Рекомендации по коррекции и профилактике отклоняющегося поведения подростков из неблагополучной семьи
Поведенческая коррекция признается одной из наиболее адекватных и эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением.
Отклоняющееся поведение имеет место постольку, поскольку работают механизмы его сознательной и бессознательной мотивации. Человек с девиантным поведением имеет устойчивую мотивацию в сохранении девиации.
При работе с подростками широко распространен прием оценки негативных последствий девиантного поведения. Подростку необходимо конкретно объяснить, какой вред он наносит себе и окружающим его людям своим поведением, а затем показать подростку его будущее, с сохранением девиантного поведения и без него. Например, представить, какая жизнь ждет подростка, если он будет употреблять спиртное и наркотики. Т.е. нужно создать мотивацию к хорошему и положительному в жизни. Можно совместно с подростком наметить план его жизни, который поможет добиться поставленной цели в жизни.
Коррекционная работа в отношении отклонений в поведении подростков имеет положительные результаты, когда обращается внимание на отношение педагога и учеников в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания легче решать учебно-воспитательные задачи. Подростку важно постоянно ощущать, что с его мнением считаются, доверяют [47. С. 81].
Известно, что подросток ожесточается, замыкается из-за отсутствия чуткости, заинтересованного внимания к себе, сопереживания со стороны родителей и учителей. Как писал А.С. Макаренко, «такому подростку на каждом шагу мерещится несправедливость, он уже по привычке считает необходимым применять защитно-угрожающую позу, в любом слове ему видятся чуждые и враждебные силы» [26. С. 229].
Педагогу нужна вера в возможности каждого ребенка, и отклонения в его развитии следует рассматривать как результат недифференцированного подхода к нему.
Наиболее распространенным методом желательного поведения является подкрепление. Многие подкрепляющие стимулы, такие как похвала или проявление интереса, люди непроизвольно используют в ходе повседневной жизни. Метод подкрепления предполагает целенаправленное его применение с целью усиления адаптивных видов поведения и ослаблению и устранению его неадекватных форм. Но здесь же хочется заметить, что подкрепление может вознаграждать неправильное поведение. Например, подросток в ответ на суицидальную попытку, может получить награду - повышенное внимание и заботу семьи, вместо того, чтобы подкреплялось его независимое поведение.
Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующие рекомендации по организации коррекционной работы, направленной на преодоление отклонений в поведении у подростков из неблагополучной семьи:
Во-первых, успешность работы с такими подростками во многом зависит от личностных и профессиональных качеств тех людей, которые эту работу выполняют. Здесь не должно быть «случайных» людей. Каждый педагог или психолог, работающий с такими подростками, должен обладать знаниями по возрастной и специальной психологии, а также по коррекционной педагогике, но не только объем этих знаний и профессиональная подготовка влияют на качество и продуктивность работы с данной категорией подростков, многое зависит именно от личностных качеств. Учитель (психолог) должен сопереживать подростку, уметь считаться с его мнением, быть сдержанным, тактичным, верить в то, что его работа даст положительные результаты.
Во-вторых, вся коррекционная работа должна проводится систематически и охватывать все сферы деятельности подростка. Учитывая, что речь идет о подростках из неблагополучных семей и дома после школы его ждут родители, находящиеся в алкогольном опьянении, грубость, безразличие, такой подросток ищет понимания в кругу сверстников, часто примыкает к асоциальным группам, где совершаются правонарушения, подросток пробует алкоголь и наркотики, приобретает ранний сексуальный опыт. Поэтому школа должна уделять большое внимание организации досуга и заполнению свободного времени таких подростков, организуя работу кружков, спортивных секций, факультативов, тем самым давая подростку, исходя из своих интересов, найти занятие по душе во внеурочное время.
Особое внимание следует уделять профориентационной работе, повышению школьной мотивации, смене ценностных ориентиров подростка. Следует проводить работу по преодолению школьной неуспеваемости, поставить такого подростка в ситуацию успеха, применять индивидуальный и дифференцированный подход с учетом психических возможностей каждого учащегося.
Рекомендуется закреплять осознание подростком преимуществ социально-приемлемого поведения. Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи и сдвиги к лучшему. Но при поощрении необходимо соблюдать меру и оно должно быть справедливым.
Особое внимание следует обратить на характер и форму порицания. Оно ни в коем случае не должно касаться способностей ученика, не должно задевать семейное окружение подростка, образ его жизни и т.д. Порицание должно быть предельно конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых подростком недостатков (например, нарушение дисциплины, прогулы, небрежность в работе и т.д.).
