Формы и виды диагностики
Формы диагностики:
- Индивидуальная, которая проводится один на один психологом и клиентом, (присутствие заинтересованных лиц допускается, если это не мешает процедуре диагностики и получено согласие клиента).
- Групповая, в которой, один психолог одновременно диагностирует несколько клиентов. Условно выделяют три подвида - подгрупповую - одновременно диагностируется 2 - 4 человека, групповую – 5 - 15 человек, и фронтальную, максимальный объем которой определяется условиями диагностики, которые должны быть комфортными как для психолога, так и для всех участников обследования.
- Экспертиза или консилиум, в которой группа специалистов одновременно проводит диагностику одного клиента. Как правило, к ней прибегают только в крайне сложных ситуациях. (Обычно ее предпочитают психиатры.) Ее необходимость обусловлена невозможностью проводить уточняющую диагностику в абсолютно идентичных внешних и внутренних условиях.
Виды диагностики:
В практике психологической работы выделяют различные виды диагностики:
- скрининговая диагностика, которая обычно проводится с группой или даже с целым классом. Направлена на выделение детей, обладающих теми или иными свойствами (группой характеристик), оценивающая постоянство тех или иных психических свойств у данной группы детей, выявление среднегрупповых показателей, выявление детей "группы риска" и «факторов риска». Под «группой риска» понимаем тех испытуемых, индивидуальные показатели которых значимо отличаются от среднегрупповых в ту или иную сторону по большинству параметров; под «фактором риска» понимаем те психические свойства или качества, по которым получены наименьшие среднегрупповые показатели.
- углубленная психологическая диагностика,поводится, как правило, с детьми имеющие какие-либо особенности развития ("группы риска" по трудностям обучения и школьной дезадаптации в целом), и нуждающиеся в дополнительной развивающей или коррекционной программе, т.е. в специальной психологической помощи. Цель углубленной диагностики - определить причины и степень выраженности психологических проблем. Результатом углубленного обследования являются рекомендации по психологической помощи, сопровождению или коррекции.
- динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Служит для уточнения правильности выбранной коррекционной техники или программы;
- итоговая диагностика, цель которой оценить состояние ребенка "на выходе", в конце определенного этапа его обучения или цикла коррекционной работы. Результат – психологическое заключение с рекомендациями, если необходимо, по психолого-педагогическому сопровождению.
Каждый из видов диагностики решает свои задачи, обладает своими свойствами, технологиями и набором инструментальных средств (методик и тестов).
Конечным итогом комплексной психологической диагностики должен стать психологический диагноз, который не только позволяет классифицировать актуальное состояние ребенка, но и обеспечивает надежный прогноз его дальнейшего развития и обучения, дает специалистам, в первую очередь, психологам, возможность определить пути и разработать программы наиболее эффективной коррекционной работы; определить наиболее оптимальный образовательный маршрут и тип учебного заведения, адекватный возможностям и способностям ребенка.
Т.о. под психодиагностикой понимают ЕДИНСТВО ТРЕХ ПРОЦЕССОВ: ДИАГНОСТИРОВАНИЕ, ПРОГНОЗ, КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ (коррекция).
D/f1: ПСИХОДИАГНОСТИКА - система, совокупность методов и средств для измерения тех или иных психических особенностей человека, которые нужны для решения практических задач.
D/f2: ПСИХОДИАГНОСТИКА - (психо - душа, гностик- распознавание) - наука о распознавании души. Область психологических знаний, разрабатывающая методы распознавания и измерения индивидуально-психических особенностей человека.
D/f3: ПСИХОДИАГНОСТИКА - изучает индивидуальные своеобразие человека во всем его многообразии, его связи с миром, с целью определить те психические особенности, которые позволят прогнозировать наибольшую успешность приспосабливания к изменяющимся условиям по сравнению с другими членами социальной группы. Это позволяет прогнозирование и определение рекомендаций.
Л.С. Выготский выделял три ступени психологического диагноза:
1. Симптоматический диагноз, отражающий наличие или отсутствие тех особенностей, которые вы диагностируете, по которым вы делаете выводы. Эту задачу может провести машина или лаборант (ассистент).
2. Этиологический диагноз - определение причин, которые привели к возникновению симптомов.
3. Типологический диагноз - определение места и значения полученных данных в целостной структуре личности или в статистическом ряду.
Т.о., основную цель психологического обследования можно сформулировать как ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И УРОВНЯ АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ОТРАЖАЮЩИХ ОСОБЕННОСТИ ФОМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, С ЦЕЛЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПУТЕЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ И КОРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, и АДЕКВАТНЫХ ДЛЯ РЕБЕНКА ВИДА И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.
Необходимо сформулировать ряд основных положений, лежащих в основе интегративного подхода в психологической диагностике:
- построение гипотезы психологического обследования на основе целостного представления о ребенке, с привлечением знаний специалистов разнообразных отраслей психологии, педиатрии, детской психиатрии, медицинской генетики, педагогики, в том числе специальной (коррекционной);
- использование в полной мере алгоритма изменения диагностической гипотезы в свете получаемых данных (правило Бейеса?);
- построение процедуры обследования в соответствии с актуальным возрастом, особенностями поведения ребенка, а также с учетом взаимодействия в диаде взрослый - ребенок;
- проведение обследования и анализ полученных результатов с учетом трех основополагающих критериев деятельности ребенка: ОБУЧАЕМОСТИ, АДЕКВАТНОСТИ, КРИТИЧНОСТИ;
- использование методического аппарата, адекватного целям и гипотезе обследования, с учетом процедурных особенностей, позволяющих получить многофакторную (многофункциональную) информацию за счет технологии предъявления;
- анализ получаемых данных с применением технологий интегративной оценки результатов, дающих максимальную информацию не только о специфике развития и формирования различных функций и систем на феноменологическом уровне, но ии позволяющего выявить комплекс и иерархию причин, приводящих к данному варианту развития;
- психолого-педагогическая квалификация уровня актуального развития ребенка с выходом на тип и структуру развития, постановка психологического диагноза.
Использование этих положений дает возможность не только оценить актуальные состояние и уровень развития ребенка, но и особенности формирования базовых составляющих психологического развития и на основе этого "определить зону ближайшего развития ребенка".