Формы активности личности

Активность личности – это клубок сложнейших проблем: о формах функционирования человека, мотивах его поведения, об энергии, воле, целях, решениях и притязаниях, о мышлении и творчестве и многом другом.

Слово “активность” часто используется для обозначения всех форм жизни и деятельности людей. В этом смысле активность – это сама жизнь, всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающим миром. Различают множество видов или уровней активности, начиная от субклеточной и заканчивая психической, духовной. Активность личности – это высший уровень жизненной активности человека.

Эволюционно простейшая форма активности – это почти механическая реализация внутренней программы или реагирование на изменение во внешней среде (воздействие) (тропизм, таксис). Более сложные формы – это инстинкты. Есть выученные формы активности, реализуемые посредством навыков, умений. Наконец, важную роль в жизни играет интеллектуальная, творческая активность, которая предполагает построение целевых программ для каждого нового действия. Как отмечал русский психофизиолог Н.А. Бернштейн (1896–1966), что бы человек ни делал – бежал ли по неровной местности, выполнял ту или иную работу – он всегда занимается преодолением сил из категории неподвластных, не предусмотренных и не могущих быть преодоленными никаким стереотипом движения, управляемым только изнутри.

По своему материальному носителю психическая активность – это активность мозга, оснащенного органами восприятия информации, исполнительными и энергетическими структурами. Существо данной активности состоит в переработке информации, ее оценке и использовании для управления движениями различного характера, в том числе речевыми.

Человеческая активность заключается в информационном и энергетическом метаболизме (обмене) с внешней средой. Различают три формы этого взаимодействия: потребление, деятельность и общение. Потребление – это вид активности, состоящий в непосредственном удовлетворении потребностей. Деятельность – это предметная форма активности, связанная с преобразованием элементов окружающей среды, созданием условий, необходимых для жизни. Общение – межличностная форма активности, основой которой служит информационный обмен между людьми. Все формы активности имеют, как правило, внутреннюю (психическую) и внешнюю (поведенческую, практическую) составляющие.

Психическая активность (психика) по своему содержанию делится на познавательную, эмоциональную и волевую; по отношению к сознанию – на сознательную и бессознательную; по отношению к личности – на личностную и безличностную.

Личностная активность – проявление существенных свойств личности, ее индиви-дуальности, автономности и сознательности в социальном поведении, деятельности и
в потреблении. “Мы активны, когда из нашей природы проистекает что-либо в нас или вне нас, что через одну только ее может быть понятно ясно и отчетливо”. Значит личностная активность предполагает целенаправленное проявление сущности личности. Активность – это самовыражение личности, при котором сохраняется ее целостность, автономность, индивидуальность и обеспечивается возможность развития. В условиях совместной жизни и деятельности людей активность часто принимает форму инициативы. Инициатива представляет собой свободную форму поведения человека, опережение других в жизненной конкуренции или начало в общем деле. Инициатива предполагает ответственность – максимум усилий для достижения самостоятельно намеченного результата, а также готовность взять на себя вину в случае неудачи и компенсировать возможные потери.

Проблема активности в психологии является предметом острых дискуссий, в ходе которых отрицалась даже сама возможность активности. Когда-то И.М. Сеченов (1829–1905), “отец русской психофизиологии” заявил: “…Первая причина всякого человеческого действия лежит вне его”, из чего К.Н. Корнилов сделал вывод: “Нет активности, есть реактивность!” Понятие активности в свое время связывалось с идеализмом (витализмом), с недопустимым признанием внутреннего источника, спонтанности побуждений и последующих действий человека. С идеями реактивности выступал бихевиоризм, создав образ человека реактивного, управляемого средой. Противоположная позиция по данному вопросу столь же категорична: “человек – существо не реактивное, а проактивное”.

Проблема активности начинается с вопроса о ее источниках, или мотивах. При этом само понятие активности переносится на эти источники и уже обозначает динамическую характеристику личности, или, как писал А.Ф. Лазурский, “под словами “активность” и “энергия” следует понимать отнюдь не волевое усилие в узком смысле этого слова, а нечто гораздо более широкое, лежащее в основе всех вообще наших душевных процессов и проявлений”.

Раскрывая активность через источники, обычно имеют в виду потребности, рассматривая их как движущие силы поведения в условиях, когда непосредственно потребность удовлетворить нельзя. В этом случае потребность становится мотивом поисковой, добывающей или преобразо-вательной деятельности, либо коммуникативного поведения. Для динамических концепций личности (З. Фрейд, К. Левин и др.) это положение является само собою разумеющимся.

