются проблемы, связанные с созданием или ре­формированием существующих организационных структур. Для этих целей привлекаются работники организаций, имеющие соответ­ствующий потенциал и полномочия для решения стратегических задач. Иногда игра может применяться в качестве практического руководства для решения различного рода сложных проблем, а также когда требуется объединение специалистов разных направ­лений.

ОДИ и ООИ требуют для своего проведения достаточно дли­тельного времени (несколько дней) и дополнительных экономи­ческих затрат. В силу этого популярность ОДИ в последнее время несколько снизилась.

Подготовка ОДИ должна осуществляться специалистами-иг­ротехниками.

Для успешного проведения организационно-деятельностной обучающей игры необходимо выполнение следующих условий:

- игра должна иметь общую тему, должна быть направлена на
решение определенной проблемы, которую формулируют участ­
ники игры, выступающие заказчиками;

- в игре необходимо наличие организационной группы, которая
координирует деятельность участников и управляет их взаимодей­
ствием;

- в ходе дискуссии, в процессе поиска новых решений могут
возникать противоречия и конфликты; специально выделенная
группа проблематизации призвана выявить проблемы социального
и профессионального характера;

- в ходе игры возможны ситуации, когда ни один из игроков
не сможет предложить решение поставленной проблемы; для вы­
хода из таких ситуаций формируется группа методологического обес­
печения;

- в целях поддержания благоприятного морально-психологи­
ческого климата на игре создается группа психологического обеспе­
чения, которая выполняет также чисто исследовательскую функ­
цию изучения основных процессов игры и взаимоотношений ее
Участников;

- необходима также группа технического обеспечения, которая
регистрирует все рабочие процессы игры (запись на магнитофон,
схемы, плакаты и т.д.);

- вышеперечисленные группы входят в состав организаторов
Игры. В зависимости от темы игры создаются рабочие группы, куда
Могут записываться и организаторы, и заказчики.

Основные требования к деятельности участников ОДИ вклю­чают нижеследующие позиции.

1. Каждый участник игры находится в двух планах — предмет- и организационно-деятельностном.

Подготовка и проведение ролевой игры - student2.ru 2. Каждый должен личностно самоопределиться в данной ситу­
ации. По условиям ОДИ каждый игрок выдвигает цели, ограни­
ченные рамками темы, и пытается их достигать. Принимая условия
игры, участник осуществляет акт самообразования. В этом состоя­
нии ему предстоит прожить несколько дней, борясь за достиже­
ние своих целей, организуя свою деятельность, участвуя в работе
группы, кооперируясь с другими.

Каждому участнику ОДИ нужно сделать себя предметом об­суждения. Оргдеятельностная игра — это игра в себя и для себя, собственное понимание и непонимание.

3. Отсутствие рамок («игра без правил»), снятие рангов позво­
ляет изменить социальные роли, сломать стереотипы поведения и
мышления участников, способствует их отказу от своих устарев­
ших подходов и средств в пользу новых методов.

4. Работа над выделением и разработкой проблемы требует от
участников выхода в область идеальных объектов и осуществле­
ния анализа, прогнозирования и рефлексии собственной деятель­
ности. Рефлексия, по выражению Гегеля, — это «размышление
о собственном мышлении», т.е. изначальная проверка своей мыс­
ли и контроль за ее ходом посредством обсуждения действий уча­
стников и полученных на каждом этапе результатов. Итогом реф­
лексии является иное понимание не только ситуации, но и само­
го себя.

5. Участники включаются в командную мыследеятельность
(КМД), что требует толерантности к чужим мнениям и отчужде­
ния результатов деятельности от личности.

6. В технологии проблематизации и «сборки» идей в ОДИ ис­
пользуется особое оформление, «язык схемотехнических изобра­
жений» [1], который участникам приходится интенсивно осваи­
вать.

7. Система оценивания участниками друг друга, экспертами,
ведущими по ходу игры часто отсутствует. Решения принимаются
коллективно. Цель игрового коллектива превалирует над индиви­
дуальными стремлениями, участник психологически должен быть
готов к этому.

