Приложение 5. Пример тренинговой программы
Тренинг сензитивности. Программа и методические указания
Авторы-составители:
Андреева О.С., к.пс.н., ст.преп. кафедры общ. и соц. психологии ТюмГУ
Дубровина О.И., ст.преп. кафедры общ. и соц. психологии ТюмГУ
Лёвкин В.Е., к.филос.н., доц. кафедры общ. и соц. психологии ТюмГУ
Введение
Настоящий тренинг предназначен для формирования одного из самых необходимых профессионально важных качеств психолога – сензитивности, которая, в свою очередь, является условием эффективного взаимодействия психолог – клиент и психолог – группа.
Тренинг сензитивности предназначен для студентов психологических факультетов 1-3 курсов и может проводиться на группах, прошедших общий психологический тренинг (СПТ).
Тренинг сензитивности относится преимущественно к групповым формам работы, хотя некоторые его элементы могут быть использованы и индивидуально.
Называется множество различных целей, которые могут достигаться в группах тренинга сензитивности. Среди прочих чаще звучат:
1. Повышение самопонимания и понимания других.
2. Чувственное понимание групповых процессов, познание локальной структуры.
3. Развитие ряда поведенческих навыков.[9]
Кроме того, отечественные авторы выделяют как цели тренинга обострение чувствительности к групповому процессу, поведению других, связанное прежде всего с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от партнеров (интонация голоса, выражение лица, поза тела и другие контекстуальные факторы, дополняющие слова).
Большинство зарубежных авторов видят основную цель сензитивного тренинга в развитии и совершенствовании способности человека понимать других людей. Эти цели могут быть сформулированы следующим образом:
1. Развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы.
2. Осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и стереотипизированными фрагментами сознания.
3. Формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предвидеть свое воздействие на него.[10]
На основе указанных теоретических подходов нами была разработана авторская программа тренинга сензитивности.
Цели и задачи тренинга сензитивности
Цель тренинга
Учебная и методологическая – дать развернутое представление об основных понятиях и функциях тренинга сензитивности, о круге решаемых средствами данного тренинга проблем, о возможностях и ограничениях данного тренинга в развитии личности.
Практическая – развитие сензитивности, направленной на себя, партнера по общению и группу в целом.
Задачи тренинга сензитивности
1. Расширение поля рефлексии и интерпретации невербальных личных и групповых проявлений.
2. Развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы.
3. Помодальностная проработка возможностей восприятия и понижение его порогов.
4. Формирование навыков произвольного контроля "уровня чувствительности".
5. Формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предвидеть свое воздействие на него.
Основной сферой воздействия на тренинге выступает поведенческая.
Тематический план тренинга
№ п/п | Темы занятий | Количество часов |
1. | Знакомство и включение участников в тренинговую работу. | |
2. | Осознание собственных индивидуальных особенностей восприятия. | |
3. | Развитие визуальной, аудиальной и кинестетической модальности. | |
4. | Развитие интроверсивной сензитивности. | |
5. | Развитие экстраверсивной сензитивности в партнерском взаимодействии. | |
6. | Развитие экстраверсивной сензитивности в групповом взаимодействии. Подведение итогов работы группы. | |
Всего |
Содержание программы и методические указания к тренинговым занятиям
Общая схема проведения тренинга
Тренинг рассчитан на 30 академических часов.
Режим работы группы – 6 занятий по 5 акад. часов. Занятия распределяются в течение двух недель.
Количество участников в группе – 12-14 человек.
Каждое занятие включает:
- разминочную часть, направленную на подготовку группы к работе и включение участников в тренинговую реальность;
- основную часть, непосредственно направленную на реализацию поставленных задач;
- завершающую часть, направленную на снятие эмоционального напряжения;
- домашние задания, направленные на отработку и закрепление полученных навыков.
Необходимые материалы
- Шарики теннисные (6 шт.);
- листы с двумя столбиками цифр (или букв), от двухзначных до пятнадцатизначных, и картонки к ним;
- листы, заполненные различными геометрическими фигурами разных цветов и размеров (при этом одинаковые по форме и размеру);
- лоскуты ткани;
- мелкие предметы:
- повязки на глаза;
- краски и кисточки.