Коррекция психологических установок безработных граждан

В настоящее время специалистам службы занятости часто приходится сталкиваться с низким уровнем или отсутствием мотивации к работе у приходящих на прием граждан. Оказать помощь человеку в трудоустройстве, если тот не хочет работать, весьма затруднительно.

Обратившихся в поиске работы граждан распределяют на три группы:

1) граждане, трудоустройство которых возможно в короткие сроки;

2) лица, в целом готовые к трудовой деятельности, но испытывающие определенные сложности в поиске работы, трудоустройство которых потребует некоторого времени;

3) лица с низкой мотивацией и низким потенциалом к трудоустройству, не готовые приступить к работе немедленно.

Мотивация к трудоустройству – это причины, побуждающие человека работать или искать работу (удовлетворение материальных потребностей, возможность сделать карьеру, самореализоваться, приобрести определённый социальный статус и др.). Таким образом, очевидно, что безработный со сниженной мотивацией не предполагает, что какие-либо его потребности могут быть удовлетворены в труде [24, с. 43].

Основными критериями, определяющими у человека стремление работать, являются, во-первых, его активный поиск работы, во-вторых, желание и готовность к обучению новым или смежным профессиям. При этом важной является реальная оценка гражданином своих возможностей в вопросах трудоустройства. Для определения степени мотивации клиента к трудоустройству предлагается «Анкета клиента», вопросы которой позволяют в значительной мере определить отношение клиентов к трудоустройству и занятости.

Клиенты с высоким уровнем мотивации к трудоустройству живо интересуются всеми предлагаемыми вакансиями, просят дать их как можно больше, не откладывают посещение работодателей на последний день, приходят в Центр занятости не только в назначенные дни, осуществляют самостоятельный поиск работы, стремятся повысить свою квалификацию, получить перспективную профессию, приобрести новые навыки, принимают предложения принять участие в активных программах занятости. Поведение клиентов с низкой мотивацией к трудоустройству прямо противоположно. Они неохотно принимают предлагаемые вакансии, стараясь найти причину отказа от них (удалённость от места проживания, не устраивает режим работы, задержка зарплаты и др.), занижают свои профессиональные возможности при подборе подходящей работы, идут на встречу с работодателем в последний день и т.п. В таких случаях необходима коррекционная работа с безработными гражданами [18, с. 50].

Социальная коррекция – это деятельность специалиста по социальной работе по исправлению тех особенностей клиента социальной работы, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.

Объектами коррекционной работы в данном случае являются безработные граждане, имеющие пассивную позицию в поиске работы. Деятельность специалиста по социальной работе в данной ситуации направлена на изменение установки пассивного ожидания подходящей работы, на установку активного поиска приемлемого для себя занятия.

Социальная коррекция реализуется в рамках следующих последовательно реализуемых направлений.

1. Восстановление – это воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения.

2. Компенсирование– это усиление тех качеств социального объекта, которые могут заменить утраченные в результате какого-либо нарушения.

3. Стимулирование– это активизация положительных качеств социального объекта, формирующих положительные ценностные ориентации, установки и положительный психоэмоциональный фон.

4. Исправление – замена отрицательных качеств социального объекта на положительные.

Социальная коррекция включает в себя тренинги, индивидуальную и групповую терапию [22, с. 186].

В процессе тренинговых занятий безработные граждане проигрывают и анализируют различные модели поведения и выходят на модель конструктивного общения в сложных ситуациях, в ситуациях ведения переговоров с работодателями. Кроме того, на занятиях отрабатываются навыки общения и способы самопредложения в реальном взаимодействии. Приобретённые навыки общения позволяют грамотно и эффективно общаться с работодателями, умело искать работу, достойно держаться в сложных ситуациях. Таким образом, в результате социальной коррекции осуществляется активизация безработных граждан, направленная на преодоление барьеров в общении, барьеров трудоустройства, формирование активной личностной позиции. В целом, все вышеперечисленные технологии социальной работы с безработными имеют своей целью активизацию безработных граждан, повышение их конкурентоспособности на рынке и скорейшее возвращение к трудовой деятельности.

3.4 Профессиональная ориентация как начальный этап трудоустройства

Профессиональная ориентация — это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда [10, с. 322].

Профессиональная ориентация как начальный этап трудоустройства включает в себя следующие направления: профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности; профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества; профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики; профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями; профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма [10, с. 340].

Профессиональная ориентация осуществляетсяв целях: обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений; достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека и возможностями рынка труда; прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности; содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

Профессиональная ориентация проходит в три этапа.

На первом этапе специалист по социальной работе предоставляет клиенту информацию о рынке труда, наиболее востребованными профессиями, специальностях в городе, помогает клиенту в построении личного профессионального плана – как результата размышлений по поводу выбора будущей профессии.

На втором этапе профессиональной ориентации специалист совместно с безработным осуществляет анализ интересов, личностных качеств, способностей и помогает определить наиболее подходящую для клиента сферу деятельности.

На третьем этапе проводятся индивидуальные консультации по результатам тестирования с анализом психологического профиля тестируемого, подбором профессий и выявлением критериев подходящей профессии безработному на основании анализа его интересов, способностей и особенностей характера [15, с. 224].

Основные методы профессиональной ориентации:

1) информирование: индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);

2) психологическое и медицинское консультирование;

3) психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;

4) педагогические методы.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод.

Профориентация, являясь приоритетным направлением государственной политики содействия занятости населения, позволяет снизить общий уровень социальной напряжённости, повысить степень социальной адаптации населения к современным условиям жизни и уровень социально-профессиональной активности граждан.

Наши рекомендации