Возрастные границы и периодизация позднего возраста
Проблема выделения границ старости является очень сложной. Одним из критериев определения старости состоит в разделении на раннюю и позднюю зрелость. Однако переход от одной зрелости к другой происходит постепенно и в течение долгого времени, поэтому любое измерение будет произвольным. Нельзя точно сказать, в какой момент человек переходит из «среднего» возраста в «пожилой», он не становится старым за одну ночь. В течение нескольких лет можно наблюдать, как меняются физические и интеллектуальные характеристики человека, но было бы трудно точно указать тот момент в этом процессе, когда порог был несомненно перейден. Вот почему измерение биологического возраста так неудовлетворительно. Биологический возраст — это лишь показатель, насколько стар человек. Однако это в основном произвольно выбранная мера.
Другим распространенным критерием является социальный возраст. Этот термин демонстрирует, какое поведение ожидает общество от человека в определенном биологическом возрасте. Старость рассматривается как вынужденный отдых. Западные культуры ожидают от тех, кому за 60, степенного поведения, спокойной жизни, и зачастую на начало этого периода указывает уход на пенсию. Следовательно, биологическим возрастом, в котором начинается «старость», зачастую называют промежуток между 60 и 65 годами (хотя в некоторых обществах эта цифра может колебаться от 50 до 70). Большинство геронтологов также склоняются к цифрам 60-65 для обозначения начала старости или порогового возраста. Причина этого не только в действии стереотипов, а также и в том. что примерно в пороговом возрасте многие психологические и физические изменения имеют тенденцию обнаруживать себя.
Бернсайд разбил позднюю взрослость на 4 десятилетия и проанализировал отличительные особенности каждого периода.
Предстарческий период: от 60 до 69. Это десятилетие знаменует собой важный переходный период. Перейдя через 60-летний рубеж, большинство людей должны начать приспосабливаться к новой ролевой структуре, пытаясь справиться с потерями и воспользоваться выгодами этого десятилетия. В этом возрасте часто сокращаются доходы (в связи с уходом на пенсию или переходом на неполный рабочий день), а друзей и коллег становится все меньше. Ожидания общества к тем, кто только разменял седьмой десяток, часто ниже, чем к более молодым людям. — от них ожидают меньшей энергичности, независимости и творческой активности. Многие из тех, кто недавно вышел на пенсию, здоровы, полны сил и хорошо образованны. Они используют оказавшееся в их распоряжении свободное время для самосовершенствования или для общественной и политической деятельности. Многие пенсионеры хотят по-прежнему что-то давать окружающим, что-то делать или кого-то учить.
Старческий период: от 70 до 79. Между 70 и 79 годами происходят большие перемены, чем за предыдущие два десятилетия. После 70 лет многие сталкиваются с потерями и болезнями. Помимо сужения круга общения, многим людям в этом возрасте приходится справляться и с уменьшением своего участия в формальных организациях. Согласно Бернсайду, главная задача развития в возрасте от 70 до 79 лет — сохранить реинтеграцию личности, достигнутую в предшествующее десятилетие.
Позднестарческий период: от 80 до 89. Большинству восьмидесятилетних людей становится труднее, чем раньше, приспосабливаться к окружающему миру и взаимодействовать с ним. Многим из них необходимы более простые условия жизни, с минимумом бытовых проблем, сочетающие возможность уединения с наличием внешних стимулов. В этом возрасте большинство людей не в состоянии поддерживать социальные и культурные контакты без посторонней помощи.
Дряхлость: от 90 до 99. О девяностолетних людях наука располагает меньшим количеством данных, чем о 60-, 70- или 80-летних. Несмотря на то, что проблемы со здоровьем все усугубляются, девяностолетние находят себе новые занятия, позволяющие им использовать свои возможности наилучшим образом. Если проблемы предыдущих лет были успешно решены, десятое десятилетие жизни может быть наполнено радостью, покоем и чувством удовлетворения.
Э.Эриксон,возраст после 65 лет обозначает как позднюю зрелость, эта последняя, седьмая стадия завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются на пройденный путь, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Суть этой стадии - суммирование, интеграция всех прошлых стадий развития эго. Чувство интеграции проистекает из способности человека оглядеть свою прошлую жизнь и сказать «я спокоен». На противоположном полюсе - люди, которые смотрят на свою жизнь как на череду ошибок и поражений и им трудно найти пути интеграции своего Я.
