Предупреждение проблем позднего возраста

Затормозить процесс старения удается не всегда, но всегда можно помочь людям более действенно справляться с негативными установками (или избегать их появления), которые часто ускоряют процесс физического и психологического дряхления. Профилактика проблем позднего возраста включает поощрение людей в четырех сферах.

1. Поощряйте реалистическое планирование. По мнению одного консультанта по финансовым проблемам, планировать выход на пенсию никогда не поздно[757]. Большинство душепопечителей, по всей видимости, согласятся с этим мнением. Возрастные проблемы иногда нарастают как снежный ком из–за того, что возникают неожиданно и без предварительной подготовки. В церкви мы можем призывать людей оценить свои убеждения в отношении старости, обсуждать вопросы использования свободного времени, осмыслять с разных сторон отношения со стареющими родителями и с подросшими детьми, говорить о смерти и помогать планировать выход на пенсию. Подобные дискуссии не обязательно должны быть мрачными. Их следует проводить так, чтобы они воспринимались с положительным, приятным чувством и представлялись здоровым, полезным занятием. Хотя подобное планирование может происходить и на сеансах индивидуального душепопечения, все же лучше делать это в группах, например, на отдыхе или занятиях воскресной школы. Подобные групповые дискуссии могут служить прививкой против психической травмы вследствие старения.

В качестве примера реалистического планирования рассмотрим, как можно помочь людям приготовиться к выходу на пенсию. Обсуждать этот вопрос лучше всего начинать с людьми, разменявшими пятый и шестой десяток лет. Постарайтесь выяснить, какие неверные представления о пожилом возрасте (возрасте выхода на пенсию) имеются у людей. Привлеките их внимание к будущим проблемам, пусть уже сейчас они осознают неизбежность постепенных сдвигов, происходящих с течением лет, даже если в данный момент у них хорошее физическое здоровье и работоспособность.

В процессе подготовки к выходу на пенсию обсудите следующие вопросы:

• В каком году я выйду на пенсию?

• Чем, по мнению Бога, я должен заниматься после этого?

• Куда мне идти после выхода на пенсию?

• Где мне жить после этого?

• Как мне проводить время?

• Как мне заботиться о своем здоровье?

• Как мне сохранить умственную активность?

• Сколько денег и материальных средств будет в моем распоряжении?

• Сколько средств понадобится мне?

• Чем я буду оплачивать лечение?

• Как обстоят дела с моей страховкой?

• Насколько серьезно я готовлюсь к будущему?

• Как я могу уже теперь готовиться к выходу на пенсию?

Обсуждение подобных вопросов предотвращает развитие будущих проблем и помогает справиться с тревогой о жизни в старости. Подготовить людей к жизни в позднем возрасте можно также с помощью книг, посвященных самообразованию[758].

2. Поощряйте реалистические установки.Против стереотипов и мифов в отношении позднего возраста следует выступать с церковной кафедры, в малых группах и других церковных собраниях. Библия учит почитать старость, и последователи Христа должны проводить это учение в жизнь. Когда вся церковь способна любить и заботиться о стареющих[759]и прививать положительные установки в отношении их, то и сам пожилой человек сможет поступать так же.

Прививая должные установки, можно призывать общаться с пожилыми людьми и привлекать к этому других. Грей и Моберг приводят перечень того, что церковь могла бы делать для пожилых людей[760]:

• Планировать специальные программы (эти программы должны быть достаточно интересными, чтобы не походить на «няньку для стариков»).

• Говорить об их духовных нуждах, в том числе и о чувстве неуверенности в себе, уязвимости, незначительности, об отчуждении от Бога, сожалении о прошлых прегрешениях и страхе смерти.

• Объяснять людям, как помочь старикам лучше справляться с жизненными проблемами.

• Привлекать пожилых людей к духовным и культурным контактам с ровесниками и более молодыми людьми.

• Помогать решать личные проблемы и предотвращать их осложнения.

• Помогать в удовлетворении материальных нужд.

• Навещать их в интернатах для престарелых.

• Влиять на гражданские дела и государственные программы с учетом интересов пожилых людей.

• Предусматривать удобства, чтобы пожилые люди могли посещать церковь.

• Использовать пожилых в полезном служении (преподавать, навещать, молиться или заниматься канцелярским, управленческим или иными полезными делами).

Подобная программа показывает всякому, что пожилых людей в церкви почитают. Это может ослабить страхи и облегчить приспособление к жизни в позднем возрасте.

