Тест на ассертивность и шкала ассертивности
Перед вами утверждения, которые описывают наиболее типичные ситуации, в которых часто может оказаться любой из нас. Как вы поступаете в подобных случаях? Если утверждаемое полностью описывает ваши действия, словно это сказано про вас, берите в кружок единицу, если подобным образом вы ведете себя не всегда, но часто, либо довольно близки к данному подходу, выделяйте двойку. Если утверждение не соответствует вашему поведению, т.е. это для вас абсолютно нехарактерно, отмечайте цифру четыре. Тройку выбирайте в том случае, если утверждаемое вас не касается и чаще всего вы поступаете по-другому.
1. Когда коллега или знакомый просит у меня денег в долг, я не могу сказать "нет", даже если мое собственное финансовое положение оставляет желать лучшего. 1 2 3 4
2.Я не умею знакомиться с людьми, к которым чувствую симпатию. Обычно жду, когда они сделают первый шаг. 1 2 3 4
3.Когда меня зовут куда-то и я вижу, что мое согласие имеет значение, я не могу отказать, даже если испытываю огромное желание это сделать. 1 2 3 4
4.Когда кто-нибудь встает без очереди впереди меня, я не могу осадить этого человека, даже если испытываю огромное желание это сделать. 1 2 3 4
5.Во время разного рода дебатов или обсуждений я не умею прерывать собеседников, даже если становится ясно, что они занимаются переливанием из пустого в порожнее. 1 2 3 4
6.Мне бывает мучительно трудно ответить отказом на чьи-то требования или просьбы. 1 2 3 4
7.Я не умею в разговоре поставить точку, даже если человек, с которым я разговариваю, и тема беседы мне абсолютно неинтересны или, к примеру, я куда-нибудь тороплюсь. 1 2 3 4
8.Разговаривая с кем-либо, я не способен возразить, даже если думаю, что моя точка зрения более правильная. Мне проще промолчать. 1 2 3 4
9.Для меня мучительно обращаться к другим с расспросами, когда я чего-то не понимаю (на работе, в институте, школе, дома). 1 2 3 4
10.На заседаниях и различных собраниях я предпочитаю отмалчиваться, чтобы не оказаться в глупом положении. 1 2 3 4
11.Когда кто-либо отменяет заранее назначенную встречу, я не могу предложить перенести ее на удобное для меня время. Жду обычно, когда кто-то это сделает первым. 1 2 3 4
12.Если бы я начал приказывать, то скорее всего вышло бы как в поговорке "Прикажи и сделай сам". 1 2 3 4
13.Когда кто-либо из ближних поступает со мной несправедливо, я не протестую. Пытаюсь вести себя так, чтобы эти люди не почувствовали, что я расстроен. 1 2 3 4
14.Пригласить на свидание интересующего меня человека противоположного пола выше моих сил. 1 2 3 4
15.Когда меня хвалят, говорят комплименты, я теряюсь, не знаю, как наэто реагировать, чувствую себя беспомощным. 1 2 3 4
16.Если я принесу из магазина испорченные продукты, то скорее выброшу их, чем пойду предъявлять претензии. 1 2 3 4
17.Меня дрожь пронимает, стоит только представить, что я могу оказаться без работы и придется ходить в ее поисках. 1 2 3 4
18.Во время разговора о чем-нибудь важном или с кем-либо, от кого я завишу, я начинаю выражаться туманно, а то и становлюсь косноязычным. 1 2 3 4
19.Мне становится очень неприятно, когда возникает необходимость попросить о чем-либо незнакомого человека, например продать талон на транспорт или передать деньги на талоны. 1 2 3 4
20.Для меня неприятно заводить разговор с вышестоящими лицами, даже если необходимо что-то им сообщить. 1 2 3 4
Как видим, каждый из нас в той или иной степени оказывался в подобных ситуациях и все же хоть изредка пытался выйти с достоинством из них, не позволяя другим манипулировать собой. В психологии менеджмента лица, имеющие менее 30 баллов, считаются бесперспективными в плане дальнейшего продвижения и карьеры. Их пассивность, податливость внешнему нажиму, чрезмерная деликатность и щепетильность обрекают на положение "ведомого" и "жертвы". Как правило, эти люди имеют низкую самооценку и низкий уровень притязаний, а в системе межличностных отношений их психологический статус редко бывает на уровне лидера. По шкале "воля" у них результаты ниже среднего. Однако практика свидетельствует о том, что каждому доступно повысить уровень своей ассертивности (в США психотренинги по ассертивности с легкой руки классика теории межличностной коммуникации А. Солтера вот уже свыше 30 лет охотно посещаются сотрудниками разного ранга и уровня). Среди слушателей особенно высок процент студенческой молодежи, мечтающей о будущей карьере и стремящейся избавиться от своих "комплексов". Пройдя через этот тест, многие увидят, что они не идеальны.
Развить у себя ассертивность можно и без посещения специальных занятий, смысл которых отнюдь не в том, чтобы научиться "работать локтями", а в том, чтобы психологически настроить себя на необходимость и способность прямо говорить о своих желаниях и требованиях, высказывать собственную точку зрения и не бояться возражать, уметь просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Обретение ассертивности помогает нам менять свое привычное поведение, лучше формулировать свои желания и требования, понимать, что компромисс — нередко лучшая из побед.
Итак, предложенный выше тест помогает нам более четко уяснить себе, твердо ли мы стоим на собственных ногах или являемся заурядными агрессорами, идущими напролом и мало считающимися с окружающими. Результат более 70 баллов — не повод для ликования. Хотя вы принадлежите к тем, кто не дает вить из себя веревки, с подчиненными и окружающими вы часто агрессивны и бесцеремонны. Не всегда преуспевает тот, кто умеет хорошо работать локтями. Успех может быть сведен на нет, если окружающие для вас — лишь объект для манипуляций и воздействий и вы не привыкли учитывать интересы своих людей и считаться с ними. Если вспомнить "решетку менеджмента" Р. Блейка и Д. Мутон, то результат свыше 70 баллов более всех соответствует позиции 9.1. Если вы насчитали 50—70 баллов, то нечего за себя опасаться, в жизни вы не пропадете. У вас нормальный уровень ассертивности. С таким уровнем вы вполне можете преуспеть в управленческой деятельности.
30—50 баллов говорят о том, что, когда речь заходит о чем-то важном, вам не хватает уверенности в себе и решительности (что поддается коррекции, ибо народная мудрость гласит: "Век живи и век учись"). Степень своей ассертивности можно более наглядно представить, глядя на шкалу (рис. 4).
Рис. 4. Шкала ассертивности
Предыдущий тест помог нам разобраться, где наше место на шкале ассертивности. Более глубокий анализ нашей способности к ассертивности можно сделать, проанализировав результаты специального теста Левинсона, который используется в США на всех психотренингах по обретению ассертивности.