Немаловажно, каков тон учителя в момент порицания. Раздражение, злость в голосе вызывают только негативную реакцию со стороны подростка. Нужно стараться говорить с ним спокойно, доброжелательно и заинтересованно. Следует избегать грубых замечаний в присутствии класса. Иногда проигнорировать нарушение дисциплины подростком на уроке, а поговорить об этом после урока, оставаясь с учеником один на один. В общении с подростком не следует путать грубость и строгость. Если учитель в строгой форме скажет ученику, что он не будет терпеть нарушение дисциплины на уроке, то такое замечание возможно будет принято подростком, но если учитель в грубой форме начнет кричать на ученика, удалит его из класса, может развиться конфликт между учителем и учеником, который будет иметь негативные последствия.
Итак, профилактика девиантного поведения должна быть ориентирована на то, чтобы своевременно обнаружить ситуации, которые могут способствовать неадекватному воспитанию и поведению, устранить или нейтрализовать источники отрицательного влияния до того, как они скажутся на формировании личности и поведении подростков.
Таким образом, коррекционная работа с подростками, имеющими отклонения в поведении, должна вестись систематически и в разных направлениях, с одной стороны необходимо повышать мотивационную направленность личности к обучению, с другой стороны необходимо воспитывать у таких учащихся социально приемлемое поведение, что поможет в дальнейшей социальной адаптации подростка.
Из анализа источников, освещающих пути коррекции нарушений поведения подростков видно, что методы и методики воздействия на подростка с девиантным поведением достаточно разнообразны и они должны быть адекватны к проблеме подростка.
Много зависит от личностных качеств специалистов, работающих с данной категорией подростков.
Пути и методы коррекции должны подбираться с учетом индивидуальных особенностей подростка, а также должны зависеть от степени выраженности и видов отклоняющегося поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья - сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения - один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.
Взаимоотношения детей и родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих детей.
Семью можно отнести к естественной малой группе, так как она возникает и существует исходя из потребностей её членов. Также семью можно охарактеризовать как высокоразвитую малую группу по тому, что в ней присутствуют - достаточная психологическая общность, налаженные личные взаимоотношения - сложившаяся структура взаимодействия, четкое распределение обязанностей, и т.д.
Итак, внутрисемейные процессы могут выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания, которые влияют на формирование личности ребенка.
Жизнь детей в неблагополучной семье тяжело сказывается на психическом развитии подростка. При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения. Общение таких подростков носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Подростки испытывают трудности в раскрытии себя перед другими. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье - таковы главные причины нарушения эмоционального развития подростков.
В результате исследования мы выяснили, что неблагоприятные отношения в семье между родителями и детьми влекут за собой отклоняющее поведение подростка. При этом были выполнены задачи исследования:
были подобраны и реализованы методы исследования влияния неблагополучной семьи на отклоняющее поведение подростка;
выявлены типичные особенности поведения подростков из неблагополучной семьи;
предложены рекомендации по преодолению отклонений в поведении подростков из неблагополучной семьи.
И на основе исследований сделаны следующие выводы:
Окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны. Известный русский педагог П.Ф. Лесгафт обратил внимание на то обстоятельство, что ребенок может стать носителем определенного симптома, который в явной или скрытой форме присутствует в семье, и это непременно скажется на свойствах его личности.
Отклоняющееся поведение подростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т.е. воспитательного средства).
Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в ней детей.
Итак, мы приходим к выводу, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям - от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте.
Следствием неблагополучия семейного воспитания подростков довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.
Поставленная в исследовании цель - изучение теоретических источников по проблеме отклоняющегося поведения подростков, а также выявление наиболее эффективных путей коррекции отклонений в поведении у подростков из неблагополучной семьи - достигнута.
Выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась: неблагополучная семья формирует различные формы отклоняющегося поведения подростков.
ЛИТЕРАТУРА
1.Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник [Текст] / Г.М. Андреева. - М., 1997.
2.Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. - М., 1990.
.Айхорн, А. Трудный подросток [Текст] / А. Айхорн. - М., 2009.
.Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников [Текст] / С.А. Бадмаев. - М., 1997.
.Бедер, Е. Комплексное изучение детей с временными задержками развития и вопросы их обучения [Текст] // Дефектология. - 1975. - №4.
.Беличева, С. А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А. Беличева. - М., 1993.
7.Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи [Текст] / М.И. Буянов. - М., 2008.
.Власова, Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1967.