8. «Соблюдение принципа выращивания, открытость игротех-
нических замыслов в конце каждого витка игры (фаза рефлексии
дня и методологические консультации) и в конце игры предопре­
деляют отсутствие эффекта манипулирования игроками» [1, с. 53].

Содержание работы игротехника. Игротехник проблематизи-рует средства деятельности игроков (действуя по правилу: « Чтобы человек понял, его нужно зацепить»), побуждает их к рефлексии, способствует осознанию стереотипов, внутренних препятствий, более четкому осмыслению целей и собственных интересов; орга­низует коммуникацию между игроками в группе, помогает пере­нести освоенный способ в конкретную деятельность, привлекает

методологический аппарат к разрешению проблем. Таким обра­зом, игротехник осуществляет исследовательскую, педагогиче­скую, организационно-коммуникативную деятельность.

Он контролирует несколько пластов.

Психологический

- Организация коммуникации в группе, анализ происходяще­
го в психологическом плане, содействие самоопределению в группе
относительно задач.

- Осмысливание и руководство групповой динамикой. Важно
добиться согласования в группе (ритуального и по содержанию),
определить лидеров по содержанию, способам, коммуникации,
определить, кто выступит с докладом от группы. Если нет лидера
по содержанию, игротехник оказывает помощь членам группы в
самоопределении по отношению к поставленной задаче, отсле­
живает работу группы на пленарном заседании, но не вмешивает­
ся в ее работу.

- Отслеживание индивидуальных продвижений (динамики ин­
дивидуального развития, мотивации для работы на пленарном
заседании) и помощь игрокам в осознании и принятии измене­
ния, которые с ним и должны произойти.

Мыслительный

- Обобщение (выход на более абстрактный уровень, введение
процедур схематизации и оперирования схемами — один из клю­
чевых процессов ОДИ).

- Проблематизация по способу, оформлению мышления. Иг­
ротехник обязан следить, как происходит осознание, и поощрять

участников.

- Рефлексия способа мыследеятельности (Что сделано в груп­
пе? Как мы к этому пришли? В чем продвинулись? Что мешает
группе в продвижении, что тормозит работу? Что помогло бы груп­
пе быть более продуктивной? Чем отличалась эта работа от того,
что видели раньше? В чем лично вы продвинулись? Какие спосо­
бы вы приобрели? В чем помогли схемы?). Игротехник должен
знать, как его вопросы влияют на участников.

Содержательный

- Работа с содержанием (его анализ, обобщение, выделение в
высказываниях главного, важного и ранжирование высказываний
по отношению к поставленной задаче, ненавязчивое выделение
наиболее важных версий и демонстрация несостоятельности дру­
гих вариантов).

- Оказание помощи по оформлению содержания на языке схе­
мотехники.

Организационный

- Соблюдение регламента и удержание задачи. Если группа не
успевает, то 1) деятельность свертывается, и лидер с наработан­
ным выступает на пленарном заседании, сделав акцент на этапах81

работы; 2) группа продолжает работу после уведомления метаиг-ротехника (ведущего ОДИ).

Проведение ОДИ

Игра, как правило, продолжается 5 — 7 дней и носит выездной характер для того, чтобы все участники могли отвлечься от по­вседневных текущих проблем и полностью погрузиться в процесс обучающей игры.

Особенностями оргдеятельностной игры являются:

- многоуровневый способ работы (индивидуальный, микро­
групповой, общегрупповой, пленарный);

- организация игры по принципу: групповая работа — пленар­
ное заседание — рефлексия по поводу игры;

- этапность (анализ, генерирование идей, рефлексия, синтез);

- концентрация во времени.
Основные этапы ОДИ

1. ОДИ начинаются с установочного доклада руково­
дителя игры, где задаются рамки и основные вопросы, которые
необходимо разрешить в ходе игры. С установочного доклада мо­
жет начинаться каждый день игры.

