В). Развитие морального сознания человека по Л.Колбергу

Опираясь на труды Пиаже об интеллектуальном развитии детей, ам.психолог Лоуренс Кольберг разработал теорию нравственного развития ребенка, показывающую взаимосвязь морального обоснования и умственного развития. Л.Колберг продолжил эксперименты Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления детей разного возраста. Детям предлагалось оценить поступки героев рассказов и обосновать свои суждения. Оказалось, что на разных возрастных этапах дети по-разному решают нравственные проблемы. Например, маленькие дети считают ребенка, случайно разбившего несколько чашек, более виноватым, и более « испорченным», чем другого, разбившего только одну чашку, но злонамеренно. Старшие дети, особенно после 9-10 лет, иначе оценивают эту ситуацию, ориентируясь не только на результат действий, но и на мотивы, стоящие за поступком. Колберг использовал рассказы, содержащие сложные конфликты морального порядка, требующие разрешения.

Периодизация Лоуренса Колберга, основана на изучении уровня развития морального сознания человека.

Выявленные в исследованиях Колберга три уровня и 6 стадий нравственного развития.

1.Доморальный уровень Страх наказания (4 - 7 лет): Нормы морали для ребенка – нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (1 стадия). Затем он начинает ориентироваться на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду (2 стадия).

2.Уровень Конвенциональная мораль (конвенция – договоренность, соглашение): Стыд перед окружающими людьми (10 -13 лет).

Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми.

На 3 стадии ребенок в своем поведении ориентируется на одобрение других и оправдание ожидания, на 4 стадии в своем поведении и суждении ребенок ориентируется на авторитет.

3.Уровень Постконвенциональный (автономная мораль): Совесть (после 13 лет). Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними.

Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью. На пятой стадии возникает желание соответствовать принципам общественного благополучия: «Я должен исполнять эти законы, т.к. их установило общество». На шестой - желание соответствовать своей системе нравст­венных ценностей. «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».

Следует отметить, что индивидуальные различия здесь велики, и возрастные границы весьма приблизительны. Кроме того, этапы в развитии морального сознания установлены на основе моральных суждений – того, что дети говорят, а не их реального поведения. Ребенок может знать, как правильно себя вести, но по какой-то причине поступать иначе. Впрочем, в ряде психологических исследований была показана взаимосвязь между уровнем моральных суждений и реальным нравственным поведением. Предполагается, что дети в большей степени, чем взрослые, подчиняют свое поведение усвоенным этическим принципам.

Несмотря на ряд имеющихся недостатков, тем не менее, теория вносит существенный вклад в наше понимание нравственного развития.

Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе;

особая форма общественного сознания и вид общественных отношений[1]. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т.

г) Периодизация личностного развития (Э.Эриксон)Эпигенетическая теория личности

Э.Эриксон – последователь З.Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений. Центральное понятие учения Э.Эриксона - иден­тичность. Идентичность - психологическая тождествен­ность, это ядро личности, это условие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным». Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций – отождествления себя с родителями, мальчиками или девочками (половая идент) и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рождения родители, а затем и более широкое социальное окружение приобщают его к своей социальной общности, группе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.

Психосоциальная концепция Эриксона показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать. Все развитие человека от рождения до юности, рассматривается им как длительный период формирования зрелой психосоциальной идентичности, в результате которого человек приобретает объективное чувство принадлежности к своей социальной группе, понимание неповторимости и своей индивидуальности.

Эриксон ввел понятие групповая идентичность, которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать как мир как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется эгоидентичность, чувство устойчивости и непрерывности своего Я. Формирование эгоидентичности – длительный процесс, который включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, которые выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.

Еще один важный для развития личности момент – кризисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое проявляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение человека к миру и к самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. По мнению Э.Эриксона каждый человек проходит 8 стадий, на каж­дой из которых человеку выдвигаются социальные тре­бования. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию. Из кризиса индивид может выходить успешно или нет. Не­успешное разрешение кризиса приводит к формирова­нию соответствующего качества личности, приводящего к жизненным проблемам. Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большего напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и с разной скоростью – этом состоит эпигенетический принцип концепции Эриксона.