Иногда бывают не удовлетворены указанием на потребности вообще и предпочитают вести речь о специальной “потребности действовать”. Потребность действовать, или потребность в активности грузинский психолог Д.Н. Узнадзе выделил особо и назвал ее функциональной, противопоставив субстанциальным потребностям. Он аргументировал свою точку зрения следующим образом. Удовлетворение субстанциональной потребности достигается потреблением тех или иных веществ. “Функциональная потребность означает стремление к тому или иному виду активности. В организме констатируется не потребность в чем-либо субстанциональном: он стремится к активности как таковой, он нуждается просто в самой деятельности. Это значит, что естественное состояние живого организма вовсе не заключается в неподвижности. Наоборот, живой организм находится в состоянии постоянной подвижности. Он прекращает ее лишь временно и условно. В зависимости от условий, в которых приходится жить организму в каждый данный момент, у него появляется потребность к деятельности и функционированию в том или ином направлении. Этого рода потребности мы и называем функциональными.

В настоящее время понятие активности определенным образом сужают. Во-первых, говоря о личностной активности, имеют в виду особый внутренний источник поведения, не обусловленный ни ситуацией (“надситуативная активность”; В.А. Петровский), ни потребностью (Г. Оллпорт). Во-вторых, активность связывают с полноценным, элитным способом жизни, полнотой человеческого существования, самоактуализацией (А. Маслоу), жизнью по принципу “бытия”,
в отличие от принципа “обладания” (Э. Фромм).

Ряд психологов доказывают, что потребностная мотивация активности, ориентированная на разрядку соответствующего напряжения, нехарактерна для человека. Г. Оллпорт утверждает: “Мы не можем, конечно, отрицать, что основные побуждения, по-видимому, стремятся к “редукции напряжения”. Однако эти побуждения не являются достоверной моделью для всех нормальных мотивов взрослого человека. Нормальные люди по контрасту с этим заняты своими “предпочтительными моделями” самоутверждения. Их психогенные интересы – скорее форма поддерживания и направления напряжения, нежели избегания его. Подлинно психогенные мотивы заставляют нас принимать новые обязанности “с тяжелым сердцем, но с радостью”. Они заставляют нас неограниченно усложнять и напрягать нашу жизнь”.

Эту позицию разделял австрийский психотерапевт В. Франкл. “Я считаю, – писал он, – опасным заблуждением предположение, что в первую очередь человеку требуется равновесие, или, как это называется в биологии, “гомеостазис”. На самом деле человеку требуется не состояние равновесия, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его. То, что ему необходимо, не есть просто снятие напряжения любыми способами, но есть обретение потенциального смысла, предназначения, которое обязательно будет осуществлено”.

Сходную мысль формулирует А. Маслоу, определяя “самоактуализирующуюся” личность: “Самоактуализирующиеся люди вовлечены в какое-то дело, во что-то, находящееся вне них самих. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание..”. При этом имеются в виду непреходящие ценности, которым человек посвящает свою жизнь, – истина, добро, красота.

Эрих Фромм, высоко ценивший человеческую активность, не соглашался с обычным отождествлением активности с поведением, которое дает некий видимый результат благодаря расходованию энергии. Он полагал, что активность – это личностная характеристика, продуктивная ориентация характера. Неверно относить активность только к поведению. Продуктивные личности оживляют все, к чему они прикасаются, вселяя жизнь в других людей и в вещи. Они являются носителями так называемого “модуса бытия”, который противостоит непродуктивному “модусу обладания”.

Активность личности – это продуктивное использование всех человеческих возможностей. “Быть активным – значит дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми, хотя и в разной степени, наделен каждый человек. Это значит обновляться, расти, любить, вырваться из стен своего тесного “Я”, испытывать глубокий интерес, страстно стремиться к чему-либо, отдавать”. По Фромму, подлинно человеческая активность является “неотчужденной”. “В случае неотчужденной активности я ощущаю самого себя как субъекта своей деятельности. Подобная активность не обязательно связана с созданием произведения искусства, или научного труда, или просто чего-то полезного. Продуктивность – это ориентация характера, которая может быть присуща всем человеческим существам, если только они эмоционально не ущербны”.

Другими словами, активность личности, в трактовке Э. Фрома, имеет две особенности.
Во-первых, она представляет собой полноценную реализацию способностей и энергии человека и, во-вторых, она предполагает просоциальную ориентацию личности.

Для Фромма, как и для Франкла самая сильная мотивация поведения людей заключается в поиске смысла своего существования.

Сужение понятия активности означает деление психических функций и поведения по критерию “активности – пассивности”, а также “личностности” и “неличностности”. Активность,
в отличие от пассивности, или “реактивности” в большей степени обусловлена внутренней целью, то есть личностно, произвольно.

