Субтест 7. Спрятанная форма
Этот субстест предпочитаем детьми, все испытуемые работают с данным заданием с большим интересом. Среднее число ответов по этому тесту – 12, размах от 5 до 25 ответов. Всего дано 190 различных ответов, т. е. по этому субтесту получено самое большое число ответов.
Наиболее часто встречающиеся ответы: «зонт», «рыба», «кувшин», «ведро», «птица», «шляпа», «человек», «солнце», «лодка», «облако». Редкие, оригинальные ответы: «баскетбольная корзина», «взрыв», «кактус», «банан», «якорь», «мина», «дядя Степа», «каштан», «круг для плавания», «кувшин из-под старика Хоттабыча», «сосиска», «забор» и т. д.
Методика «Вербальное воображение» (по Эббингаузу) [80]
Цель.Исследовать особенности вербального воображения.
Ход эксперимента.Испытуемым говорят, что сейчас им дадут сказку с пропущенными словами. Ее надо закончить, вставить пропущенные слова. Фиксируется время выполнения задания. Экспериментатор наблюдает за поведением испытуемых.
Материал.Текст с пропущенными словами, секундомер. «Слушай, сын, – заговорил – ворон, я вижу, как смотрят твои – глаза в – даль, я помню и – юность, и меня она тянула, тогда и силы – были, теперь не то. Живут там люди, в той – дали; где лес – где – поля. Там – солнце, там – нивы, – песни и – реки, но там и люди. Людей ты бойся. Ты, – ворон, ими проклят. Ты – кличешь, говорят люди и – наш род. За степью – море. Ты слышал песни, – лес нам – когда с ним – гроза и ветер, и море, но песня моря еще – Ты бойся моря, оно – от края в край его не – не – силы и упадешь ты в волны».
Обработка результатов.Фиксируется характер соответствия подобранных слов тексту, степень их изобразительности, эмоциональности. Отмечаются отношение испытуемых к выполнению задания (увлеченно, с интересом или нехотя), легкость и быстрота выполнения задания.
Тест «Сила интуиции» [81]
Инструкция.Отметьте крестиком или галочкой в опроснике те характеристики, которые, по вашему мнению, типичны для вас.
1. Если у меня нет готового ответа, я:
а) спокоен;
б) не спокоен.
2. В ситуации неопределенности я:
а) дезориентирован (пасую);
б) спокоен, собран.
3. В ситуациях соревнования я глубоко увлечен:
а) почти всегда;
б) редко.
4. Если моя интуиция противоречит фактам, обычно я:
а) верю чувствам;
б) следую логике.
5. Решая сложную проблему, я:
а) сосредоточен на поиске ее решения;
б) жду, когда придет решение.
6. Если я не согласен с мнением других людей, я:
а) заявляю об этом открыто;
б) держу свое мнение при себе.
7. В целом я:
а) предпочитаю старые уже испытанные пути;
б) люблю рисковать.
8. Решая проблему, я меняю стратегию:
а) редко;
б) часто.
9. Я предпочитаю, чтобы мне говорили:
а) как я должен делать;
б) что должно быть сделано.
10. Если ситуация осложняется, я:
а) оживляюсь;
б) волнуюсь.
11. Сталкиваясь с проблемой, обычно я:
а) сначала намечаю план и направление работы;
б) сразу погружаюсь в работу.
12. В большинстве случаев:
а) всякие изменения нервируют меня;
б) я рад неожиданным изменениям.
13. Я читаю:
а) о разных существах, в том числе вымышленных;
б) фактический материал, относящийся к работе (занятиям).
14. Если мое мнение отличается от мнения специалиста, я обычно:
а) полагаюсь на себя;
б) считаюсь с авторитетом.
15. Когда по работе я сталкиваюсь одновременно с несколькими заданиями, я:
а) делаю их параллельно;
б) делаю их последовательно.
16. В учебе (при усвоении нового) я:
а) сначала усваиваю правила и инструкции;
б) приступаю к самому материалу, а правила учу уже по ходу дела.
17. В работе я предпочитаю:
а) следовать установленным правилам и предписаниям;
б) создаю и следую собственному порядку.