Периодизация личностного развитияЭ.Эриксона

Стадия развития Нормальная линия Аномальная линия
0-1 год - раннее младенчество социальное качест­во - доверие - доверие к лю­дям,к миру, - взаимная лю­бовь, связь ребенок - родитель, - удовлетворение потребности в об­щении с родителями - недоверие к людям в результа­те лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннего отлучения от груди
1—3 года — позднее младенчество (ран­ний возраст) соци­альное качество - воля - самостоятель­ность, - уверенность в себе - стыд, сомнения в себе, - гипертрофиро­ванное чувство стыда
3-5 лет - возраст игры социальное качест­во - - целеустрем­ленность - инициатив­ность, активность, живое воображе­ние, подражание взрослому, призна­ки полоролевого поведения - чувство вины, - пассивность, отсутствие инициа­тивы, - отсутствие при­знаков полоролево­го поведения
5-11 лет среднее детство школь­ный возраст - со­циальное качество ~ компетентность - компетент­ность, - стремление к достижению, - трудолюбие, - развитие позна­вательных и ком­муникативных на­выков - чувство собст­венной неполно­ценности, - избегание слож­ных заданий, ситуа­ций соревнования, - слаборазвитость познавательных и трудовых навыков, - конформность
11-20 летполовая зрелость, подростничество, юность - социальное каче­ство - верность - эгоидентичность -17 лет (собственная уни­кальность), - жизненное са­моопределение, - поиск себя, - формирование мировоззрения, - половая поляри­зация в формах по­ведения - диффузия иден­тичности (не может найти себя, не зна­ет, чего хочет), - путаница ролей, - смещение вре­менных перспектив, - смешение форм полоролевого пове­дения
20-25 лет - моло­дость социальное качест­во - любовь - интимность, - стремление к контактам с людь­ми, - желание и спо­собность посвятить себя другим людям, - рождение и вос­питание детей - изоляция, - избегание дру­гих людей (пер­вичные симптомы в изменении пси­хики человека трудный характер, непредсказуемое поведение)
26-64 лет -взрос­лость социальное качест­во — забота - продуктив­ность, - творчество (особенно в труде), - продуктивная и творческая работа над собой - инертность, - застой (особен­но в труде), - эгоизм, эгоцен­тризм, - непродуктив­ность в работе, - ранняя инва­лидность
От 65 лет до смерти - старость социальное качест­во - мудрость - целостность Эго, универсаль­ность - отчаяние, от­вращение, презре­ние

д). Периодизация психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину. Закон периодичности детского развития.

Даниил Борисович Эльконин развил представления Л.В.Выготского о возрастном развитии. Он рассматривает ребенка как целост­ную личность, активно познающую окружающий мир - мир предметов и мир человеческих отношений через две системы отношений:

- «ребенок - общественный взрослый» (человек-человек)

- «ребенок - общественный предмет» (человек - вещь).

В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б.Эльконин выделяет две группы.

В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело главным образом с системой отношений «ребенок - общественный взрослый» или, шире, «человек-человек».

Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Маленький ребенок овладевает предметными действиями с ложкой или стаканом, ребенок старшего возраста – математикой или грамматикой, их деятельность мало похожа внешне, но по существу, и то и другое – освоение элементов человеческой культуры. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «ребенок - общественный предмет» или «человек – вещь».

В деятельности первого типа главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребёнка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них.

Д.Б.Эльконин так формулирует закон периодично­сти: «К каждой точке развития ребенок подходит с рас­хождением между тем, что он усвоил из системы отно­шений «человек-человек», и тем, что он усвоил из сис­темы отношений «человек-предмет». Момент, когда это расхождение принимает наибольшую величину, назы­вают кризисами, после которых идет развитие той сто­роны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной си­туацией развития, ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразова­ниями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы - перелом­ные моменты в развитии ребенка, которые указывают на возникшую у него потребность перемен в отношениях со взрослым.

Д.Б.Эльконин выделяет три эпохи и шесть перио­дов развития.

- 1 эпоха: раннее детство (периоды: младенчест­во (0-1), раннее детство (1-3));

- 2 эпоха: детство (дошкольное детство (3-7), младшее школьное детство (7-10));

- 3 эпоха: подростничество (младшее подростничество (11-15), старшее подростничество (15-17)).

Развивая идеи Выготского, Эльконин предложил рассматривать каждый возраст на основе следующих 3–х критериев: ССР, ВД, центральное возрастное новообразование.

Наши рекомендации