3. Поощряйте просвещение и деятельность. Люди могут избежать развития некоторых проблем старения, если у них есть возможность заниматься умственным трудом, упражнять свои тела, планировать диетическое питание, рационально использовать свободное время и находить творческие пути служения ближним. Это обобщение основано на том предположении, что умственная и физическая активность во многом способна удержать человека от развития апатии, летаргии и дряхлости.

4. Поощряйте духовный рост.Людям никогда не поздно обратиться к Христу и возрастать в духе. Упрочение связи с Иисусом Христом не может избавить от жизненных проблем, но преданный христианин готов совладать со стрессами более действенно, поскольку доверяет всемогущему Богу. Всю жизнь, даже христианам «с большим стажем», можно узнавать все больше о Том, с Кем мы будем в вечности. Люди во всяком возрасте нуждаются в призывах к молитве, чтению Священного Писания, регулярному богослужению, общению с другими верующими и участию (в меру сил) в активном служении. Верующий, который с Божьей помощью был радостным в молодости, может сохранить жизнерадостность вплоть до старости.

Заключительные замечания

Лиз Карпентер работала пресс–секретарем у Лейди Берд Джонсон, когда ее муж, Линдон, был президентом Соединенных Штатов. Увлекательная работа пресс–секретаря приносила удовлетворение, но вот однажды, на шестом десятке, миссис Карпентер ошеломили сообщением о смерти ее мужа. «Вот так рано явилась старость, — писала она позже. — Меня это повергло в шок — я осталась одна; меня душил гнев, пугало одиночество, я почувствовала себя оторванной от мира, а затем пришла неизбежная тревога». Первым душепопечителем Лиз Карпентер стала супруга президента; вскоре Лиз Карпентер ушла на пенсию.

Анализируя неприятности Лиз, можно выделить пять основных моментов: она не чувствует, что нужна кому–то; утратила целеустремленность; не управляет собственной судьбой; не любима; ей все равно. Но Лиз не ушла в себя; она решила остаться по возможности деятельной и продолжать жить. «Уроки, которые преподает тебе жизнь в позднем возрасте, не назовешь простыми, — говорит она. — Это больше, чем приобретение информации и навыков. Ты учишься избегать самоубийственного поведения. Ты узнаешь, как экономить свои силы. Ты учишься управлять стрессом. Ты узнаешь, что жалость к себе и негодование входят в число наиболее вредных наркотиков. Ты учишься переносить то, чего изменить не можешь. <…> Ты узнаешь, что есть люди, которые не полюбят тебя никогда, как бы ты ни старался; этот урок сначала вселяет тревогу, а затем приносит успокоение»[761].

Некоторые люди никогда не проходят уроков такого рода. Считается, что пятая часть американского народа страдает от «геронтофобии» (страха перед старением)[762]. Этот показатель в других странах может быть другим, но ясно одно: многие люди в ужасе отказываются размышлять о собственной старости и пытаются не замечать признаков старения у себя и избегать тех, кто старше по возрасту. Нередко и молодые, и старые верят в распространенные, но необоснованные мифы о недостатках позднего возраста.

Подготовка к позднему возрасту начинается с анализа установок, стиля жизни, деятельности и духовного роста задолго до наступления старости. Пассивные, осуждающие, ожесточенные, боязливые, себялюбивые молодые люди обычно не расстаются с подобными чертами характера и в старости. Уже Платон понимал это. Он писал: «Тот, кто обладает спокойным и веселым нравом, едва ли почувствует бремя старости; тому же, у кого противоположный склад характера, и юность, и старость суть одинаковое бремя»[763]. Теперь наступило время, когда подопечным и их душепопечителям надо приступить к всестороннему осмыслению проблем позднего возраста.

Библиография

Becker, Arthur Н. Ministry with Older Persons: A Guide for Clergy and Congregations. Minneapolis: Augsburg, 1986.

Butler, Robert N., and Myrna L. Lewis. Aging and Mental Health. 3d ed. St. Louis: Mosby, 1982.

Gillies, John. A Guide to Compassionate Care of the Aging. Nashville: Thomas Nelson, 1985.

Gray, Robert M., and David O. Moberg. The Church and the Older Person. Rev. ed. Grand Rapids, Mich.: William B. Eerdmans, 1977.

Jarvik, Lissy, and Gary Small. Parentcare: A Commonsense Guide for Adult Children. New York: Crown, 1988 ♦.