18. В школе мне лучше даются:
а) ответы на открытые вопросы (типа сочинений, размышление и т. п.);
б) ответы на закрытые вопросы (краткие: да, нет, столько и т. п.).
19. В основном я:
а) идеалист;
б) реалист.
20. Когда я ошибаюсь, я:
а) проверяю себя еще раз;
б) забываю об этом и продолжаю дальше.
21. В разных ситуациях:
а) я обычно могу объяснить, откуда я знаю что-либо;
б) обычно я не могу этого объяснить.
22. При описании и объяснении я больше опираюсь:
а) на аналогичные эпизоды;
б) на факты и примеры.
23. Меня обычно можно убедить:
а) обращаясь к смыслу;
б) обращаясь к эмоциям.
24. Если я не прав, я:
а) охотно признаю это;
б) защищаюсь.
25. Скорее всего я:
а) фантазер;
б) практик.
26. Решая сложную проблему, я:
а) прошу совета;
б) стараюсь справиться сам.
27. Непредсказуемые люди:
а) раздражают меня;
б) мне интересны.
28. Получая задание на следующую неделю, я обычно говорю:
а) «Давайте договоримся о точном времени»;
б) «Сообщите мне за один день».
29. Если мои планы нарушаются, я:
а) расстраиваюсь;
б) спокойно принимаю новый план.
30. К своим догадкам я отношусь:
а) с энтузиазмом;
б) с недоверием.
31. Большинство моих друзей и коллег:
а) верят в интуицию;
б) относятся к ней скептически.
32. Меня считают:
а) человеком «идеи»;
б) человеком «детали».
Ключ
Вы получаете 1 балл, если выбрали ответ по варианту «а» в следующих вопросах: 1, 3, 4, 6, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 22, 24, 25, 30, 31, 32.
Вы получаете 1 балл, если выбрали ответ по варианту «б» в следующих вопросах: 2, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 16, 17, 20, 21, 23, 26, 27, 28, 29.
Если ваша общая оценка 24 балла и больше, вы обладаете тенденцией интуитивного подхода к принятию решения и проблемам. В основном вы полагаетесь на свою интуицию, и, возможно, она вас не обманывает.
Оценка 16–23. Вы склонны менять (варьировать) свой стиль, но преобладает интуиция, а не анализ и синтез. Интуиция чаще истинна, чем ошибочна.
Оценка 8-15. У вас смешанный стиль, но ближе к анализу и синтезу, рациональному. Интуиция может вас подводить.
Оценка меньше 8. У вас преобладает системно-рациональный подход к проблемам. Вы не доверяете своей интуиции, так как она в прошлом вас подводила.
Высокий балл по опроснику – это показатель позитивного, интуитивного поведения (ориентированного на догадку). Эти вопросы могут помочь вам в самонаблюдении и самовоспитании.
Шкалы для рейтинга поведенческих характеристик одаренных детей (Рензулли Дж. и соавторы, 1976) [82]
Инструкция.Эти шкалы составлены для того, чтобы учитель мог оценить характеристики учащегося в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, как часто вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются все вместе. Пожалуйста, внимательно прочтите утверждения и поставьте «X» в соответствующем месте согласно следующему описанию:
1 – если вы почти никогда не наблюдаете этой характеристики.
2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени.
3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто.
4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти все время.
Фамилия, имя учащегося _____________ Дата____________
Школа ________ Класс ___________ Возраст ___________
Учитель или тот, кто проводит рейтинг ________________________
Как давно вы знаете этого ребенка?__________________________
Подсчитайте число «X» по каждой колонке и умножьте на соответствующий вес (1, 2, 3, 4). Сложите полученные числа.
Общий показатель = …
Такая же процедура проводится по каждой шкале.
Тест «Творческие способности» [83]
Тест направлен на определение творческого потенциала личности.
Инструкция.Оцените в баллах ( от 1 до 10), насколько типичными для вас являются следующие характеристики вашего поведения. Очки выставляются исходя из следующего:
• 10 баллов – ваше соответствие тому, что сказано, очень велико.
• 9–6 баллов – соответствие значительное.
• 5 баллов – в данном смысле вы где-то на среднем уровне.