К настоящему времени в науке не сформировано общепринятого определения пожилого возраста. Часто используются взаимозаменяемые термины «престарелые», «пожилые люди», «люди преклонного возраста», «третий возраст» и пр. Понятие «третьего возраста» появилось в 60-х годах XX в.. вместо понятия «старший возраст. Этим термином подчеркивалась возможность продолжения активности в обществе и сохранение независимости пожилых. По мнению Всемирной организации здравоохранения, более удобным использование термина «стареющие люди», указывающего на постепенность и непрерывность процесса, а не на определенную и всегда произвольно устанавливаемую возрастную границу, за которой начинается старость.
Карл Юнгпридавал большое значение изучению проблем «второй половины жизни» человека. Он рассматривал этот период как критический, поворотный момент, когда перед человеком открываются новые возможности для саморазвития. Ему уже не требуется устанавливать столько внешних связей, ему не нужна форсированная социализация. В этом возрасте человек в основном поглащен внутренней работой самопознания или - «индивидуаци-ей», по К.Юнгу. Человек во второй половине жизни может обретис новое полновесное развитие своей личности. Человек в этом возрасте способен принять в своем «Я» как «женское», так и «мужское» начало. Юнг придавал большое значение символическому и религиозному опыту в обретении состояния гармонии между индивидом и окружающим его миром. По мнению К. Юнга, потребность выработать целостный взгляд на свою жизнь, обращенность внутрь себя, самосозерцание являются долгом и необходимостью в старости. Результатом этой психологической перестройки является появление новой жизненной позиции, рационального взгляда на свое существование и вместе с тем созерцательного, устойчивого психического и нравственного равновесия. К. Юнг считал, что закат человеческой жизни должен иметь собственное значение, а не быть жалким придатком к заре жизни. В связи с этим К. Юнг считал непоправимой ошибкой «проводить сумерки жизни в соответствии с программой ее зари», нести «в сумерки закон утра». Успешность, адаптивность старения определяется тем, насколько человек оказывается подготовленным к вступлению в новую фазу жизни, к тем задачам, которые несет с собой поздний возраст. Поэтому, рассуждая об учащении нервных срывов при старении, К. Юнг видел их причину в том, что во вторую половину жизни люди вступают неподготовленными.
Альфред Адлер,изучая роль мотивации в поведении человека, считал, что основной мотивационной силой в жизни человека является чувство его собственной неполноценности. Любой индивид в той или иной степени испытывает это чувство. Особенно остро неполноценность ощущается человеком в детском возрасте, ибо тогда властные жизненные позиции являются исключительной привилегией взрослых. Некоторые люди испытывают это чувство более остро, чем другие, особенно когда речь идет о человеке с физическими недостатками или о тех, с кем в детстве слишком строго обращались. Адлер считал, что на протяжении всей своей жизни индивид стремится в той или иной степени компенсировать это первичное чувство неполноценности. Это стремление может принять как позитивную направленность и выразиться в достижении больших успехов в жизни индивида, в преодолении его физических недостатков, так и негативную окраску в виде демонстрации чрезмерной властности в отношениях с другими людьми. Сам Адлер полагал, что преодоление чувства неполноценности возможно через деятельное участие в судьбе людей, через сопереживание, сопричастность, формирование и развитие «социального интереса».
