Становление психодиагностики в России

Развитие психодиагностики в России шло довольно своеобразно. Появлению этого направления психологии способствовали те же факторы и причины, что и в психологической науке в целом. Но затем особенности развития нашей страны внесли свои коррективы в этот процесс. Можно выделить следующие этапы развития психодиагностики в России: появление психодиагностики ( до 1914 г.), развитие психодиагностики с 1918 по 1936 г.г., запрет на применение психодиагностических методов исследования ( с 1936г. по начало 60-х годов 20 в.), возрождение психодиагностики.

На первом этапе становление психодиагностики в нашей стране отличалось от общемировых тенденций только фамилиями исследователей и фактическими данными.

Можно выделить наиболее интересные факты развития отечественной психологии в 19 веке:

- внедрение экспериментальных методов исследования (И.П. Павлов, И.М. Сеченов);

- появление экспериментальных психологических лабораторий (1885 г. – первая лаборатория в России при клинике нервных и душевных болезней Казанского университета):

- предложенная в 1909 г. Г.И.Россолимо методика измерения умственной одаренности с использованием графического изображения профиля личности;

- разрабатываемое А.Ф.Лазурским новое направление – научная характерология, лежавшее в основе теории индивидуальных различий.

Развитие психодиагностики было на подъеме, но начало первой мировой войны внесло свои коррективы в этот процесс: было прекращено финансирование исследований и закрыты лаборатории.

После 1918 года постепенно исследования возобновились, но только в рамках двух направлений – диагностика профессиональной пригодности (психотехника) и диагностика уровня умственного развития (педология). Но в то же время допущено несколько ошибок: в первую очередь, психологи пренебрегали серьезными научными исследованиями, слабо развивалась теоретическая и методологическая база исследований; допускалась низкая квалификация диагностических кадров (появились отдельно экспериментаторы и отдельно счетчики); главный метод - тесты - применялся без учета научной основы психических процессов и без адаптации к отечественной действительности Механистические позиции в профотборе приводили к грубым ошибкам, вызывавшим иногда необходимость накладывать запрет на отстранение людей от работы на основании психотехнических испытаний. Аналогичные ошибки наблюдались и в педологии, где преувеличивалась роль и значение тестов. Последние рассматривались как единственный метод измерения умственного развития и выявления умственной отсталости. В сочетании с обстановкой в стране эти причины привели к кризису в педологии и психотехнике. В 1936 г. вышло "Постановление о педологических извращениях в системе Наркомпроса", которое привело к свертыванию исследований в области психотехники и педологии, закрытию лабораторий. И, как следствие, были запрещены тесты, рассматривавшиеся в то время в качестве единственного метода психодиагностики.

Этот кризис на сорок лет остановил не только применение тестов, но и развитие психодиагностики в целом. Последующий период (с 1936г. по начало 60-х) считается стерильным в развитии этого направления. Легально объективные тесты применялись только в дифференциальной психофизиологии, часто под видом «контрольных задач».

В начале 60-х годов 20 в., в связи с «оттепелью» в культуре и науке, изменилось отношение и к психодиагностике. Зарубежный опыт показал, что она может принести существенную пользу в образовании, медицине, производстве. Сначала – на периферии (в Ленинграде, Киеве, Казани) начали возрождаться исследования в этой области, но в Москве прохладное отношение к ней сохранялось до 70-х годов. В 1968 г. в журнале «Советская педагогика» вышла статья А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и А.С. Смирнова «О диагностических методах психологического исследования школьников». В этой статье фактически было дано разрешение на использование методов психодиагностики в практике психологов. Начали проводиться конференции по проблемам психодиагностики (Таллин, 1974г., Братислава, 1979 и т.д.), появились работы по психометрике (В.С. Аванесов, В.М. Блейхер, А.Г. Шмелев), по клинической психодиагностике ( Е.Т. Соколова, Б.Ф. Бурлачук), публиковались первые версии частично адаптированных зарубежных тестов, разрабатывались оригинальные методики диагностики одаренности (Л.А. Венгер), мотивации (Орлов), самоотношения (В.В. Столин) и т.д. С этого момента развитие психодиагностики в России опять пошло в русле общемировых тенденций.