• 4–2 балла – по этой части ваш уровень ниже среднего.
• 1 балл – это вам вообще не свойственно.
Текст опросника
1. Любознательны ли вы? Сомневаетесь ли вы в очевидном? Беспокоит ли вас, что, как, почему, почему нет? Любите ли вы собирать сведения?
2. Наблюдательны ли вы? Замечаете ли вы изменения, происходящие вокруг вас?
3. Воспринимаете ли вы чужие точки зрения? Когда вы с кем-то не согласны, способны ли вы понять того, с кем несогласны? Можете ли вы взглянуть на старую проблему по-новому?
4. Готовы ли вы изменить точку зрения? Открыты ли вы новым идеям? Если кто-то делает дополнения к вашей идее или вносит в нее изменения, готовы ли их принять? Ищете ли вы новые идеи, вместо того чтобы придерживаться своих старых?
5. Учитесь ли вы на своих ошибках? Можете ли вы осознать свою неудачу, при этом не сдаваясь? Понимаете ли вы, что пока вы не сдались, не все потеряно?
6. Пользуетесь ли вы своим воображением? Говорите ли вы себе: «А что будет, если…»?
7. Замечаете ли вы черты сходства между вещами, которые, как кажется, не имеют ничего общего? (Например, что общего между растением пустыни и упорным человеком?) Используете ли вы вещи новыми способами (вроде стакана в качестве вазы для цветов)?
8. Верите ли вы в себя? Приступаете ли вы к делу с уверенностью, что справитесь? Считаете ли вы себя способным находить решения проблем?
9. Стараетесь ли вы воздерживаться от того, чтобы давать оценки другим людям, чужим идеям, новым ситуациям? Дожидаетесь ли вы, пока не наберется достаточно сведений, чтобы прийти к определенному выводу?
10. Склонны ли вы находить в любом деле интерес? Станете ли вы заниматься тем, что со стороны выглядит глупым? Верите ли вы в себя достаточно для того, чтобы быть предприимчивым и идти на риск? Предлагаете ли вы решения, которые могут быть отвергнуты другими, или обычно вы не подставляетесь?
Подсчитайте набранную вами сумму баллов и определите свой показатель творческого потенциала:
• 80-100 баллов – потенциал очень велик.
• 60–80 баллов – вы творческая личность.
• 40–60 баллов – вы не хуже большинства.
• 20–40 баллов – вы не столь творческая личность, как большинство.
• 10–20 очков – вам следует посещать кружки с творческой направленностью.
Тест «Творческие способности» (2) [84]
Цель.Оценка творческого воображения, быстроты протекания мыслительных процессов и широты словарного запаса.
Инструкция.После сигнала «Внимание!» я назову и напишу на доске три слова. Ваша задача возможно скорее написать наибольшее количество фраз так, чтобы в каждую из них входили все три слова. Например, даются слова: «дождь», «поле», «земля». Их можно было бы объединить в такие фразы: «Дождь в поле хорошо промочил землю», «После дождя земля стала мокрой, и я не пошел гулять в поле», «Дождя не было уже месяц, и земля в поле стала как камень».
Каждую фразу надо писать с новой строки. Когда я скажу: «Черта», поставьте отчетливую черту в том месте, в котором вас застанет моя команда. Пишите быстро, но обычным почерком, чтобы было нетрудно прочитать. Когда я дам команду «Стоп!», прекратите писать и переверните лист бумаги. «Внимание!»… Называются слова. Экспериментатор засекает время. Через 10 минут экспериментатор дает команду «Стоп!».
Обработка результатов.Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе:
• 5 – остроумная оригинальная комбинация.
• 4 – правильное, логичное сочетание слов.
• 3 – пожалуй, и так можно.
• 2 – два слова связаны, а третье нелогично.
• 1 – бессмысленное сочетание слов.
Эти показатели могут быть сведены к одному коэффициенту творческого воображения, который равен сумме баллов, деленной на число фраз, написанных за 10 минут.
Тест «Каковы ваши творческие способности?» [85]
Инструкция.Внимательно всмотритесь в эти фигуры. Что они, по-вашему, изображают? Чем еще они могли бы быть? Придумайте как можно больше вариантов. Будьте смелее, будьте безумнее! Правильных и неправильных ответов здесь нет. Дайте себе пять минут. На старт, внимание, марш!