Теория А. Адлера, по мнению М.Ермолаевой, могла бы стать чрезвычайно плодотворной для разработки психологической проблемы старости. Ситуация снижения физических и физиологических возможностей в старости приводит к неспособности вести прежний образ жизни, к необходимости от чего-то отказываться, что-то менять. К данной ситуации применим принцип компенсации, предложенный А. Адлером, его «основной психологический закон» о диалектическом превращении органической недостаточности через субъективное чувство неполноценности в психическое стремление к компенсации и сверхкомпенсации. Используя предложенный А. Адлером принцип (согласно которому препятствие вводит в развитие психики перспективу будущего, которая в свою очередь создает стимул для стремления и компенсации), Л.С. Выготский отмечал, что стремление компенсировать дефект порождается не внутренними причинами, а внешними факторами — социальной средой. Таким образом, речь идет о социальной компенсации дефекта, о «социальном протезе», который должен заменить работу реальных физиологических систем. Для пожилых и старых людей в качестве такого «социального протеза» может выступить система социальной помощи. Для ее работы идеи Адлера в решении проблем пожилого человека достаточно конструктивны. Он предлагает снимать чувство неполноценности и сопутствующие неврозы, помогая индивиду найти смысл жизни в оказании помоши другим людям, добиться такого состояния, когда ощущение принадлежности к социальной общности не покидало бы старого человека.
В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗпожилой возраст длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин — с 55 до 74 лет, с 75 лет наступает старость. Люди старше 90 лет считаются долгожителями. 65-летний рубеж нередко выделяется особо, так как во многих странах это возраст выхода на пенсию.
В любом случае рамки пожилого возраста всегда будут условными, ибо психологическая, биологическая или социальная границы всегда останутся индивидуальными. Более того, по мере старения дифференциация и индивидуальная организация каждого человека усиливаются. Даже внутри одной и той же общественной группы обнаруживаются большие функциональные и другие различия.
Теориистарения.
До сих пор нет единой и универсальной теории старения. Есть многочисленные гипотезы, нередко совпадающие друг с другом или рассматривающие разные звенья одних и тех же процессов. Эти гипотезы затрагивают все уровни - от молекулярного до системы регуляции целостного организма.
Основной вопрос о природе старения был поставлен Аристотелем, который рассматривал старость как естественную болезнь. К числу ранних гипотез относится представление о старении как о прогрессивном истощении заданной жизненной силы. Наиболее примитивные механистические гипотезы рассматривали старение как простое изнашивание клеток и тканей (гипотезы износа). Другая теория - генетическая мутационная теория - утверждает, что нарушения в репарационных системах приводят к накоплению повреждений (ее вариант - теория катастрофы накопления ошибок в синтезе белка - исходит из репликационных нарушений, что ведет к катастрофическому накоплению дефектных белков). Эта ошибочная репликация может быть усилена такими факторами, как загрязнение окружающей среды и неправильная диета. Напротив, аутоиммунная теория старения утверждает, что старение можно отнести к ошибкам в иммунной системе человека. Во-первых, потому что она становится менее способной к борьбе с инфекциями, а во-вторых, потому что она ошибочно распознает свои собственные клетки как агентов инфекции и атакует их. Еще один аргумент (теория клеточного мусора) говорит о том, что старение происходит с накоплением балластных веществ, образующихся как побочный продукт нормальной клеточной деятельности. Свидетельства в пользу каждой из вышеперечисленных теорий неоднозначны: каждая может играть некоторую роль, но вряд ли каждая по отдельности может объяснить ощутимую часть процесса старения. Теория запрограммированного старения утверждает, что старение вызвано эволюционными силами и, в сущности, предназначено для продолжения вида.
Специалисты института геронтологии и гериатрии Академии медицинских наук СССР выделили молекулярные, клеточные и нейрогуморальные механизмы старения. К молекулярным клеточным механизмам относятся: нарушение генетического аппарата клетки, программы биосинтеза белка; нарушение клеточной биоэнергетики; уменьшение клеточной массы; цитоморфоло-гические изменения; функциональные изменения: последовательность и закономерности старения клеток различных типов.
Широкое распространение получила адаптационно-регуляторная теория старения В.В. Фролькиса. Эта теория объясняет старение не как следствие инволюции и атрофии, а как процесс возникновения новых механизмов адаптации и регуляции. Механизмом, определяющим продолжительность жизни живой системы является витаукт (vita - жизнь, auktum - увеличение). Согласно теории В.В.Фролькиса, благодаря деятельности мозга в ходе возрастного развития мобилизуются приспособительные механизмы, направленные на увеличение продолжительности жизни, сохранение адаптации к среде, формируются важнейшие процессы витаукта. Но когда возрастные изменения возникают в самих центральных механизмах регуляции, то это приводит к нарушению адаптационных возможностей и старению целостного организма.
