Руководство и лидерство как социальные феномены
Личность руководителя
В настоящее время остаются весьма актуальными проблемы индивидуального стиля управления, выработки индивидуального решения. Формы, методы, принципы решения этих проблем отличаются чрезвычайным разнообразием: здесь и голое администрирование, и попытки выступить в роли некоего просителя, и стремление за напускной грубостью скрыть свое неумение управлять людьми.
Опыт показывает, что низкая управленческая культура серьезно сказывается на всей жизнедеятельности организации. Одним из важных условий успешного выполнения стоящих перед организацией задач является наличие определенных личностных и деловых качеств руководителя, а также выбор оптимального стиля управления.
Руководство и лидерство как социальные феномены
Уже в первых работах по психологии управления в качестве одного из ее существенных направлений была выделена психология личности руководителя. Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем психологии управления.
Первоначально лидер трактовался как член группы, который выдвигался в результате взаимодействия членов группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует наиболее высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Другими словами, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции.
Остальные члены группы принимают лидерство, то есть строят по отношению к лидеру такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.
Процесс лидерства может быть достаточно противоречивым: мера "притязаний" лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Выяснить действительные возможности лидера - значить в том числе выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу не является величиной постоянной: при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других обстоятельствах, напротив, снижаться.
Важно отметить, что при рассмотрении проблемы лидерства в зарубежной психологии отождествляются понятия "лидер" и "руководитель". Для отечественных исследователей характерно выделять руководство и лидерство как два различных явления, присущих организованным общностям.
Требует отдельного рассмотрения проблема соотношения двух понятий - "управление" и "руководство". Управление выступает более широким понятием означающим направленное воздействие на систему или отдельные процессы, происходящие в ней, с целью изменения ее состояния или придания ей новых свойств и качеств. Понятие "управление" относится как к техническим (машина-машина), социотехническим (человек-машина), так и к социальным (человек -человек) системам. Руководство же есть частный случай управления. Его основные отличия в том, что руководство
* ограничивается воздействием на людей и их общности;
* предполагает взаимодействие руководителя с подчиненными;
* призвано вызвать чью-то деятельность соответственно намерениям руководителя.
Следовательно, руководство - это произвольное (целенаправленное) воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности, соответственно намерениям руководителя. Поэтому руководство можно назвать управлением, но далеко не всякое управление есть руководство.
Основные различия между лидерством и руководством сводятся к следующему:
* содержание понятий: руководство предусматривает организацию всей деятельности группы, а лидерство характеризует психологические отношения, возникающие в группе "по вертикали", то есть с точки зрения отношений доминирования и подчинения;
* возникновение: руководство есть закономерный и необходимый атрибут процесса возникновения официальной организации, в то время как лидерство возникает спонтанно как следствие взаимодействия людей; соответственно этому руководитель либо назначается официально, либо избирается, а лидер выдвигается стихийно;
* функционирование: руководство выступает как процесс правовой организации и управления совместной деятельностью членов организации, а лидерство - процесс внутренней социально-психологической организации и управления общением и деятельностью;
* социальная роль руководителя и лидера: руководитель есть посредник социального контроля и власти, а лидер - субъект групповых норм и ожиданий которые спонтанно формируются в межличностных отношениях;
* регламентация деятельности: деятельность руководителя регламентируется соответствующим правовым обеспечением, деятельность лидера обеспечивается морально-психологическими нормами совместной деятельности;
* режим внешних связей: руководитель представляет группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее официальными отношениями вовне; лидер в своей активности ограничен внутри-групповыми отношениями; * руководство - явление более стабильное, менее подверженное перепадам во мнениях и настроениях членов организации.
Изложенные различия подводят нас к следующим определениям понятий "руководство"и "лидерство". Руководство есть процесс правового воздействия, осуществляемый руководителем на основе власти, данной ему государством или группой ( в случаях если руководитель избирается).
Руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. Руководство основано на принципах правовых отношений, социального контроля и применения дисциплинарной практики.
В свою очередь, лидерство есть процесс психологического влияния одного человека на других при их совместной жизнедеятельности, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения , понимания друг друга. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы. Лидерство основано на принципах свободного общения.
Таким образом, управленческую деятельность в широком смысле слова может осуществлять не только руководитель, но и лидер. Социально приемлемым и эффективным в современных условиях является руководство людьми , осуществляемое в форме лидерства. В идеале эти две роли выполняет один и тот же человек, но так, к сожалению, бывает не всегда.
В традициях американского менеджмента предполагается, что лидер и руководитель - это, как правило, одно и то же лицо. При назначении сотрудника руководителем на каком-либо уровне управления желательно, чтобы в течение определенного срока (как правило нескольких месяцев) он стал лидером. Если это не удалось, то по неписанным правилам руководитель должен освободить занимаемое место для того, кто может стать лидером.
Преимущества лидера заключаются в том, что за ним организация признает моральное право принятия решения в значимых для нее ситуациях. Это человек, который занимает вершину на иерархической лестнице статуса и престижа членов организации. Главное отличие руководителя-лидера от руководителя-администратора в том, что лидер не командует, не приказывает и не давит на работников ради достижения каких-либо, порой далеких от их понимания, целей, а ведет людей за собой на решение общих для этого коллектива проблем.
Руководителя - лидера характеризует:
* способность воспринимать общие нужды и проблемы управляемого коллектива и принимать на себя ту долю работы по удовлетворению этих нужд и решению проблем, которые остальные члены коллектива взять на себя не могут;
* способность быть организатором совместной деятельности: он формулирует задачу, принимает на себя ответственность по созданию значимых условий решения этой задачи; умеет планировать совместную работу с учетов интересов и возможностей каждого члена коллектива; вовлекать людей выполнение необходимых коллективу, но не очень выгодных для отдельных исполнителей дел; использует для принятия коллективных решений мнения и предложения, противоположные собственной позиции;
* чуткость и проницательность, доверие к людям: он находит время, чтобы выслушать людей, и умеет слышать; с ним легко разговаривать на любую личную тему, так как он умеет хранить тайны; лидер знает, в чем состоят интересы людей, с которыми он связан по работе, и готов их отстаивать; способен понять трудности (проблемы) отдельного человека, чувствует, кто в чем нуждается; способен к сопереживанию;
* представительские склонности: он- выразитель общих для коллектива позиций его членов; способен улавливать и выражать общее мнение членов коллектива по любым значимым для них вопросам; ставить вопросы о нуждах коллектива перед руководством, не дожидаясь приказа с"верху";готов жертвовать личными интересами ради интересов коллектива; является представителем коллектива во взаимоотношениях с вышестоящим руководством;
* эмоционально-психологическое воздействие: лидер способен вовлекать людей в деятельность, не отдавая прямых распоряжений и команд; он в высокой степени наделен "чувством локтя", умеет убеждать, склонен поощрять; он обладает неформальным авторитетом;
* оптимизм: лидер уверен, что подавляющее число проблем, которые встают перед людьми, разрешимы; своим оптимизмом он предает людям силы для борьбы.
Соединение двух ролей в одном человеке не простая задача и во многом зависит от уровня подготовки, внутренних качеств (душевных и духовных) конкретного руководителя.
Помимо традиционных концепций лидерства: теория черт, ситуационного, появились новые концепции атрибутивного и харизматического лидерства. Новые концепции концентрируются на способности лидера создавать новые видения решения проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них энтузиазм по достижению цели.