Доклад дает общую картину на абстрактном уровне для игро­ков и для игротехников, определяет область рассуждений. В ОДИ моделируются теоретические и практические затруднения, для разрешения которых требуется высокая степень абстракции, по­этому установочный доклад должен быть выполнен с использова­нием схем, что позволяет также сделать его логику более очевид­ной. В установочном докладе формулируется задача дня.

2. Для работы создаются группы, сформированные либо по за­
данной направленности, либо по принципу добровольности. Ос­
новная работа осуществляется в группах (микрогруппах) по вы­
работке решений. Последние 30 — 40 мин группа работает над
подготовкой согласованного доклада для пленарного обсуждения.

Основополагающий принцип группы — самоорганизация. Ва­жен сам способ рассуждения, «путь прохождения мысли». Перво­начально группы находятся в режиме «разработки», а на общем заседании — в режиме «экспертизы».

В работе групп принимают участие и организаторы игры. Их основная роль — не оказывая давления, направлять работу группы на решение поставленной задачи. Результаты обсуждения в группе представляются в схематичном виде.

3. Пленарное заседание, общее обсуждение работы всех
групп (на каждый день игры — своя задача пленарного заседания).
На общем обсуждении выступают по одному представителю от
каждой группы. В ходе обсуждения вырабатывается коллегиальное
решение поставленной проблемы.

Каждая группа задает вопросы на понимание и конструктив­ные вопросы на продвижение. Каждой группе важно уяснить для

себя ценные идеи из других докладов. Таким образом, на пленар­ном заседании каждая группа вносит свой вклад в развитие других групп.

4. Этап рефлексии участниками игры своей деятельности задень (индивидуальная, групповая, общая). Иногда содержатель­ные позиции для рефлексии задаются схематично:

Продукт
Процесс

Подготовка и проведение ролевой игры - student2.ru Результат

Рефлексивные и коммуникативные способности
Опыт участия в фрагменте ОДИ

Выявление профессиональных

затруднений, их фиксирование

Подготовка и проведение ролевой игры - student2.ru 5. В заключительном докладе руководителя игры обоб­
щаются все результаты работы групп и делается вывод о том, в
какой степени достигнуты поставленные цели и задачи.

6. Если есть запрос — проводится методологическая
консультация (обсуждаются вопросы, затруднения при ра­
боте в группе).

7. Этап организационных решений (проводится в ко­
манде игротехников).

Эти этапы повторяются в течение всех дней, когда проводится игра.

ОДИ могут прерываться на принятие общего решения, выра­ботку общего отношения или рефлексию по поводу игры.

Ученый О. С. Анисимов так описывает общую схему процессов в ОДИ: «Вся игра предстает как движение всех персонажей, их воплощающих игрогрупп и игроков в линии моделирования за­труднения, совмещения разногрупповых затруднений в интегральное затруднение, оформление затруднения по его содержанию до уров­ня проблемы, совмещение проблем в интегральную... проблему, нахождение путей депроблематизации для персонажей, для отдель­ных групп и всей игры в целом, демонстрирование действия в со­ответствии с депроблематизацией (сведение к задаче) в ином "на­правлении"» [1, с. 46].

Специалистами (В.Зарецкий) исследованы развивающие пси­хологические механизмы ОДИ. Атмосфера свободной творческой Деятельности и жесткий, напряженный режим работы (с утра до Поздней ночи), как правило, вовлекают игроков в процесс ко­мандной деятельности, способствуют их «раскрытию», несмотря На то, что для ОДИ характерны авторитарный стиль ведения игры Руководителем и жесткая манера работы игротехников.

В первой фазе ОДИ — «проблематизации» («разоформле ния») — усилиями игротехников происходит «распредмечивание содержательных представлений, «усомнение» средств, «расшаты вание» позиций, своеобразная проверка на прочность жизненны: принципов, оснований, ценностей. Задается тема, которая требу ет выделения пространства проблем и самоопределения в нем т. е. определения позиций, формирования своего отношения. Само определение возникает, когда требования к человеку и его воз­можности не соответствуют друг другу. Наличие противоречий которые в ходе игры должны быть описаны, помогает зафиксиро вать содержательный конфликт, который исследуется в течение всего хода игры. Самоопределение и создает эту ситуацию, задает рамки содержания, определяя то, чего нет, т.е. «пустые места», точки разрыва содержания.

