Определение и специфика психологического тренинга

Введение

Как правило, человек, решающий для себя вопрос, стать ли ему участником тренинга, просит объяснить, что его ждет в процессе групповой работы, и чаще всего слышит ответы типа:

- «В общем, можно сказать, что мы будем играть и общаться, но на самом деле это нечто большее…»;

- «У тебя будет возможность увидеть себя и других в новом свете…»;

- «Тренинг – это микрожизнь, идущая по своим законам…»;

- «Слова, которые я могу тебе сказать, мало что объяснят; это нужно прожить, чтобы понять…»;

- «Тренинг может перевернуть всю твою жизнь…».

Так отвечали на этот вопрос мне, когда я только знакомилась с миром психологии; так отвечаю на этот вопрос теперь и я, имеющая за плечами 15-летний опыт проведения тренингов.

Такая расплывчатость ответов, на мой взгляд, отражает саму суть тренинга, имеющего два самостоятельных пласта. С одной стороны – это набор техник, методик, игр, упражнений (известных, зачастую, не только психологам, но и массовикам–затейникам) и правил общения, соблюдение которых позволяет почувствовать себя комфортно и уверенно. Этот пласт в ненавязчивой и облегченной форме позволяет расслабиться, выйти из заезженной колеи, расширить свою картину мира. Но также это еще и создание особой атмосферы, в которой возможны озарения, приобретение способности переиначить жизнь и наполнить ее новым смыслом. Если без первого пласта тренинг просто не состоится, то без второго он будет бледным. Данное пособие отражает авторский опыт превращения тренинга в событие для участников.

Теоретическая часть данной книги направлена на то, чтобы вооружить тренера необходимыми знаниями и помочь ему почувствовать компоненты тренинговой атмосферы. Мое обращение к теории связано не столько с интенсивными научными изысканиями в данной области, сколько с многолетним опытом преподавания курса «Специализированный тренинг» и параллельного проведения тренингов. Хотелось систематизировать все то, что прочитала, прожила, прочувствовала, поняла. Твердо могу уверить читателя, что ни одно теоретическое положение не было просто переписано с другого источника, каждое из них является моим личным открытием. И вообще, как мне кажется, каждому практику полезно было бы написать учебное пособие для других, чтобы наконец-то разобраться хоть в чем-нибудь самому.

В практической части пособия предлагаются рекомендации к разработке и проведению тренинга. Опыт общения с выпускниками показывает, что большинство из них так и не приобретает в студенческие годы такого умения, ограничиваясь в своей профессиональной деятельности только тестированием. Одна из задач книги - подготовить студентов к тому, чтобы они сами посещали тренинги, верили в их терапевтическую ценность и не боялись их проводить. Также в пособии приведены некоторые техники, эффективность которых проверена на практике, и дается авторский вариант тренинга «Развитие эмпатических способностей».

Книга насыщена ситуациями из практики. Хочу выразить благодарность всем тем людей, которые прожили вместе со мной эти тренинги и позволили мне воспользоваться их личным опытом участия.

Часть 1

Теория психологического тренинга

Глава 1.1.Общая характеристика тренинга

- определение и специфика психологического тренинга

- цели тренинговой работы

- возможности психологического тренинга

- преимущества и ограничения психологического тренинга

Определение и специфика психологического тренинга

В настоящее время тренинг очень активно используется в психокоррекции, в психотерапии и в обучении. Такая широта охвата влечет за собой трудности в определении данного понятия. В отечественной науке тренинг понимают и как группу методов развития способностей к обучению, и как средство развития компетентности в общении, и как метод группового консультирования, и т.д.

Наиболее полная трактовка данного термина представлена в психотерапевтической энциклопедии: «Тренинг – это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, обучения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений» [24,с.645].

Такое расширенное толкование данного психологического явления дает полную картину его применения, но в то же время затрудняет выделение специфических черт тренинга. Среди них прежде всего следует назвать:

1. Наличие постоянного состава группы. Чаще состав группы полностью сохраняется; иногда постоянным остается костяк группы, в который возможны разовые «вливания» отдельных участников.

2. Присутствие группового тренера, имеющего концепцию тренинга. У тренера могут быть различные позиции: он может выступать в качестве руководителя, ведущего, фасилитатора и т.д.; но выбранная им роль должна соответствовать концепции тренинга и осознаваться самим тренером.

3. Наличие цели тренинга. ( Данная черта будет рассмотрена ниже).

4. Четкая пространственно-временная организация тренинга. Тренинг проводится в изолированном помещении, приспособленном для того, чтобы участники могли свободно сидеть в общем кругу, работать в более мелких группах и выполнять двигательные упражнения. Время проведения тренинга должно быть четко обозначено.

5. Соблюдениеобщегрупповых норм.Общеизвестно, что люди, прошедшие совместный тренинг, становятся близкими и интересными друг другу, даже если время работы было крайне ограниченным. Какой же механизм помогает людям открыться в столь короткие сроки? Думается, что это –общегрупповые нормы. Соблюдение их в реальной жизни сделало бы каждое взаимодействие с другими невероятно значимым событием, но существует масса препятствий на пути к этому: одни об этих правилах не знают, другие не принимают их всерьез, а третьи идут на поводу собственных стереотипов поведения. В тренинге же о них не дает забыть тренер. В начале работы он обговаривает с участниками правила группового поведения (которые базируются на этих нормах) и затем все время следит за их соблюдением. В развитой группе участники и сами не дают себе возможности сбиться с пути. (Подробнее об этом см. главу 2.4).

