Специфика научного исследования в социальной психологии

Лекционное занятие № 2

Тема 1.3. Методы социальной психологии

Цель – изучить основные методы, используемые в социальной психологии.

Задачи:

- сформировать понятие об основных методах социальной психологии;

- ознакомиться с методами опроса, социометрии, контент-анализа, наблюдения, эксперимента;

- усвоить основные этические принципы экспериментального исследования.

Рассматриваемые вопросы:

1. Общая характеристика научного исследования в социальной психологии.

2. Анкетирование, интервью, экспертный опрос как разновидности метода опроса.

3. Социометрия как метод исследования группы.

4. Контент-анализ как метод социальной психологии.

5. Наблюдение как метод социальной психологии.

6. Эксперимент как метод социальной психологии.

7. Этика экспериментального исследования.

Литература: основная – 1, 2, 9, 10, 14, 15, 24; дополнительная – 9,14.

Вопрос №1 Общая характеристика научного исследования в социальной психологии.

Прежде чем более конкретно говорить о методологических проблемах в социальной психологии, необходимо уточнить, что же вообще понимается под методологией.

Методология психологии – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной на познание психического мира человека.

В современном научном знании термином «методология» обозначаются три различных уровня научного подхода.

1. Общая методология – некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые – осознанно или неосознанно – применяются в исследованиях. Так, для социальной психологии необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы.

2. Частная (или специальная) методология – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Частная методология есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный для более узкой сферы знания. В социальной психологии в связи с ее двойственным происхождением специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов, как психологии, так и социологии. В качестве примера можно рассмотреть принцип деятельности, в философии он рассматривается как способ бытия человека, а в психологии, как специфический вид человеческой активности, как некоторое субъектно-объектное отношение, в котором человек - субъект - определенным образом относится к объекту, овладевает им. Таким образом, деятельность предстает как процесс, в ходе которого развивается сама человеческая личность.

3. Методология – это совокупность конкретных методических приемов исследования, что чаще в русском языке обозначается термином «методика». Методика – это относительно ограниченный набор конкретных приемов, предназначенных для детального изучения той или иной стороны психологического объекта. Методик обычно разрабатывается в рамках какого-либо метода исследования.

Суть дела заключается также и в том, что философские принципы не могут быть применены в исследованиях каждой науки непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии. Что же касается конкретных методических приемов, то они могут быть относительно независимы от методологических принципов и применяться практически в одинаковой форме в рамках различных методологических ориентации, хотя общий набор методик, генеральная стратегия их применения, конечно, несут методологическую нагрузку.

Называют следующие черты научного исследования:

1) оно имеет дело с конкретными объектами, с обозримым объемом эмпирических данных, которые можно собрать средствами науки;

2) в нем дифференцированно решаются эмпирические (выделение фактов, разработка методов измерения), логические (выведение одних положений из других, установление связи между ними) и теоретические (поиск причин, выявление принципов, формулирование гипотез или законов) познавательные задачи;

3) для него характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, поскольку отработаны процедуры проверки гипотез;

4) его цель – не только объяснение фактов и процессов, но и предсказание их. Если кратко суммировать эти отличительные черты, их можно свести к трем: получение тщательно собранных данных, объединение их в принципы, проверка и использование этих принципов в предсказаниях.

Специфика научного исследования в социальной психологии.

Социально-психологическое исследование – вид научного исследова­ния с целью установления в поведении и деятельности людей пси­хологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Специфика С.п.и. по сравнению с другими социальными науками характеризуется:

а) использова­нием в качестве полноправных как данных об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и характеристик сознания, (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.) этих индивидов;

б) социальным контекстом исследования, влияющим на от­бор, интерпретацию и изложение фактов;

в) неустойчивостью и по­стоянным изменением социально-психологических явлений;

г) культурно обусловленной относительностью социально-психоло­гических закономерностей;

д) работой с реальными конкретными объектами исследования (индивидами и группами).

В социальной психологии различают три уровня исследования:

1) эмпирический, представляет собой сбор первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты, и описание по­лученных данных, обычно в рамках определенных теоретических концепций.

2) теоретический уровень исследования обеспечивает объяснение эмпирических данных путем соотнесения их с резуль­татами других работ. Это уровень построения концептуальных, те­оретических моделей социально-психологических процессов и явлений.

3) методологический уровень с содержательной стороны рас­сматривает многоуровневую, системную организацию социально-психологических явлений и составляющих их элементов, соотно­шение принципов и категорий, определяет исходные принципы изучения этих явлений.

Иногда выделяют и четвертый уровень – процедурный. Это система знаний о мето­дах, приемах исследования, обеспечивающая надежность и устой­чивость психологической информации. В совокупности эти уров­ни создают условия для разработки исследовательской программы.

Программа представляет собой теоретико-методологи­ческую основу психологических процедур исследования: сбора, об­работки и анализа данных. Обычно она включает, определение про­блемы, объекта и предмета исследования; предварительный теорети­ческий анализ объекта исследования; характеристику целей и задач исследования; интерпретацию и операционализацию основных по­нятий; формулирование рабочих гипотез; определение плана иссле­дования (поискового, описательного, экспериментального); состав­ление плана выборки; описание методов сбора и обработки данных, схемы их анализа и интерпретации.

Важным элементом программы принято считать пилотаж­ное исследование. Цель его – оценка качества и надежности методи­ческого инструментария и процедур организации исследования, а также возможность внесения корректив и изменений в окончатель­ные варианты методик и приемов сбора данных. Итоги исследова­ния обычно оформляются в виде отчета, который составляется по определенному плану, содержит описание всех разделов программы, а также описание анализа полученных результатов.

Для социальной психологии необходимо оговорить ряд специфических проблем, касающихся научного исследования.

Первая проблема – это проблема эмпирических данных. Данными в социальной психологии могут быть либо данные об открытом поведении индивидов в группах, либо данные, характеризующие какие-то характеристики сознания этих индивидов, либо психологические характеристики самой группы. Так, в бихевиористской социальной психологии за данные принимаются лишь факты открытого поведения; когнитивизм, напротив, делает акцент на данные, характеризующие лишь когнитивный мир индивида: образы, ценности, установки и др.

Источником любых данных в социальной психологии является человек, но один ряд методов пригоден для регистрации актов его поведения, другой – для фиксации его когнитивных образований.

Вторая проблема – это интеграция данных в принципы, построение гипотез и теорий. В социально-психологических теориях отсутствует строгость такого порядка, как, например, в теориях математики или логики. В таких условиях особенно важное место в исследовании начинает занимать гипотеза. Гипотеза «представляет» в социально-психологическом исследовании теоретическую форму знания. (гипотеза(от греч. hypothesis — основание, предположение) – в психологии компонент процесса мышления,направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения (экстраполяции) субъективно недостающей информации, без которой результат решения не м. б. получен. Г. могут относиться к самому этому результату или же к условиям, от которых он зависит. Важной составной частью решения задачи являются Г. относительно принципа («идеи») решения).

Третья проблема, согласно требованиям логики и методологии науки, – обязательная проверяемость гипотез и построение на этой базе обоснованных предсказаний. Проверка гипотез, естественно, необходимый элемент научного исследования: без этого элемента, строго говоря, исследование вообще лишается смысла.

Наши рекомендации