Knight, Bob. Psychotherapy with Older Adults. Beverly Hills, Calif.: Sage, 1986.

Kra, Siegfried. Aging Myths: Reversible Causes of Mind and Memory Loss. New York: McGraw–Hill. 1986.

Linkletter, Art. Old Age Is Not for Sissies. New York: Viking, 1988♦.

Lowry, Louis. Social Work with Aging. 2d ed. New York: Longman, 1985.

Sherman, Edmund. Counseling the Aging: An Integrative Approach. New York: Free Press, 1981.

♦ Книги, отмеченные ромбом, рекомендуются для чтения подопечным.

Часть 4.

Межличностные проблемы

Глава 16.

Межличностные отношения

Скотт — специалист по продаже стереосистем. До недавних пор он заведовал отделом сбыта в сети магазинов, торгующих громкоговорителями, стереосистемами и музыкальными центрами. Все в компании отдавали должное его способностям продавца. Многие месяцы подряд он продавал товара больше других, так что комиссионные и премиальные служили немалой прибавкой к его еженедельному заработку.

Покупатели ценили Скотта за обаяние, знание продукции и готовность, с которой он предлагал свою помощь. Скотт выказывал искреннюю заинтересованность в своих клиентах и стремление обслужить их по высшему классу.

Однако Скотт не уживался с товарищами по работе. Он не терпел, когда они обращались к нему с вопросами, и критиковал других за ошибки. Заведуя отделом сбыта, он требовал соблюдать пунктуальность и выговаривал подчиненным за всякое опоздание, хотя сам пунктуальным был не всегда. Он требовал кропотливо проверять кредитоспособность покупателей и неукоснительно соблюдать правила компании, но сам часто нарушал эти правила в работе с клиентами. Всякий раз, когда хозяин компании указывал ему на что–либо, в нем закипал гнев и желание сделать наоборот. Иногда он тайно игнорировал директивы босса и поступал по–своему.

Недавно его уволили. Речь шла не о том, что Скотт был недобросовестным или некомпетентным работником. Его освободили от занимаемой должности из–за явного нежелания сотрудничать и неспособность уживаться с сослуживцами.

Скотту было всегда трудно уживаться с ближними, особенно с теми, кто наделен властными полномочиями. В молодые годы он постоянно ссорился с отцом, часто конфликтовал с учителями и временами, испытывая разочарования, помыкал младшим братом и другими из числа тех, с которыми мог справляться.

Кто–то посоветовал Скотту обратиться к душепопечителю, но он решил подыскать другую работу, а затем найти выход самому. Один из друзей Скотта считает, что он, скорее всего, боится душепопечителей. Не думает ли он, что они будут действовать подобно его отцу?

Скотт — молодой человек, способный продавец, умный, хороший профессионал, и вполне мог бы сделать хорошую карьеру в своей области. Однако он не сможет уживаться с людьми до тех пор, пока не научится управлять собой. Причем без определенной помощи он вряд ли изменится.

***

Человек — существо социальное. Во время творения Бог сказал, что нехорошо быть человеку одному. Сотворив Адаму помощника (Еву), Бог повелел людям умножаться и допустил человечеству стать многомиллиардным населением планеты Земля.

Межличностные отношения возникают всякий раз, когда число собравшихся людей составляет два и более. Иногда отношения между людьми бывают ровными, доброжелательными и характеризуются четкой, осмысленной и эффективной коммуникацией. Наряду с этим межличностные отношения зачастую бывают натянутыми и конфликтными. Современным людям свойственны гордость, индивидуализм, независимость и самостоятельность, но иногда эти особенности, или характерные черты, отталкивают нас от других людей и делают более равнодушными, одинокими и неуживчивыми. Мы живем в информационную эру, которая отличается наличием большого числа мультимедийных и автоматических устройств для облегчения коммуникации и взаимодействия, но по–прежнему не понимаем друг друга, не уживаемся друг с другом и нередко чувствуем свою изолированность и одиночество. Много лет тому назад психиатр Гарри Стэк Салливан говорил, что все развитие и исцеление личности, а также все личностные отклонения и регрессии, проявляются через отношения с другими людьми. Душепопечние в целом и чуть ли не все вопросы, обсуждаемые в этой книге, прямо или косвенно связаны с межличностными отношениями. Христианские душепопечители в первую очередь должны выяснять, как люди уживаются друг с другом, в том числе и как они общаются. Это должно стать ключевым вопросом для всех душепопечителей.

Наши рекомендации