Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии

Определение «степени нормальности» человека-сложная междисцип­линарная проблема. Когда речь заходит об отклонениях в развитии челове­ка, необходимо уяснить понятие «норма». В самом общем смысле понятие нормы восходит к латинскому "правило", "образец".

Норма предполагает такое сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетво­ряет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума со­ответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию.

Ориентация на норму важна на этапе выявления недостатков в развитии с целью определения специальной помощи. Актуальны несколько значений этого понятия.

Среднестатистическая норма - уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным по­казателям, полученным при обследовании группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Попадание в зону средней статистической нормы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68 % лиц дан­ной возрастной категории, пола и т.д. Ориентация на статистическую норму важна прежде всего на этапе выявления недостатков в развитии и определе­ния меры их патологичности, требующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.

Функциональная норма - индивидуальная норма развития. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение мож­но считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенден­цией развития каждого человека.

Другими словами, функциональная норма - это своего рода индивиду­альная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него нарушений. Достигнутое состояние только тогда можно считать нормой, когда в процессе самостоятельного развития или в результа­те специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность про­дуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основ­ные потребности и при этом в полной мере отвечает тем требованиям, кото­рые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня пси­хосоциального развития. Это своего рода гармоничный баланс между воз­можностями, желаниями и умениями, с одной стороны, и требованиями со стороны социума - с другой.

Именно обретение ребенком такого баланса, несмотря на различные первичные нарушения, и является основным критерием эффективности ока­зываемой ребенку помощи.

Идеальная норма - некое оптимальное развитие личности в оптималь­ных для нее социальных условиях. Можно сказать, что это высший уровень нормы функциональной.

Идеальные нормы возникали в виде обобщения положительных ка­честв выдающихся представителей человечества, обеспечивавших его про­грессивное развитие, и фиксировались в так называемых нормативных нау­ках, например, педагогике, политике, праве и др. Идеалы, несмотря на ка­жущуюся отдаленность от реальности, играют чрезвычайно важную роль в регуляции поведения человека и жизни общества.

В психологии идеальные нормы представлены в гуманистических мо­делях К.Роджерса, А. Маслоу и др. Это направление характеризуют как "психологию эталонов", поскольку психологи-гуманисты создавали идеаль­ные и возвышенные образы здоровой личности, далекой от деструктивных проявлений психопатологии. Именно идеальные нормы заложены в опреде­лении Всемирной организации здравоохранения здоровья человека как со­стояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

П.Б. Ганнушкин, отечественный психиатр с мировым именем, называл гармонические натуры по большей части плодом воображения и утверждал, что у каждого человека можно найти психопатические черты. Человек здо­ров настолько, насколько он не позволяет патологическим чертам разрастись больше положенного.

Проблема «норма - патология» - это одна из острейших проблем со­временного человекознания, по своему содержанию выходящая далеко за пределы медицины. Острый дискуссионный характер данной проблемы проявляется в многочисленных вариантах ее решения, каждый из которых имеет как свои достоинства, так и явные недостатки.

Одним из распространенных вариантов в решении проблемы "норма-патология" считается частотный или статистический подход.Сущность его состоит в том, что критерием нормальности объявляется показатель рас­пространенности, или частотности того или иного явления; чем большее рас­пространение оно получает, тем выше вероятность его отнесения к ка­тегории нормы и наоборот. Однако критерий частотности не всегда может быть содержательно надежным. Многие явления не являются распространен­ными, но это не превращает их в ненормальные (например, леворукость).

Часто исследователи используют так называемый адаптационный подход.Его основная идея состоит в том, что критерием нормальности должна выступать способность человека к адаптации, то есть способность быстрой приспособляемости к физическим и социальным изменениям.

Однако вряд ли можно назвать аномальным активное нежелание чело­века приспосабливаться к аморальным и антигуманным условиям жизни, в которые он попал помимо своей воли. Кроме того, неясны критерии адап­тивности: как долго человек должен проявлять признаки дезадаптации, что­бы это состояние было квалифицировано как отклонение от нормы?

Само понятие «приспособленность» в ряде исследований признается не подходящим для описания здорового или нормального существования. Так, польский психолог и клиницист К. Домбровский считал, что способность все­гда приспосабливаться к новым условиям и на любом уровне свидетельствует о моральной и эмоциональной неразвитости. За этой способностью скрыва­ются отсутствие иерархии ценностей и жизненная позиция, не содержащая в себе элементов, необходимых для позитивного развития личности и творче­ства.

Социальные психологи считают, что адаптация может быть доброволь­ной и принудительной. Принудительная адаптация наносит ущерб человеку -деформирует его интеллектуальные и моральные качества, приводит к эмоциональным нарушениям.

В рамках культурно-релятивного подхода проблема нормы и па­тологии решается в контексте культуры и исторического времени. Согласно этой точке зрения, одно и то же явление в одной и той же культуре, но в раз­ное время может оцениваться по-разному (то как нормальное, то как патоло­гическое). Равно как в разных культурах в одно и то же время оценки одного и того же явления могут быть диаметрально противоположными: то, что нормально в одной культуре, ненормально в другой.

Понятие «нарушенное развитие» не является чем-то самоочевидным и нуждается в серьезном теоретическом анализе. Это понятие довольно отно­сительное. Всякая трактовка отклоняющегося развития подразумевает нали­чие некой точки отсчета, более или менее определенного представления о том, каков должен быть процесс нормального развития или развития вообще как такового. Но в современной психологии не существует единого понима­ния природы, механизмов, условий и сущности онтогенеза психики. А раз­личные взгляды на процесс развития способствуют многогранному видению и его нарушений.

Разными авторами делались попытки выделения существенных харак­теристик феномена нарушенного развития. Авторы учебного пособия "Осно­вы специальной психологии" раскрывая сущность отклоняющегося разви­тия, отмечают, что оно представляет собой класс "особых состояний, возни­кающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциаль­ного развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессио­нальное самоопределение» (Основы специальной психологии, 2003, с. 10).

С точки зрения Н. Я. Семаго и М. М. Семаго, «любое отклонение от­дельной функции или системы психических функций от программы развития вне зависимости от знака этого изменения «+» или «-» (опережение или за­паздывание), выходящее за пределы социально-психологического норматива, определяемого для данной образовательной, социокультурной или этниче­ской ситуации и данного возраста следует рассматривать как отклоняющееся развитие данной функции или системы психических функций. Ребенок, де­монстрирующий подобные феномены, должен быть отнесен к категории де­тей с отклонениями в развитии» (Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. М.,2000, с. 19).

В.М.Сорокин предлагает следующее определение этого явления: «От­клоняющееся развитие следует понимать как обычное развитие, протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенная сила которых превос­ходит компенсаторные возможности индивида, не нарушая при этом целост­ности психики, модифицируя лишь уровень ее опосредованное™. Вследствие этого относительно устойчиво изменяются параметры и стороны микрогенеза (когнитивные, эмоциональные, регуляторные), что приводит к трансформа­циям в процессе возрастного развития. Это прежде всего проявляется в за­медлении процесса социализации, то есть в усвоении культурно-исторического опыта. Именно поэтому дети с признаками нарушенного раз­вития нуждаются в специальной медико-социальной и психолого-педагогической помощи» (Сорокин В.М, Специальная психология, СПб,2003, с. 122).

В последние два десятилетия в науке отчетливо доминирует воззрение о том, что норма и патология - это две крайние точки, между которыми не су­ществует четкой границы. Именно поэтому их так трудно дифференцировать и найти четкие критерии их различения.

Наши рекомендации