Специфика научного исследования в социальной психологии
Лекционное занятие № 2
Тема 1.3. Методы социальной психологии
Цель – изучить основные методы, используемые в социальной психологии.
Задачи:
- сформировать понятие об основных методах социальной психологии;
- ознакомиться с методами опроса, социометрии, контент-анализа, наблюдения, эксперимента;
- усвоить основные этические принципы экспериментального исследования.
Рассматриваемые вопросы:
1. Общая характеристика научного исследования в социальной психологии.
2. Анкетирование, интервью, экспертный опрос как разновидности метода опроса.
3. Социометрия как метод исследования группы.
4. Контент-анализ как метод социальной психологии.
5. Наблюдение как метод социальной психологии.
6. Эксперимент как метод социальной психологии.
7. Этика экспериментального исследования.
Литература: основная – 1, 2, 9, 10, 14, 15, 24; дополнительная – 9,14.
Вопрос №1 Общая характеристика научного исследования в социальной психологии.
Прежде чем более конкретно говорить о методологических проблемах в социальной психологии, необходимо уточнить, что же вообще понимается под методологией.
Методология психологии – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной на познание психического мира человека.
В современном научном знании термином «методология» обозначаются три различных уровня научного подхода.
1. Общая методология – некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые – осознанно или неосознанно – применяются в исследованиях. Так, для социальной психологии необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы.
2. Частная (или специальная) методология – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Частная методология есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный для более узкой сферы знания. В социальной психологии в связи с ее двойственным происхождением специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов, как психологии, так и социологии. В качестве примера можно рассмотреть принцип деятельности, в философии он рассматривается как способ бытия человека, а в психологии, как специфический вид человеческой активности, как некоторое субъектно-объектное отношение, в котором человек - субъект - определенным образом относится к объекту, овладевает им. Таким образом, деятельность предстает как процесс, в ходе которого развивается сама человеческая личность.
3. Методология – это совокупность конкретных методических приемов исследования, что чаще в русском языке обозначается термином «методика». Методика – это относительно ограниченный набор конкретных приемов, предназначенных для детального изучения той или иной стороны психологического объекта. Методик обычно разрабатывается в рамках какого-либо метода исследования.
Суть дела заключается также и в том, что философские принципы не могут быть применены в исследованиях каждой науки непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии. Что же касается конкретных методических приемов, то они могут быть относительно независимы от методологических принципов и применяться практически в одинаковой форме в рамках различных методологических ориентации, хотя общий набор методик, генеральная стратегия их применения, конечно, несут методологическую нагрузку.
Называют следующие черты научного исследования:
1) оно имеет дело с конкретными объектами, с обозримым объемом эмпирических данных, которые можно собрать средствами науки;
2) в нем дифференцированно решаются эмпирические (выделение фактов, разработка методов измерения), логические (выведение одних положений из других, установление связи между ними) и теоретические (поиск причин, выявление принципов, формулирование гипотез или законов) познавательные задачи;
3) для него характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, поскольку отработаны процедуры проверки гипотез;
4) его цель – не только объяснение фактов и процессов, но и предсказание их. Если кратко суммировать эти отличительные черты, их можно свести к трем: получение тщательно собранных данных, объединение их в принципы, проверка и использование этих принципов в предсказаниях.
Специфика научного исследования в социальной психологии.
Социально-психологическое исследование – вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
Специфика С.п.и. по сравнению с другими социальными науками характеризуется:
а) использованием в качестве полноправных как данных об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и характеристик сознания, (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.) этих индивидов;
б) социальным контекстом исследования, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение фактов;
в) неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических явлений;
г) культурно обусловленной относительностью социально-психологических закономерностей;
д) работой с реальными конкретными объектами исследования (индивидами и группами).
В социальной психологии различают три уровня исследования:
1) эмпирический, представляет собой сбор первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты, и описание полученных данных, обычно в рамках определенных теоретических концепций.
2) теоретический уровень исследования обеспечивает объяснение эмпирических данных путем соотнесения их с результатами других работ. Это уровень построения концептуальных, теоретических моделей социально-психологических процессов и явлений.
3) методологический уровень с содержательной стороны рассматривает многоуровневую, системную организацию социально-психологических явлений и составляющих их элементов, соотношение принципов и категорий, определяет исходные принципы изучения этих явлений.
Иногда выделяют и четвертый уровень – процедурный. Это система знаний о методах, приемах исследования, обеспечивающая надежность и устойчивость психологической информации. В совокупности эти уровни создают условия для разработки исследовательской программы.
Программа представляет собой теоретико-методологическую основу психологических процедур исследования: сбора, обработки и анализа данных. Обычно она включает, определение проблемы, объекта и предмета исследования; предварительный теоретический анализ объекта исследования; характеристику целей и задач исследования; интерпретацию и операционализацию основных понятий; формулирование рабочих гипотез; определение плана исследования (поискового, описательного, экспериментального); составление плана выборки; описание методов сбора и обработки данных, схемы их анализа и интерпретации.
Важным элементом программы принято считать пилотажное исследование. Цель его – оценка качества и надежности методического инструментария и процедур организации исследования, а также возможность внесения корректив и изменений в окончательные варианты методик и приемов сбора данных. Итоги исследования обычно оформляются в виде отчета, который составляется по определенному плану, содержит описание всех разделов программы, а также описание анализа полученных результатов.
Для социальной психологии необходимо оговорить ряд специфических проблем, касающихся научного исследования.
Первая проблема – это проблема эмпирических данных. Данными в социальной психологии могут быть либо данные об открытом поведении индивидов в группах, либо данные, характеризующие какие-то характеристики сознания этих индивидов, либо психологические характеристики самой группы. Так, в бихевиористской социальной психологии за данные принимаются лишь факты открытого поведения; когнитивизм, напротив, делает акцент на данные, характеризующие лишь когнитивный мир индивида: образы, ценности, установки и др.
Источником любых данных в социальной психологии является человек, но один ряд методов пригоден для регистрации актов его поведения, другой – для фиксации его когнитивных образований.
Вторая проблема – это интеграция данных в принципы, построение гипотез и теорий. В социально-психологических теориях отсутствует строгость такого порядка, как, например, в теориях математики или логики. В таких условиях особенно важное место в исследовании начинает занимать гипотеза. Гипотеза «представляет» в социально-психологическом исследовании теоретическую форму знания. (гипотеза(от греч. hypothesis — основание, предположение) – в психологии компонент процесса мышления,направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения (экстраполяции) субъективно недостающей информации, без которой результат решения не м. б. получен. Г. могут относиться к самому этому результату или же к условиям, от которых он зависит. Важной составной частью решения задачи являются Г. относительно принципа («идеи») решения).
Третья проблема, согласно требованиям логики и методологии науки, – обязательная проверяемость гипотез и построение на этой базе обоснованных предсказаний. Проверка гипотез, естественно, необходимый элемент научного исследования: без этого элемента, строго говоря, исследование вообще лишается смысла.