Психология умственно отсталого ребенка

Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных катего­рий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы.

К лицам с нарушением умственного развития относят лиц со стойким, необратимым нарушением познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер.

Причины возникновения умственной отсталости многочисленны и раз­нообразны. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Они могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни.

Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям раз­вития. Наиболее распространенными из них являются следующие:

- тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности (вирусные грипп, краснуха и др.);

- различные интоксикации, т. е. болезненные состояния организма бу­дущей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующих­ся при нарушении процесса обмена. Интоксикация нередко является следст­вием неумеренного употребления беременной женщиной лекарств, алкоголя. Они могут изменить развитие плода:

- заражение плода различными паразитарными заболеваниями (напри­мер, токсоплазмозом);

- при заболевании беременной женщины сифилисом нередко встреча­ются случаи заражения плода спирохетой;

- травматические поражения плода, являющиеся следствием удара или ушиба.

Умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возни­кающих в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или при чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим след­ствием умственную отсталость ребенка.

Среди внутренних причин, обусловливающих возникновение умствен­ной отсталости, следует выделить фактор наследственности. Установлено, что примерно 75 % составляют генетические формы умственной отсталости. Фактор наследственности проявляется, в частности, в хромосомных заболе­ваниях, в несовместимости крови матери и ребенка (так называемый резус-фактор).

Среди причин, обусловливающих возникновение умственной отстало­сти, выделяют также воспалительные заболевания мозга и его оболочки, воз­никшие у младенца (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхож­дения), в последние годы умственная отсталость детей все в большей мере оказывается обусловленной резко повышенной радиацией местности, небла­гополучной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией ро­дителей, особенно матери.

Умственно отсталые лица - разнородная по своему составу группа. Вы­деляются две основные клинические формы умственной отсталости: оли­гофрения и деменция.

Если время возникновения умственной отсталости ограничено внутри­утробным, природовым периодом и первыми тремя годами постнатальной жизни, ребенку ставится диагноз "олигофрения"(от греч. малоумный). Структура дефекта у таких детей характеризуется тотальностью и относи­тельной равномерностью недоразвития разных сторон психики.

Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести по­стигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени приобретения. Чем в более ранние сроки ребенка постигло заболе­вание, тем тяжелее оказываются его последствия. Наиболее глубокие степени элигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевания во внутриут-эобном периоде своего развития, поскольку срок нормального развития го-товного мозга ребенка минимален.

Меньшая по численности группа - лица, у которых умственная отста-юсть возникла после трех лет. В результате травм головного мозга, органи-«ских заболеваний мозга (менингита, энцефалита) происходит распад уже формировавшихся психических функций. Эти состояния называют демен-цией (слабоумие), при которой нарушения мозга возникают после довольно длительно протекавшего нормального развития ребенка (5-7 и более лет). При олигофрении период нормального развития отсутствует. Так же как и при олигофрении, интеллектуальный дефект при деменции носит необрати­мый характер. Однако при деменции отмечается прогрессирование заболева­ния (чего нет при олигофрении).

Особыми являются также случаи, при которых имеющееся у ребенка слабоумие сочетается с текущими психическими заболеваниями - эпилеп­сией, шизофренией и др., что существенно затрудняет воспитание и обуче­ние.

По выраженности интеллектуального дефекта выделяют три степени умственной отсталости при олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия.

В странах Западной Европы и США эти термины используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов (например, медиками). В ши­рокой социальной и педагогической практике используется обобщающее оп­ределение "труднообучаемые".

Согласно классификации, принятой Всемирной организации здраво­охранения (ВОЗ) в 1994 году, умственная отсталость включает четыре степе­ни снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ).

Дебильность - легкая (незначительная) степень умственной отстало­сти. Эта категория лиц составляет 70-80 % от всех детей-олигофренов.

Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Они мало интересуются окру­жающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пас­сивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.

Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих де­тей формируется только предметная деятельность. Игровые действия не со­провождаются эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекционного обучения не формирует­ся. Игровая деятельность не становится ведущей.

Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруд­нено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть. Он становится отверженным в среде сверстников и вынужден играть с младшими детьми.

Часто дети с незначительной умственной отсталостью воспитываются в условиях массового детского сада, так как их отставание неярко выражено. Но попадая в массовую общеобразовательную школу, они сразу же испыты­вают значительные затруднения в усвоении таких учебных предметов, как математика, русский язык, чтение. Часто остаются на второй год, но и при повторном обучении не усваивают программный материал.

Дети с незначительной степенью умственной отсталости нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, которые учитывают особенности их психического развития.

С семи-восьми лет дети с незначительной умственной отсталостью по­ступают в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где обучение ве­дется по специальным программам. В небольших городах открыты специ­альные классы для детей с нарушениями интеллекта при массовых школах. Однако возможности профессиональной подготовки выпускников, обучаю­щихся в этих классах, значительно ниже, чем в специальных школах для де­тей с нарушением интеллекта.

Большинство юношей и девушек с незначительной степенью умствен­ной отсталости после окончания школы благополучно трудоустраиваются, вливаются в трудовые коллективы на производстве, создают семьи, имеют детей. Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, на­следовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федераль­ного управления и т. д.

Имбецилъностъ является умеренной степенью умственной отсталости (примерно 15 % случаев от всех умственно отсталых детей). При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку (к че-тырем-шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть, ходить. У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления».

Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушено звукопроизно-шение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормально развиваю­щихся детей.

Познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощуще­ния, восприятие, память, внимание, мышление.

Основной чертой, характерной для лиц данной категории, является не­способность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся по­нятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно.

В дошкольном возрасте дети могут посещать специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта, а в 7-8 лет они могут быть приняты в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где для них созданы специ­альные классы. Эти дети вполне обучаемы, т.е. способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире, научиться какому-либо ремеслу.

По окончании школы юноши и девушки находятся в семье, они способ­ны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание конвертов, коробок и т.д.). Практика показала, что лица с умеренной степенью умственной отста­лости хорошо справляются с сельскохозяйственным трудом. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке. Дети с умеренной степенью умственной отсталости признаются инвалидами детст­ва.

Идиотия - самая тяжелая степень умственной отсталости. Диагностика этих грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка. Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и мо­торных функций: задержка в проявлении эмоциональной реакции, неадек­ватная реакция на окружение, позднее появление навыков стояния, ходьбы, относительно позднее появление лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам и игре.

У таких детей резко нарушены процессы памяти, восприятия, внима­ния, мышления. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни. Медленно и трудно формируются элементарные на­выки самообслуживания, в том числе гигиенические.

Однако дети с тяжелой умственной отсталостью так же, как и осталь­ные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслуживать се­бя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым), расширять свои представления об окружающем мире. В России лица этой категории в основ­ном находятся в учреждениях Министерства социальной защиты, где за ни­ми осуществляется только уход.

Наши рекомендации