Методы обучения двигательному действию
4.3.1.Понятие «метод». Метод – это разработанная с учётом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определённым способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности.
4.3.2. Характеристика метода разучивания двигательного действия в целом. Метод целостного упражнения основываются на том, что ссамого начала движения осваиваются занимающимися в составе той целостной структуры, которая типична для данного действия (прыжки, метания, и др.). Он преимущественно используется:
♦ при разучивании наиболее простых упражнений;
♦ при изучении некоторых сложных действий, которые с методичес-
кой точки зрения нецелесообразно изучать по частям;
♦ при закреплении и совершенствовании двигательных навыков.
Благоприятные условия для применения целостных методов имеются также в тех случаях, когда обучаемый и педагог располагают эффективными средствами и приемами помощи и страховки. К примеру, это характерно для таких видов спорта, как спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, прыжки с трамплина на лыжах, фристайл и др., в которых освоение действий связано с элементами риска, страха, преодолением отрицательных эмоций.
В настоящее время все более широкое применение в физическом воспитании и спорте находят тренажерные устройства, берущие на себя функции обучения технике движений и контроля за действиями занимающихся. Естественно, применение таких тренажеров и других технических устройств делает возможным целостное разучивание даже довольно сложных двигательных действий.
Разновидности целостных методов:
1. Собственно целостный метод, который подразумевает прямое при-
менение в качестве обучающего упражнения целевое движение, т.е. то
действие, которое является объектом изучения.
2. Метод целостного упражнения с постановкой частных задач.
3. Метод целостного упражнения с развертыванием обучения от веду-
щего звена.
4. Метод подводящих упражнений, который основан на применении в
качестве обучающих упражнений действий структурно-родственных целе-
вому упражнению, но более доступных в освоении.
При разучивании и совершенствовании упражнений этим методом могут использоваться такие методические приемы, как: самостоятельное выполнение упражнения при наличии гарантированной безопасности (применяется непосредственная страховка преподавателем, партнером, вспомогательными средствами типа лонж и др.); выполнение упражнений с направляющей помощью; на тренажере; применение проводки и т.д.
4.3.3. Характеристика метода обучения двигательному действию по частям.Методы расчлененного упражнения предполагают разучивание упражнения (его обычно называют «целевым») по частям с последовательным их объединением по мере освоения в целостное действие. Этот метод применяется в следующих случаях:
♦ при обучении координационно-сложным двигательным действиям,
когда нет возможности изучить их целостно;
♦ если упражнение состоит из большого числа элементов, органичес-
ки мало связанных между собой;
♦ если упражнение производится так быстро, что при целостном вы-
полнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;
♦ когда целостное выполнение действия может быть опасным, если
предварительно не изучить его элементы;
♦ когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении стем, что
бы поддержать интерес к учебной деятельности, особенно в работе сдеть-
ми и подростками, сформировать уверенность в своих силах.
Задача построения обучения двигательным действиям методом расчленения сводится к решению вопросов о числе упражнений и их выборе. Решая эти вопросы, необходимо придерживаться следующих правил:
а) при расчленении следует учитывать особенности структуры изучаемого действия, двигательный опыт обучаемых и условия обучения;
б) расчленение не должно вызывать принципиального изменения структуры данного действия;
в) при расчленении обучающими упражнениями должны быть охвачены все фазы целевого упражнения;
г) для отдельного разучивания следует выбирать только те фазы упражнения, которые могут эффективно контролироваться либо самим
обучаемым, либо извне, с помощью преподавателя или обучающих ус-
тройств; фазы движения плохо поддающиеся контролю, вычленять не
следует;
д) обучающее упражнение должно содержать возможно меньше посторонней двигательной информации, не связанной с предметом обучения.
Основные разновидности метода расчлененного упражнения:
1. Метод собственно расчлененного упражнения, который предусматри-
вает использование относительно крупных заданий, каждое из которых
охватывает одну или несколько фаз целевого упражнения.
2. Метод решения узких двигательных задач, который предполагает выч-
ленение («расслаивание») отдельных характеристик движений (простран-
ственных, временных, динамических, ритмических и др.) и действий внут-
ри фаз целевого упражнения. С его помощью можно решать разнообразные
задачи. В частности, сформировать более точные представления о движе-
нии у обучаемых, совершенствовать отдельные характеристики техники движений, исправлять ошибки, возникающие в процессе обучения, и многое другое.
3. По разделениям. Существует множество приемов, используемых в процессе расчлененного разучивания двигательных действий. К основным следует отнести освоение ключевых положений тела и его частей, временная фиксация положения тела в той или иной фазе упражнения, «проводка» в изучаемой фазе движения, имитация движения, изменение исходных и конечных условий движения и т.д.