В настоящее время собрано большое количество фундаментальных данных о сущности, особенностях и механизмах процесса старения на разных уровнях биологической организации. Хотя предложено около 300 гипотез, полноценная теория еще не создана.
Н.С. Пряжников рассматривал психологические характеристики и особенности личностного самоопределения отдельных периодов старости.
1. Пожилой, предпенсионный возраст(примерно с 55 лет до выхода на пенсию) — это прежде всего ожидание, а в лучшем случае — подготовка к пенсии. В целом период характеризуется следующей социальной ситуацией развития:
- Ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возможность «поскорее начать отдыхать», для кого-то — как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией.
- Основные контакты еще носят больше производственный арактер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорее ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать, и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников.
- Отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»), а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию».
- Стремление воспитать, подготовить себе «достойную замену» на работе. Ведущая деятельность:
- Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую память» на работе.
- Стремление передать свой опыт ученикам и последователям.
- При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разрываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода).
- К концу предпенсионного периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь.
II. Период выхода на пенсию(первые годы после выхода на пенсию) — это, прежде всего освоение новой социальной роли, нового статуса. В целом социальная ситуация развития в этот период характеризуется следующим:
- Старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными.
- В основном контакты с близкими людьми и родственниками (соответственно, со стороны родственников требуется особая тактичность и внимание к еще «неопытным» пенсионерам). Постепенно появляются друзья-пенсионеры или даже другие, более молодые люди (в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться, например, пенсионеры-обшественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми «деловыми» контактами).
Обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, «у которого и так много времени», больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.
Ведущая деятельность:
Прежде всего, это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности (в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т.п.) — это самоопределение методом «проб и ошибок»; фактически у пенсионера времени много, и он может себе позволить это (правда, все это происходит на фоне ощущения того, что «жизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается»). Для части пенсионеров первое время на пенсии — это продолжение работы по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости.
- Все более усиливающееся стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста.
- Для части пенсионеров это может быть стремление спокойно осмыслить всю прожитую жизнь: кто-то даже пытается в этот период начать писать «мемуары», а кому-то непременно нужно поделиться своим опытом и переживаниями.
III. Период собственно старости(через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус, социальная ситуация развития характеризуется примерно следующим:
- Общение в основном с такими же старцами.
- Общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто «опекают» его.
- Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности (или даже в продолжающейся профессиональной деятельности).
- Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми, например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика связи постепенно «теряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщенными».
Ведущая деятельность:
- Досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их «ригидности»: они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях). Главная проблема такого поиска — «несоразмерность» всех этих дея-
тельностей по сравнению с предыдущей («настоящей») работой.
- Стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства согласно принципу: «Пока я делаю хоть что-то полезное для окружающих, я существую и требую к себе уважения».
- Для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, в частом хождении на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании».
IV. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить особенности именно такого варианта старости.
Социальная ситуация:
В основном общение с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате (если старец находится на стационарном лечении).
Также это соседи по палате в домах престарелых (в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход).
К сожалению, во многих домах такой уход фактически хуже, чем в домашних условиях. Например, даже в такой благополучной стране, как Франция, 8% здоровых стариков умирают в первую неделю поступления в дома престарелых, 29% — в первый месяц, 45% — в первые полгода. Государственные дома для престарелых «отличаются плохими санитарными условиями, большой скученностью, жестким режимом, плохо организованным досугом, неквалифицированным обслуживанием. Многие старики просто спиваются».
Ведущая деятельность:
- Лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями.
- Стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: «Я жил не зря». Или покаяться в чем-то недостойном.
V. Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75—80 лет и старше) социальная ситуация может характеризоваться:
- Общение с близкими и родными людьми, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель — символ будущей долгой жизни для других членов семьи.
- У здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые.
- Поскольку долгожитель — явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации, поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться.
Ведущая деятельность:
- Она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае это достаточно активная жизнь (иногда даже с излишествами, характерными для здорового зрелого человека). Вероятно, для сохранения здоровья важны не только предписания врача, но и само чувство здоровья (или «чувство жизни»).