.Выготский, Л.С. Психология подростка. Собр.соч.: В 6 т. - Т.5. Трудное детство [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1984.
10.Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними [Текст] // Народное образование. - 2009. - № 6.
11.Девиантное поведение подростков: причины, тенденции, формы социальной защиты [Текст] / Под общ.ред. Ю.А. Клейберга. - М., Тверь, 2008.
12.Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения [Текст] / Под ред. В.М. Никитина. - М., 1996.
.Змановская, Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения) [Текст] / Е.В. Змановская. - М., 2003.
.Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Под ред. Д.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 1972.
.Кондратенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков [Текст] / В.Т. Кондратенко. - Минск, 1988.
.Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст] / В.П. Кащенко. - М., 1992. - 223с.
.Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст] / Ю.А. Клейберг. - Тверь, 2008.
.Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст] / Ю.А. Клейберг. - М., 2009.
.Кулаков, С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе [Текст] / С.А. Кулаков. - СПб., 1996.
.Кулаков, С.А. На приеме у психолога - подросток [Текст] / С.А. Кулаков. - СПб., 2009.
.Личко, А.Е. Психопатии и акцетуации характера у подростков [Текст] / А.Е. Личко. - Л., 1983. - 256 с.
.Лебединская, К.С. Клинико-психологический анализ нарушений поведения подростков [Текст] // Дефектология. - 1980. - №5.
.Лебединская, К.С. Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков [Текст] // Дефектология. - 1984. - №4.
.Лебединская, К.С. Подростки с нарушением в аффективной сфере [Текст] / К.С. Лебединская, М.М. Райская, В.Г. Грибанова. - М.: Педагогика, 1988.
.Ляшин, О.В. Педагогическая психология воспитания [Текст] / О.В. Ляшин. - М., 1997. - 254 с.
.Макаренко, А.Е. Методика организации воспитательного процесса. Собр.соч.: В 8 т. - Т.1 [Текст] / А.Е. Макаренко. - М. 1983.
.Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка: Методическое пособие для специалистов муниципальных служб [Текст] // Под ред. Е.А. Журавлевой, Е.Б. Филипповой. - М.: МГУ, 2003. - 195 с.
.Овчарова, Г.В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Г.В. Овчарова. - М., 1996. - 352 с.
.Потатник, М.М. Управление современной школой [Текст] / М.М. Потатник. - М., 1992. - 462 с.
.Псоловецкий В.С. Межличностные отношения: особенности подходов Психология и соционика межличностных отношений [Текст] / 2005. -№ 8.- С. 31-38.
.Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова и др. - М., 1983.
.Психология: Словарь [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1990.
.Руденский, Е.В. Психология отклоняющегося поведения личности [Текст] / Е.В. Руденский. - Новосибирск, 2008.
.Ранняя профилактика отклоняющегося поведения: Пособие для учителя [Текст] / Под ред. В.А. Ташенко, Г.М. Титаренко. - Киев, 1989. - 126 с.
.Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков [Текст] / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003.
.Раттер, М. Помощь трудным детям [Текст] / М. Раттер. - М., 1987.
.Рычкова, М.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика [Текст] / М.А. Рычкова. - М., 2008.
.Степанов, В.Г. Психология трудных подростков [Текст] / В.Г. Степанов. - М., 1996. - 320 с.
.Спротюк, А.Л. Психофизические особенности девиантного поведения подростков: Современные проблемы психологии: Вып.4 [Текст] / А.Л. Спротюк, Ю.А. Клейберг. - Тверь, 2008.
40.Столин, В. В. Психологические основы семейной терапии [Текст] // Вопросы психологии. - 1982. - №4.
41.Терентьева, А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы [Текст] // Семейная психология и семейная терапия. - 2008. - №3.
.Ткачева, В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья: Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений [Текст] / В.В. Ткачева. - М., 2008.
43.Трус, И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания [Текст] // Воспитание школьника. - 2009. - №7.
44.Целуйко, В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи [Текст] / В.М. Целуйко. - Ростов н/Д, 2004.
.Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие [Текст] / М.В. Шакурова. - М., 2009.- 464 с.
46.Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М., 2008.
47.Юричка, Ю.И. Комплексный подход к профилактике отклонений в поведении школьников (социально-педагогический аспект): Автореф. дис. докт. пед. наук / Ю.И. Юричка. - М., 1991. - 44 с.
48.Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.Н. Никольская. - СПб., 2003.
.Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкий. - СПб, 2008.
.Эйдемиллер, Э.Г. Семейная психотерапия [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкий. - Л., 1990.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1