Начало психологической диагностики в качестве одной из дисциплин прикладной психологии положит Френсис Гальтон, английский антрополог, психолог, двоюродный брат Ч. Дарвина. В своих исследованиях он реализовал попытку приложить эволюционную теорию к решению проблем индивидуальных различий человеческих способностей. Гальтон внёс существенный вклад в развитие корреляционного анализа. В 1883 году он опубликовал работу «Исследование человеческих способностей и их развитие», в которой предложил проверять общие умственные способности человека с помощью психометрического испытания. В течение 1884-1885 гг. Гальтон провёл серию испытаний, в которых посетители лаборатории в возрасте от 5 до 80 лет могли за небольшую плату проверить свои физические качества (силу, быстроту реакции и др.), а также ряд физиологических возможностей организма и психических свойств – всего по 17 показателям. В число последних вошли показатели роста, веса, жизненной ёмкости лёгких, силы кисти и удара кулаком и другие. По полной программе исследования было обследовано 9,5 тыс. человек. Это был первый существенный отход от тысячелетней практики испытаний и проверок, основанной на интуиции.

Понятие «тест» впервые применил для быстрых и несложных проверок американский психолог Джеймс Кэттел, работавший у Гальтона. В 1890 году вышла в свет его монография «Умственные способности, их измерение», в которой было предложено примерно 50 простых испытаний. Сред и них, например, измерение силы мускулов, максимальной частоты постукивания, чувствительность к прикосновению, приблизительной оценки времени, объема непосредственной произвольной памяти.

Вначале 1890-х гг. Эмиль Крепелин выдвигает идею применения методов экспериментальной психологии к задачам психологической и психиатрической диагностики.

Конец 19 начало 20 века характеризуются быстрым развитием методов психологической диагностики различных интеллектуальных характеристик личности, и всё это направление в целом получает в кругах специалистов общее название ментиметрии или измерения интеллекта.

В 1885г. Герман Эбингауз публикует сообщение о разработанной им методике испытания способности к запоминанию пропущенных слов в тексте. Фактически это был первый групповой тест мыслительных способностей.

Во Франции Альфред Бине, помимо экспериментальных исследований мышления, изучал людей с выдающимися способностями, а также воображение, память и интеллект у детей. Он был психологом, доктором медицины и права (Парижский университет). Основатель первой во Франции лаборатории экспериментальной психологии (Сорбонна, Париж). В 1896г. он разработал серию тестов для испытания личности. Настоящую известность ему принесла метрическая школа интеллектуального развития. Собственное развитие тестов интеллекта и способностей начинается после 1905 года с изданием комплекса тестов для отбора детей в специальные школы, составленные Бине и Томас Симон (шкала умственного развития Бине-Симона).

Следует отметить возникновение другой крупной группы тестов – проективных, с помощью которых предпринимается попытка выявить основные функции личности. Принцип проекции появляется в словесно-ассоциативном методе Карла Юнга (основателя аналитической школы) в 1904-1906 года.

В конце XIX века происходит становление научной и практической психологической диагностики: зарождается экспериментально-психологический метод, а также количественные (математические) методы обработки анализа результатов.

Фехнер считается одним из первых исследователей экспериментальной психологии. Им были введены в психологию количественные меры, то есть измерение. Вундт проводил исследования личности экспериментально исследовал восприятие, память, внимание, скорость реагирования и т.п. Вундт вместе со своими учениками изучал не только общие закономерности психических процессов, но и индивидуальные их проявления.

Психологическая диагностика заимствовала у экспериментально психологии количественный принцип, превратившийся в методологический. Он составляет основу всех процедур и оценок диагностических возможностей тестов. Разработкой многочисленных процедур и приёмов экспериментальная психодиагностика фактически стимулировала развитие психодиагностики.

Другой, исторически не менее важный источник психологической диагностики заключён в дифференциальной психологии. Её корни находятся в идеях дарвинизма, популярных в 19 веке и проникших в психологию во многом благодаря исследованиям Гальтона. Именно он, применяя экспериментально-психологические методики, впервые обратил внимание на индивидуальные различия.

Основателем дифференциальной психологии (индивидуальных различий) принято считать Вильяма Штерна, который ещё в 1900 году призывал психологов заниматься исследованием общих психологических закономерностей, но также и индивидуальностью. Штерн был немецким психологом, занимался изучением интеллекта, ввёл понятие коэффициента интеллекта, вычисляемого путём деления умственного возраста на хронологический возраст.