6. Использование активных методов работы. В начале тренинга инициатива в применении отдельных методов исходит от тренера, а потом, в случае удачной работы, она все больше переходит к самим участникам. Активность может выражаться в действии, но, даже если в каких-то упражнениях отдельные члены группы не участвуют, каждый из них по завершении процесса рассказывает о своих чувствах или мыслях. В «нежестких» тренингах существует возможность отмолчаться, но ведущий в самом начале работы предупреждает, что ценой этого будет крайне низкий эффект от воздействия группы. Этот принцип опирается на идею, что человек усваивает только 10% от того, что слышит, 30% - от того, что видит и 90% - от того, что делает сам. Только активная позиция дает возможность для внутреннего изменения личности; и поэтому неразумно «покупаться» на слова бездействующего участника группы: «У меня идет внутренняя работа, я учусь на ошибках других». По мнению Л.А. Петровской [46], только при активной позиции участника диагностика превращается в самодиагностику. Иными словами, использование активных методов работы позволяет участнику чувствовать себя не объектом воздействия, а личностью, отвечающей за свою жизнь.

7. Ориентация на внутригрупповые процессы. Участники тренинговой группы не просто обучаются чему-либо, они проживают целую микрожизнь, достижения которой они могут потом использовать за пределами группы. Ориентации на внутригрупповые процессы способствует соблюдение правила «Здесь и теперь» (Подробнее об этом см. главу 2.4).

8. Наличие обратной связи. Обратная связь является очень действенным способом помощи участнику в самопознании. В реальной жизни, давая обратную связь, люди, как правило, либо сглаживают свои мысли и чувства до неузнаваемости, либо критикуют так, что это вызывает потребность защититься, а не совершенствоваться. Поэтому часто человеку трудно создать адекватное представление о том, как он выглядит в глазах окружающих.

Определение и специфика психологического тренинга - student2.ru Тренинг предоставляет такую возможность, но только в том случае, если участники соблюдают определенные правила; и помочь им в этом должен тренер. В качестве условий конструктивной обратной связи исследователи [46, 47] предлагают: ее неотсроченность, учет специфических особенностей того, кому она направлена, соответствие потребностям получающего и отправляющего обратную связь, подачу сообщений по поводу только тех свойств, которые реально могут быть изменены.

5. Атмосфера психологической безопасности, которая позволяет каждому участнику легко и открыто делиться своими мыслями, чувствами, проблемами, а также экспериментировать со своим поведением. Участники должны абсолютно точно знать, что их не высмеют, не осудят и не вынесут их проблемы за пределы круга. Эта уверенность достигается благодаря определению и соблюдению правил поведения в процессе тренинговой работы. Особенно важно соблюдение данного принципа в группах, где работают представители одного коллектива. В обычной жизни люди редко меняют стереотипы своего поведения, бессознательно боясь неприятия себя в новой роли окружающими, поэтому работая со знакомыми друг другу людьми, тренер должен постоянно возвращаться к вопросу безопасности.

Соблюдению безопасности содействует следование правилам: «Не критикуй», «Не осуждай», «Не перебивай». Тренер должен постоянно следить за тем, чтобы обратная связь давалась только в доброжелательной манере. Кроме того в начале тренинга обязательно оговаривается, что все высказывания должны выражаться в персонифицированной форме.

Также следует помнить, что соблюдение принципа безопасности возможно только в том случае, если каждый участник убежден, что все будут придерживаться правила конфиденциальности. Причем жалеть времени на обсуждение этого правила не стоит.

Случай из практики.

Идет самое начало тренинга в группе студентов–психологов. У девушек много теоретических знаний и первый опыт участия в группе.

При обсуждении правила конфиденциальности участницы по очереди высказываются в таком ключе: «Какой смысл говорить об этом, если каждый все равно будет обсуждать остальных?»; «Мне без разницы, что будут обо мне говорить другим; пусть обсуждают»; «Если обо мне не будут говорить, это значит, что я им не интересна»…

Психолог пытается пробить брешь защиты: «А чего бы тебе хотелось?»; «Как ты сама будешь вести себя по отношению к другим?». Но все тщетно.

Начинается тренинг. Все участницы предельно «зажаты» и фильтруют каждое слово. Поэтому второй день начинается с обсуждения того же правила. Тот же тягостный разговор нарушается словами Анны: «Я, конечно, не хочу, чтобы меня обсуждали за пределами круга, но мне стыдно об этом говорить, потому что психолог не должен так думать». С первых искренних чувств начинается продуктивное обсуждение правил.

5. Наличие креативной среды. По сути дела, все открытия, сделанные участниками тренингов, уже давно известны в психологии; и ценность их в том, что они оказались не преподнесенными кем-то, а добытыми из собственного опыта. Такие открытия не забываются. И способствуют изменению качества жизни. Возможно это только при создании в группе креативной среды, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность и безопасность.

Наши рекомендации