Сколько идей пришло вам в голову при виде каждой из фигур?
А______ Б______ В______ Г______ Д______ Е______
1. Сложите эти цифры, чтобы получить показатель скорости_______
2. Сколько разновидностей идей пришло вам в голову?
Подсказка: рассматривайте каждую разновидность как категорию. К отдельным категориям могут относиться предметы одежды, продукты питания, животные, предметы домашней обстановки. Например, если для фигуры Б написали, что это «ковбойская шляпа» и «сомбреро», поставьте себе 1, потому что и то и другое относятся к одной категории. Если вы написали «ковбойская шляпа», «змея» и «подушка», поставьте себе 3. Сложите эти оценки, чтобы получить показатель гибкости_______
3. Сколько оригинальных идей пришло вам в голову? Если вы сделали этот тест в группе, сравните ваши идеи и вычеркните те из них, которые встретились более чем у одного из участников. Если вы делали его в одиночку, сравните ваши идеи с перечисленными ниже. Вычеркните из своих такие же или очень похожие.
A. Двадцать третья буква русского алфавита, крест, две палочки. Б. Орех в разрезе, спасательный круг, колесо, кольцо.
B. Два пятна, грязные следы, кляксы. Г. Океанские волны, язык пламени.
Д. Прямоугольник, ящик, дорожный знак, яма, холодильник.
Е. Восклицательный знак, бита и мяч, тюбик, из которого выдавливают пасту.
Поставьте себе 1 за каждую свою оригинальную идею:
А______ Б______ В______ Г______ Д______ Е______
Сложите результаты, чтобы получить показатель оригинальности_
4. Насколько разработаны идеи, которые приходят вам в голову? Поставьте себе по 1 за каждое прилагательное, наречие или глагол, которые вы употребили для описания своих идей. Например, «сомбреро на столе» не получит ни одного очка. «Сомбреро, лежащее на столе» получит 1 очко за слово «лежащее». «Соломенная шляпа, нахлобученная на голову старого ковбоя, который едет на велосипеде» получит четыре очка за слова «соломенная», «нахлобученная», «старого» и «едет».
А______ Б______ В______ Г______ Д______ Е______
Сложите результаты, чтобы получить показатель разработанности_
Теперь сложите все суммы, чтобы получить обобщенный показатель креативности:
Показатель скорости + показатель гибкости + показатель оригинальности + показатель разработанности =_______
Если вы выполняли этот тест в группе, то можете сравнить ваши показатели с показателями других. Если вы выполняли этот тест в одиночку, определите ваш творческий потенциал по шкале от 1 до 10 баллов.
Тест на самоопределение предпочтительных видов деятельности одаренных школьников [86]
Инструкция.Тест состоит из 90 утверждений (вопросник), таблицы ответов и таблицы подсчета результатов.
Порядок работы.Прочитайте каждое утверждение опросника и перечеркните квадрат с соответствующим номером в таблице ответов, если вы чувствуете, что оно справедливо по отношению к вам.
Последовательно проработайте весь опросник, если какой-либо вопрос вызывает у вас сомнения, подумайте над ним и ответьте как можно более правдиво. Отвечая на вопросы, будьте максимально искренними.
Проработав все 90 утверждений, подсчитайте число перечеркнутых клеток в столбцах (по вертикали) и запишите число в соответствующей клетке итога, затем переходите к таблице подсчета результатов.
Выпишите соответствующие числа из итога таблицы ответов в первый столбец таблицы подсчета результатов («Ваш результат»).
Заполните столбец «Ранг», придавая наивысшему результату ранг 1, второму – 2 и т. д. Наименьший результат получит ранг 9.
Заполните столбец «Обратный ранг», придавая наименьшему результату ранг 1 и т. д. Наивысший результат получит ранг 9.
Обведите кружком цифры 1 и 2 в столбцах «Ранг» и «Обратный ранг». Прочитайте о ваших достоинствах слева от цифр 1 и 2 столбца «Ранг», а о личных ограничениях – справа от цифр 1 и 2 в столбце.