Проблема, сформулированная в теме игры, требует реальной кооперации, которая упирается в сложившиеся профессиональ­ные стереотипы видения реальности, в отсутствие умения оце­нить ее с других позиций, поэтому в процессе ОДИ происходит «ломка» этих профессиональных стереотипов и вырабатывается умение вступать в коммуникацию, понимать другие позиции, «на­лаживать кооперацию» на основе самоопределения.

Проблематизирующие воздействия со стороны игротехников «выбивают» игроков в рефлексивную позицию по отношению к их собственному движению, осуществляемому как в игре, так и вне ее. Направленные на «как бы само собой разумеющееся», проблематизирующие вопросы часто ставят человека в тупик, заставляют чувствовать себя оказавшимся в «дурацком положе­нии». Но по мере погружения в представления о мире нередко возникает эффект потери «опоры под ногами». Многие жизнен­ные принципы оказываются вдруг зыбкими, ненадежными дог­мами (неизвестно откуда взявшимися), «научные знания» — ми­фами, игрушками, а ценности — неактуальными. Этот момент очень важен: человек должен осознать проблему. Возникает точ­ка флюктуации — в этот момент человек открыт для изменений. Первый день игры — день ломки стереотипов, преодоления инерт­ности мышления — самый сложный. В последующие дни изменя­ются установки играющих, отмечается позитивная направлен­ность на решение поставленных проблем. Но иногда бывает не­обходима психологическая помощь для выхода из возникающего на ОДИ психологического кризиса.

Проблематизацию можно заменить «расшатыванием» привыч­ных представлений, но взятых вне деятельностного и личностно­го контекста. Это проблематизация потенциальных жизненных сценариев. В качестве контекста выступает культура, а заведомо известные представления о ней участников игры перед задачей «вхождения в культуру» являются психологической защитой.

Во второй фазе игры — «оформлении» — происходит «сбор­ка» предметных представлений на новых онтологических и органи-зационно-деятельностных основаниях, выработанных в ходе игры.

На практике первый этап (проблематизации) проходит значи­тельно легче, чем второй. Проблематизация часто протекает кра­сиво, эффектно, весело, а иногда драматично и даже трагично. Но это всегда событие, напряжение, противоборство, в котором игротехники как профессиональные «бойцы» неизменно побеж­дают игроков. Проблематизированное содержание перестает быть опорой для мышления и действий игроков. Они как бы «удаляют­ся» из сознания, образуется предметный «вакуум», готовый затя­нуть в себя любое содержание. Игротехники формируют новые ценностно-смысловые основания, адекватные изменившимся ус­ловиям жизнедеятельности, т.е. в игре создается возможность ма­нипулировать игроками, навязывать им свое мнение.

Таким образом, мы видим, что в оргдеятельностной игре раз­виты мощные средства воздействия на человека и его установки, поэтому здесь особенно важны профессионализм и ответствен­ность организаторов.

4.5. Общие рекомендации по использованию игр в обучении взрослых

Игра — это метод обучения, требующий интенсивного участия

обучаемых.

Как правило, игре предшествует подготовка слушателей, вклю­чающая теоретический курс и ряд практических занятий по отра­ботке навыков решения задач. В игре задается сложная модельная реальность и тем самым создаются условия для:

- проверки качества усвоения учебного материала «за предела­
ми аудитории»;

- погружения слушателей в нормы деятельности и общения.
Игра особенно эффективна в следующих случаях:

1) если участники впоследствии будут иметь дело с процесса­
ми, которые необходимо заранее «проигрывать»;

2) когда у участников имеются необходимые знания для инди­
видуального решения проблем;

3) если требуется повысить познавательную активность слуша­
телей недирективным способом;

4) когда есть необходимость в соединении индивидуальных и
фрагментарных решений задач в комплексное и совместное реше­
ние проблемы;

5) когда учебный курс имеет пролонгированный характер.
На стадии разработки игры следует учитывать два основных

аспекта данного метода: инструментальный, или содержательный

Подготовка и проведение ролевой игры - student2.ru (т.е. решение практической проблемы), и социально-эмоциональ­ный (социально-психологическая подготовка и сопровождение уча­стников).