Стремление раскрыть личностный уровень активности характерен для теории “притязаний”, под которыми понимают способ постановки человеком цели для себя. К. Левин рассматривал притязания как одно из важнейших образований личности, обусловливающих ее активность и даже черты его характера. Исследователи данного феномена связывали его с Я-концепцией человека. Зрелая (положительная) Я-концепция характеризуется высоким уровнем притязаний, при котором человек при определении своих целей руководствуется оценкой своих сил. “Неясные представления о своих возможностях делают его неустойчивым в выборе целей: его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи. Стабильная самооценка продуцирует сформированный уровень притязаний, мало подверженный ситуационным влияниям успеха и неудачи”.

Есть теории личности, для которых принцип активности является ведущим, определяющим существо самой теории. К их числу можно отнести теорию А. Адлера, в которой особое значение придается “цели жизни”. Человеческая жизнь представляется как активное стремление к совершенству, непрерывное движения в направлении роста и развития. Только в движении по направлению к личностно значимым целям индивидуум может быть воспринят как единое и самосогласующееся целое. Утверждая, что человек стремится к совершенству, Адлер исходил из соображения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед – они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения, дают ключ
к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а, следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.

В отечественной психологии принцип активности использовался С.Л. Рубинштейном для того, чтобы что-то противопоставить урезанной идеологической формуле “бытие определяет со-знание”, которая сводила психику и личность человека к второсортному фактору. Для того чтобы показать, что психика играет активную роль в жизни и деятельности человека, С.Л. Рубинштейн писал: “Нельзя реализовать детерминизм в понимании человеческого поведения, если не включить психику во взаимосвязь причин и следствий. Обусловленность поведения психической деятельностью опосредствует его зависимость от объективного мира. Психическое играет реальную, действенную роль в детерминации деятельности людей, их поведения”.

Существует много разнообразных подходов к вопросу о механизмах и сферах активности человека.

Не случайно авторы связывают вопрос активности с темой мышления, которое по определению означает высокий уровень активности, мотивация которого не всегда очевидна.
В этой области Д.Б. Богоявленская выделяет три уровня интеллектуальной активности.

Стимульно-продуктивный, или пассивный уровень характеризуется тем, что здесь еще нет выхода за пределы заданного или первоначально найденного способа действия и умственная работа каждый раз определяется мотивом, внешним по отношению к данному действию и не совпадающим с его целью.

Эвристический уровень – более высокий, характеризующийся интеллектуальной инициативой и наличием познавательной потребности в качестве ведущего мотива. Каждая новая найденная закономерность оценивается и переживается как открытие, творческая находка, но только как способ, который позволит решить полученную задачу. Это обстоятельство ставит предел дальнейшим поискам.

Высший уровень интеллектуальной активности – креативный – отличается познавательным целеполаганием. Обнаруженная эмпирическая закономерность становится самостоятельной проблемой, на решение которой с этого момента направляется вся познавательная деятельность. При этом первоначальная, в том числе практическая задача может быть отложена. “Это, – как пишет Д.Б. Богоявленская, – подлинное творчество, так как в нем сняты все признаки “отчужденного труда”. Другими словами, такого рода активность можно рассматривать как личностную.

Говоря об активности, многие психологи и психофизиологи имеют в виду предвидение, или так называемое “опережающее отражение действительности”. Здесь активность раскрывается как способность “забегать вперед”, ожидать еще не случившееся в полной готовности. Эта форма активности носит универсальный характер, то есть проявляется как на личностном, так и “доличностном” уровне. Многие инстинктивные действия животных всех уровней эволюции, условные рефлексы, не говоря уже о мышлении, являются адаптивными и имеют смысл только в том случае, если они подчиняются принципу опережения. Все это внимательно изучено отечественными психофизиологами П.К. Анохиным, К.В. Судаковым и др. Как говорится, “готовь летом сани, а зимой телегу”.

Определенным образом расширяет теоретические основы активности личности концепция американского психолога бихевиоральной ориентации Дж. Роттера “локуса контроля”. Согласно этой концепции, люди, обладающие внутренним локусом, (“интерналы”) считают, что их достиже-ния зависят, прежде всего, от их личностных качеств, таких, как компетентность, целеустрем-ленность или уровень интеллекта. Индивиды с внешним локусом (“экстерналы”), напротив, рассматривают свое поведение как мало им подвластное, а достижения – как результат судьбы, удачи или действий других людей. Интернальные личности более активны; они любознательны и способны к обучению, что необходимо для успешного решения проблем. Они более политически информированы и сильнее вовлечены в общественные дела. “Интерналы” оказывают большее сопротивление влиянию извне, чем “экстерналы” и более упорны в достижении своих целей.

