Методы обучения двигательному действию

4.3.1.Понятие «метод». Метод – это разработанная с учётом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определённым способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности.

4.3.2. Характеристика метода разучивания двигательного действия в целом. Метод целостного упражнения основываются на том, что ссамого начала движения осваиваются занимающимися в составе той целостной структуры, которая типична для данного действия (прыжки, метания, и др.). Он преимущественно используется:

♦ при разучивании наиболее простых упражнений;

♦ при изучении некоторых сложных действий, которые с методичес-­
кой точки зрения нецелесообразно изучать по частям;

♦ при закреплении и совершенствовании двигательных навыков.
Благоприятные условия для применения целостных методов имеются также в тех случаях, когда обучаемый и педагог располагают эффективны­ми средствами и приемами помощи и страховки. К примеру, это харак­терно для таких видов спорта, как спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, прыжки с трамплина на лыжах, фристайл и др., в кото­рых освоение действий связано с элементами риска, страха, преодолени­ем отрицательных эмоций.

В настоящее время все более широкое применение в физическом вос­питании и спорте находят тренажерные устройства, берущие на себя фун­кции обучения технике движений и контроля за действиями занимающих­ся. Естественно, применение таких тренажеров и других технических устройств делает возможным целостное разучивание даже довольно слож­ных двигательных действий.

Разновидности целостных методов:

1. Собственно целостный метод, который подразумевает прямое при­-
менение в качестве обучающего упражнения целевое движение, т.е. то
действие, которое является объектом изучения.

2. Метод целостного упражнения с постановкой частных задач.

3. Метод целостного упражнения с развертыванием обучения от веду­-
щего звена.

4. Метод подводящих упражнений, который основан на применении в
качестве обучающих упражнений действий структурно-родственных целе­-
вому упражнению, но более доступных в освоении.

При разучивании и совершенствовании упражнений этим методом могут использоваться такие методические приемы, как: самостоятель­ное выполнение упражнения при наличии гарантированной безопасно­сти (применяется непосредственная страховка преподавателем, партне­ром, вспомогательными средствами типа лонж и др.); выполнение упражнений с направляющей помощью; на тренажере; применение про­водки и т.д.

4.3.3. Характеристика метода обучения двигательному действию по частям.Методы расчлененного упражнения предполагают разучивание упраж­нения (его обычно называют «целевым») по частям с последовательным их объединением по мере освоения в целостное действие. Этот метод приме­няется в следующих случаях:

♦ при обучении координационно-сложным двигательным действиям,
когда нет возможности изучить их целостно;

♦ если упражнение состоит из большого числа элементов, органичес­-
ки мало связанных между собой;

♦ если упражнение производится так быстро, что при целостном вы­-
полнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;

♦ когда целостное выполнение действия может быть опасным, если
предварительно не изучить его элементы;

♦ когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении стем, что­
бы поддержать интерес к учебной деятельности, особенно в работе сдеть­-
ми и подростками, сформировать уверенность в своих силах.

Задача построения обучения двигательным действиям методом рас­членения сводится к решению вопросов о числе упражнений и их вы­боре. Решая эти вопросы, необходимо придерживаться следующих правил:

а) при расчленении следует учитывать особенности структуры изучае­мого действия, двигательный опыт обучаемых и условия обучения;

б) расчленение не должно вызывать принципиального изменения струк­туры данного действия;

в) при расчленении обучающими упражнениями должны быть охваче­ны все фазы целевого упражнения;

г) для отдельного разучивания следует выбирать только те фазы уп­ражнения, которые могут эффективно контролироваться либо самим
обучаемым, либо извне, с помощью преподавателя или обучающих ус-­
тройств; фазы движения плохо поддающиеся контролю, вычленять не
следует;

д) обучающее упражнение должно содержать возможно меньше посто­ронней двигательной информации, не связанной с предметом обучения.
Основные разновидности метода расчлененного упражнения:

1. Метод собственно расчлененного упражнения, который предусматри­-
вает использование относительно крупных заданий, каждое из которых
охватывает одну или несколько фаз целевого упражнения.

2. Метод решения узких двигательных задач, который предполагает выч­-
ленение («расслаивание») отдельных характеристик движений (простран­-
ственных, временных, динамических, ритмических и др.) и действий внут­-
ри фаз целевого упражнения. С его помощью можно решать разнообразные
задачи. В частности, сформировать более точные представления о движе­-
нии у обучаемых, совершенствовать отдельные характеристики техники движений, исправлять ошибки, возникающие в процессе обучения, и многое другое.

3. По разделениям. Существует множество приемов, используемых в процессе расчлененного разучивания двигательных действий. К основным следует отнести освоение ключевых положений тела и его частей, времен­ная фиксация положения тела в той или иной фазе упражнения, «провод­ка» в изучаемой фазе движения, имитация движения, изменение исход­ных и конечных условий движения и т.д.

Наши рекомендации