При планировании игры важно принимать во внимание ха­рактеристики аудитории:

- возраст, пол, стаж работы;

- открытость к инновациям — консервативность;

- ригидность — мобильность;

- включенность — невключенность;

- личностные особенности (инициативность, зависимость, де­
ловая хватка, демонстративность и т.д.).

В структуре учебного процесса с использованием игры необхо­димо выделить три основных этапа: подготовку, проведе­ние игры и ее завершение и два вышеупомянутых аспекта (инст­рументальный и социально-эмоциональный).

Подготовка игры

1. С точки зрения инструментального аспекта можно выделить следующие существенные мероприятия:

- проектирование моделируемой ситуации и подготовка пре­
зентационных материалов;

- разработка технических заданий;

- планирование игры;

- прогнозирование изменений модели в зависимости от дей­
ствий игроков.

2. Социально-эмоциональный аспект игры предполагает следу­ющие виды деятельности преподавателя на этапе ее подготовки:

- предварительное формирование игровых коллективов;

- определение познавательных и межличностных интересов
участников игры;

- предварительное распределение ролей.
Проведение игры

1. Инструментальный аспект:

- формулировка задания и раздача исходных материалов;

- обсуждение и постановка цели и задач;

- проработка материалов в подгруппах;

- анализ моделируемой ситуации и определение проблемы (в
подгруппах и на общей сессии);

- поиск решений, прогноз последствий (в подгруппах);

- принятие решения и разработка предложений по его реали­
зации (в подгруппах);

- представление результатов на общей сессии и их обсужде­
ние;

- обобщение результатов участниками и преподавателем.
2. Социально-эмоциональный аспект:

- формирование реальных игровых коллективов (подгрупп),
распределение участников;

- установление определенного порядка, обеспечивающего, во-
первых, принятие участниками правил игры, а во-вторых, при­
менение санкций к нарушителям этих правил;

- обозначение игрового пространства и времени;

- создание соревновательной мотивации внутри игрового кол­
лектива между командами или/и участниками;

- задание норм партнерского общения и обязательного соблю­
дения определенных правил поведения;

- обучение навыкам коллективной деятельности в ходе исполь­
зования специальных методов: различного вида «мозговых штур­
мов», групповых дискуссий, пленумов;

- обеспечение динамики групповой самоорганизации: от пас­
сивного реагирования к самостоятельной постановке групповых
целей и их реализации в процессе постепенного перехода от игро­
вых упражнений к выполнению содержательных заданий;

- предупреждение и разрешение межличностных конфликтов
среди участников игры.

Завершение игры

Особое внимание необходимо обратить на завершающую ста­дию игры. Выход из игры является таким же важным этапом, как и ее подготовка и проведение. Порой вывести участников из игры бывает значительно сложнее, чем создать игровую атмосферу. Это объясняется тем, что игра увлекает учащихся как некое особое событие, выходящее за рамки привычных учебных занятий. По­этому завершение игры целесообразно проводить как в содержа­тельном (инструментальном), так и в эмоциональном плане.

В рамках инструментальной деятельности нужно провести об­суждение результатов и анализ действий участников; рассмотреть содержательные трудности и идеи, возникавшие по ходу игры.

В эмоциональном плане необходимо «разорвать» игровой кон­текст, дать возможность участникам вернуться к обычной реаль­ности. Для этого можно использовать в том числе и средства сим­волического выхода из игровой ситуации. Это могут быть различ­ного рода процедуры «прощания» с игрой и игровыми ролями.

Наши рекомендации