Активность человека имеет свой физиологический механизм. Для его описания используют понятие “активация”, “уровень активации”. Природа активности связывается со свойствами нервной системы. Активация – (от лат. activus – деятельный) физиологический механизм активности человека; состояние нервной системы, характеризующее уровень ее возбуждения, энергетической мобилизации. Описывается активация интенсивностью и качественным своеобразием, что фиксируется в вегетативных показателях (частоте сердцебиения, величине электрического сопротивления кожи, артериального давления, изменения дыхания и др.).

Для оценки активации используется гипотетическая шкала с полюсами: “сон – сверхвозбуждение”. Возрастание активации влечет за собой переход на более высокую ступень по шкале бодрствования. Психологи ведут поиск более тонких градаций на таких отрезках шкалы, как активное бодрствование, пассивное бодрствование, эмоциональное возбуждение.

Понятие оптимального уровня активации означает соответствие состояния нервной системы решаемой человеком задаче, вследствие чего достигается высокая эффективность деятельности. Каждому человеку свойственен привычный для него уровень активации, на фоне которого преимущественно реализуется его деятельность. Индивидуальный уровень активации – природная детерминанта индивидуальности.

Согласно активационной теории, между эффективностью деятельности и уровнем активации существует обратная U-образная зависимость: эффективность в равной мере снижается и при слишком низком и при слишком высоком уровне активации. При слишком низком уровне активации деятельность нарушается, по-видимому, потому что человек недостаточно восприимчив, чтобы обнаружить соответствующую внешнюю информацию, обработать ее и отреагировать должным образом. При слишком высоком уровне деятельность нарушается вследствие снижения влияния тормозных механизмов, участвующих в регуляции внимания, интеграции и координации двигательных актов и других поведенческих функций.

Эффективность интеллектуальной деятельности связана с альфа-ритмом. Это частота электрической активности мозга, которая находится в пределах от 7 до 14 Гц. Интеллектуальная активность понижается при замедлении альфа-ритма. Важные решение целесообразно принимать лишь тогда, когда доминирующий альфа-ритм находится в верхнем диапазоне частот. В этом состоянии ум отличается бодростью и остротой восприятия, а тело погружено в состояние самого глубокого покоя. Спокойное бодрствование субъективно воспринимается как “расширение сознания”. В это время правое и левое полушария головного мозга синхронны как по частоте, так и по фазе колебаний.

В дифференциальной психофизиологии (Б.М. Теплов, В.Н. Небылицин) активность рассматривается как один из основных компонентов темперамента. Выделено достаточно устойчивое свойство нервной системы – “индивидуальный уровень активации”, которое проявляет себя и на личностном уровне. Согласно Н.С. Лейтесу: “Во всех проявлениях активности человека, во всех формах поведения и деятельности может быть обнаружена не только содержательная сторона побуждений и тот или иной смысл действий человека, но также формально-динамическая сторона, в особенностях которой выступают свойства нервной системы с их энергетическими характеристиками”.

В числе теорий активности определенное место принадлежит деятельностной концепции активности, которая является звеном психологической теории деятельности. В рамках этой концепции активность связывается с такими процессами деятельности, которые находятся в прямой зависимости от субъекта. Это принятие решения о начале деятельности, контроль за ее динамикой. Она свойственна процессу развития деятельности (мотивов, целей, средств) и переходу к качественно иным ее формам. Активность присуща и внутрисистемным переходам в деятельности, например, сдвигу мотива на цель.

Следовательно, имеет место тесная связь активности и деятельности, что выражено в следующем определении: “Активность есть совокупность обусловленных индивидом моментов движения, обеспечивающих становление, реализацию, развитие и видоизменение деятельности”. Как видно, деятельностная трактовка “активности” разграничивает процессы реализации деятельности и ее изменения, развития. К процессам осуществления деятельности относятся мотивационные, целевые и операциональные функции, а также взаимодействие между ними. Собственно активность, в отличие от осуществления деятельности, образуют ее прогрессивное изменение (становление, развитие).

Таким образом, проблема личности – это центральная тема психологии человека, поскольку личность является атрибутом человека. В то же время и общество должно обладать атрибутами личности, то есть тем комплексом условий, при которых может развиваться полноценная человеческая личность. Личность человека – это прежде всего индивидуальность, – уникальное сочетание влияния личностных атрибутов общества и психофизиологических возможностей для творчества и усвоения культуры. Личность – это активность, инициатива, внутренняя свобода и ответственность. Высшие формы активности человека неразрывно связаны с личностным уровнем функционирования человека в “личностном” обществе.

Наши рекомендации