Каковы особенности допроса лиц, имеющих физические или психические недостатки
Допрашивать глухих, немых, слепых, глухонемых, тугоухих, психически неполноценных нужно во всех случаях днем, потому что вечером эмоциональное состояние таких обвиняемых неблагоприятно для воспроизведения фактических обстоятельств. У большинства лиц названной категории к концу дня повышается внушаемость, понижается способность четко выражать свои мысли и облекать их в мимику и жесты, они не в состоянии давать полные и достоверные показания. Лиц с физическими или психическими недостатками следует, как правило, допрашивать в месте производства следствия. Но следователь вправе, если он признает это необходимым, произвести допрос в месте нахождения обвиняемого. Так, учитывая физическое или психическое состояние обвиняемого, следователь может допросить его по месту работы, жительства, в учреждении, где он находится, на месте происшествия, обыска, в месте содержания под стражей. В кабинете следователя во время допроса лиц, страдающих физическими или психическими недостатками, никто, кроме должностных лиц, ведущих допрос, защитника, переводчика, педагога, специалиста, не должен присутствовать. Ничто не должно отвлекать их внимание, поэтому предметы и вещи, создающие у допрашиваемого ненужное зрительное или слуховое возбуждение, следует убрать из кабинета. Слух слепых улавливает и дифференцирует едва слышные звуки. Поэтому при допросе слепых и слабовидящих необходимо исключить посторонние звуковые явления (радио, разговоры по телефону и т. д.), которые рассеивают внимание и снижают эффективность мыслительной деятельности. Нахождение в кабинете громоздких вещественных доказательств: изуродованных предметов, ножей, пистолетов и других орудий преступления—отвлекает внимание глухих, немых, глухонемых, и допрос становится нецеленаправленным. «Эти факторы,— правильно пишет В. Л. Васильев, — разрушают психологическую установку допрашиваемого на дачу правдивых и полных показаний». Участие переводчика в допросе вызывает необходимость оценивать и такие факторы, которые влияют на полноту, точность и правильность перевода. В частности, допрашивая глухих, немых, глухонемых, следователь обязан устранить все условия, отрицательно влияющие на правильный перевод показаний с помощью жесто-ми-мической или дактильной речи. Поэтому для того чтобы переводчик и обвиняемый правильно поняли друг друга, необходимо, на наш взгляд, в ходе допроса соблюдать следующие требования:
а) свет (естественный и искусственный) должен падать на лицо, руки обвиняемого и переводчика, чтобы они могли хорошо видеть артикуляцию, мимику и жесты. Во время допроса они не должны курить, держать во рту и в руках посторонние предметы;
б) обвиняемый и переводчик должны находиться друг от друга на расстоянии одного-двух метров, а руки их должны быть обращены ладонями друг к другу, чтобы они видели движения пальцев. Это обеспечит точность и полноту показаний, полученных с помощью дактильной речи;
в) непонятные слова, фразы, юридические, медицинские и другие специальные термины, обобщенные понятия нужно повторять дважды, если они плохо воспринимаются, то следует написать их, чтобы грамотный обвиняемый мог их прочитать, либо заменить термин другим понятием;
г) делать паузы, перерывы, так как перевод мимики и жестов, как и дактильной речи, быстро утомляет зрение, затормаживает волевые и мыслительные процессы, что снижает качество перевода.
Участие специалиста в допросах глухих, немых, глухонемых, тугоухих, психически неполноценных обвиняемых обусловлено необходимостью попользовать психологические знания при (производстве важнейших следственных действий.
Специалистом в области психологии глухих, немых, тугоухих является сурдопсихолог, сурдопедагог, в области психологии слепых — тифлолсихолог, в области психологии психически неполноценных — психиатр.
Участие таких специалистов в допросе обвиняемых гарантирует права обвиняемого, уменьшает вероятность получения ошибочных, неточных показаний. Участвующий в деле специалист может: выяснить, каким путем легче получить достоверные и полные показания; высказаться о степени умственного развития лиц с недостатками зрения, слуха и речи; отметить состояние тех органов чувств, которые компенсируют их физические недостатки; отметить особенности их восприятия, запоминания и воспроизведения воспринятого; выяснить, имел ли обвиняемый возможность воспринимать те обстоятельства, которые составляют предмет допроса, и может ли он дать о них правильные показания. Специалист может сказать,, какой речью лучше владеет глухой, немой, глухонемой, сделать вывод, насколько правильно осуществляется перевод мимики и жестов глухонемого переводчиком и понимает ли обвиняемый последнего, рекомендовать следователю наиболее целесообразные место допроса, время его проведения, предложить способы переключения внимания для получения правдивых показаний.
Какой должна быть тактическая линия допроса при использовании внутренних противоречий в показаниях допрашиваемого или противоречий между его показаниями и другими доказательствами.
Использование внутренних противоречий в показаниях. Надежным и испытанным средством уличения во лжи является максимальная детализация и конкретизация допроса.
Пресечение лжи (использование противоречий между свидетелями, сообщенными допрашиваемым и другими доказательствами).
Когда на допросе лицо дает ложные показания, перед следователем возникает проблема - как поступить: оформить эти показания протоколом в обычном порядке, надеясь в ходе дальнейшего расследования опровергнуть их, или с помощью тактического воздействия на допрашиваемого попытаться пресечь лжесвидетельство на уровне рассказа и добиться правдивых показаний.
Надо иметь в виду, что лучше предупредить ложь, чем разоблачать ее. Ложь создает дополнительные препятствия, так как от допрашиваемого потребуются новые усилия, чтобы отказаться от уже данных ложных показаний.
1. Предъявлять доказательство следует после того, как лицо допрошено по всем обстоятельствам, связанным с доказательством, которое будет предъявляться. При этом допрос по названным обстоятельствам должен производиться так, чтобы допрашиваемый в дальнейшем при предъявлении известного следователю факта не мог опорочить его доказательственную силу. 2. Предъявлять доказательства в зависимости от следственной ситуации и личности допрашиваемого: либо в их совокупности с нарастающим итогом — от «меньшего» доказательства к «большему», либо предъявлять отдельные доказательства с постепенным введением новых при последующих допросах.