Существенную роль в становлении дифференциальной психологии сыграли Бинеи Анди. В 1896 году докладом на тему «Индивидуальная психология» они открыли новую предметную область психологических исследований – индивидуальные различия. Переход от изучения изолированных психических свойств к целостной индивидуальности стимулировало возникновение особого предметного аспекта – психодиагностики.

Следует различать психологическую диагностику и дифференциальную. Психологическая диагностика интересуется проявлениями общих закономерностей в единичном, конкретном случае. Дифференциальная психология изучает общие закономерности проявления индивидуальных различий.

Прикладную психологиюпринято считать третьим источником психологической диагностики. Очертить чётко предметную область прикладной психологии очень сложно. Прикладные аспекты исследований можно обнаружить почти во всех сферах производственной и общественной деятельности человека.

Наиболее сильное влияние на становление психологической диагностики как самостоятельной научной дисциплины оказала тестология. Интенсивное развитие промышленности, вовлечение больших масс людей в процесс производства, остро возникшая потребность общества в высококвалифицированных рабочих обусловили возникновение проблем профессионального отбора и профессиональной ориентации. Социально-экономическая ситуация подталкивала к разработке и применению тестов. Тестология занималась теоретической и методологией разработки и проверки психологических тестов, определением критериев качества тестов и их стандартизации.

Применение тестовых методик в нашей стране.

В нач. 19 века Григорий Иванович Россолимо, будучи отечественным детским невропатологом, психиатром и психологом разработал свой метод экспериментального изучения личности – метод психологических профилей, имевших большое диагностическое значение для определения личностных дефектов. Многие современные тесты достижения и личностные опросники построены на принципах психологического профиля – например, шкала Векслера, 16-факторный опросник Кэттелла и т.п.

Хотя психологическая диагностика имеет довольно длительную историю, только в начале ХХ века появился термин «психодиагностика». Его распространение связано с именем Германа Роршаха, чья книга под названием «Психодиагностика» вышла в свет в 1921 году. Монография была посвящена возможности распознания психических отклонений с помощью интерпретации чернильных пятен, или, как называл их сам Роршах, клякс.

Примечательная судьба этого учёного. Он родился в 1884 году в Цюрихе, в семье художника. После окончания основной школы посещал гимназию. В Швейцарии гимназистам в последние годы разрешалось присоединяться к студенческим обществам, что и сделал Роршах. В обществе, к которому он примкнул, ему дали прозвище «клякса». Сейчас трудно установить, было ли это намёком на профессию отца. Ведь от сына ожидали, что он станет художником. Возможно, что прозвище отражало занятие Роршаха кляксографией – игрой, которой в свободное время увлекались дети и юноши Швейцарии.

Некоторое время разносторонне способный молодой человек пребывал в сомнении, стать художником или заняться естественными науками. В 19 лет Роршах начал изучать медицину, в основном психиатрию. В 28 лет он защитил докторскую диссертацию по медицине. В 1912 году Роршах впервые использовал кляксографию. Его главный научный интерес составлял психоанализ. Результаты психоаналитических исследований отражены во многих публикациях: «Рефлексивная галлюцинация и символика», «К символике змеи и галстука» и т. д.

Любопытно, что личная жизнь Роршаха была связана с Россией – он женился на русской. Непродолжительное время работал в психиатрической клинике, которая находилась под Москвой. Умер Герман Роршах в 1922 году в возрасте 38 лет от перитонита.

Русская психология в конце XIX – начале ХХ в. была весьма чётко ориентирована на широкое практическое приложение психологических знаний, в том числе и в области практических применений индивидуальных различий людей. Вместе с тем для неё было характерным построение широких поведенческих выводов на базе частных теорий, лежащих в основе тестовых испытаний. Среди значимых фигур следует отметить Теплова, Леонтьева, Ковалёва, Мясищева.

Предмет, цели, задачи и направления психодиагностики

Психодиагностика – это наука и практика постановки психологического диагноза. Термин «психодиагностика», распространившийся в психиатрии после появления книги Германа Роршаха «Психодиагностика» (1921), довольно быстро вышел за пределы медицины. Автор известного теста чернильных пятен. Термин «диагноз» начал пониматься как распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития. Понятие «психодиагностика» распространилось и на профилактическое обследование индивидов и групп.

Термин «диагностика» происходит от слов «dia» между и «gnosis» - знание (греч.) и переводится как «различительное познание». Исследования в области философии показали, что диагностика является особым промежуточным видом познания, стоящим между научным знанием общей, внутренней, закономерной сущности и опознанием единичного внешнего, случайного, конкретного явления.

Под диагностикой понимают распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров. Диагностика как особый вид познания, связанный с постановкой диагноза, используется в разных областях человеческой деятельности: медицине, психологии, педагогике, технике.

Под психологическим диагнозом следует понимать конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования (Л.Ф.Бурлачук).

Психодиагностики – область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических свойств личности и особенностей интеллекта.Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики.

В этом определении выделяют три основные характеристики данного направления: психодиагностика как теоретическая дисциплина, психодиагностика как практическая деятельности, направленная на постановку психологического диагноза.

Как теоретическая дисциплина психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила диагностических умозаключений, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психологического состояния, структуры или процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических переменных.

Как практическая деятельность психодиагностика охватывает действия, непосредственно направленные на постановку психологического диагноза путем соответствующего индивидуального обследования. Учитывая многообразие трактовок, Л.Ф. Бурлачук предлагает под психодиагностикой понимать область психологической науки, разрабатывающую теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Суммируя все вышеизложенное можно определить предмет психодиагностики как изучение закономерностей постановки психологического диагноза.

Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:

• Принцип отражения - адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности.

• Принцип развития - ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений.

• Принцип диалектической связи сущности и явления - позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности.

• Принцип единства сознания и деятельности - сознание и психика формируются в
деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психики

• Личностный принцип - требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик - способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.

Психодиагностика тесно связана с соответствующими предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, особенности и свойства, изучаемые перечисленными науками, измеряются с помощью психодиагностических методик.

Предмет психодиагностики – установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии. Важнейшим элементом психодиагностики является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа:

• Сбор данных.

• Переработка и интерпретация данных.

• Вынесение решения - психодиагностический диагноз и прогноз.

Задачи психодиагностики:

1. выявление состояния всей совокупности интеллектуально-мнестических функций, прежде всего так называемых высших психических функций (функций произвольной памяти, активного внимания, мышления);

2. выявление состояния эмоционально-волевой и мотивационной сферы, прежде всего ведущих мотивов, типичных особенностей спектра эмоциональных реакций и состояний, способности к волевым усилиям и т.п.;

3. выявление особенностей личности (оценка системы отношений и направленности личности, ценностных ориентаций, отношений к собственному «Я», характерологических черт и т.п.);

4. выявление профинтересов, склонностей и способностей и профпланов;

5. выявление психологического климата в ближайшем окружении;

6. участие в разработке методов прогнозирования психического развития и поведения в зависимости от разных природных и социальных факторов и условий существования;

Анализ опыта работы психологов позволяет выделить основные типы диагностических задач, встречающиеся в их практической деятельности (А.А. Бодалев, В.В. Столин):

- получение диагноза на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака у обследуемого человека;

- постановка диагноза, позволяющего находить место испытуемого (или группы) среди других по степени выраженности каких-либо качеств;

- прогноз дальнейшего развития объекта обследования;

- определение наиболее характерных способов работы с обследуемым.

Реализация данных задач осуществляется в ходе взаимодействия психолога и клиента, характер которого определяется типом диагностической ситуации. Выделяют различные классификации диагностических ситуаций в зависимости от тех или иных классификационных признаков. Если учитывать степень добровольности участия клиента в психодиагностическом обследовании и роль психологического диагноза в его дальнейшей судьбе, то можно выделить следующие варианты: ситуация консультации (клиента), ситуация отбора, ситуация принудительного обследования и ситуация аттестации (экспертизы).

Психодиагностические задачи могут решаться различными способами:

- длительное наблюдение за обследуемым, совершаемое в ходе оказания ему помощи (в ходе консультирования, психотерапии);

- наблюдение за обследуемым в реальных условиях его жизни;

- специальные методики – позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки;

Наши рекомендации