Вопрос 33. Защитные механизмы личности

Понятие

Виды

Работа с ними

1. Понятие защитных механизмов личности было введено в психо­логию 3. Фрейдоми впервые рассматривалось в психоаналити­ческой концепции личности. Защитные механизмы личности определяются как средства, направленные на устранение или сведение к минимуму неприятного воздействия на индивида раз­личных негативных, травмирующих переживаний, основанных на внутренних или внешних конфликтах, состоянии тревожно­сти, страха или дискомфорта и т. п. Механизмы психологической зашиты имеют следующие особенности:

• имеют бессознательную природу, то есть индивид не осознает их действия и влияния;

• искажают действительность, препятствуя нормальной адапта­ции и функционированию индивида;

• могут быть как полезными, так и вредными для общей адапта­ции личности;

• могут иметь следующие источники:

• внутренние, то есть конфликты противоречивых тенденций внутри личности;

• внешние, которые обусловлены несоответствием поступающей извне информации и сложившейся субъективной картины мира индивида и его образа Я.

Механизмы психологической защиты выполняют следующие функиии:

• обеспечивают бессознательную компенсацию неспособности че­ловека эффективно контролировать некоторые жизненные си­туации;

• обеспечивают чаще воображаемое достижение потребности;

• ослабляют стресс и тревогу, вызванные неспособностью инди­вида контролировать и приспосабливаться к жизненным си­туациям;

»/ направлены на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и картины мира в целом через устранение из соз­нания или трансформацию источников конфликтных пережи­ваний;

• могут нести позитивную функцию, так как помогают индивиду бороться с тревогой до тех пор, пока не будет найден более ра­циональный и адаптивный способ разрешения проблемы или конфликта, или сами по себе являются приемлемым способом выражения негативных, подавленных побуждений и импульсов, как, например, сублимация.

2. Личность имеет целый набор защитных механизмов, и кон­сультанту для обеспечения высокой продуктивности консуль­тирования необходимо знать их характеристики и уметь с ни­ми работать. Выделяются следующие защитные механизмы лич­ности:

• вытеснение, которое понимается как процесс непроизвольного устранения в бессознательное мыслей, чувств, событий и т. п., которые индивид не желает осознавать, так как они причиня­ют угрозу психологической стабильности его личности. Суще­ственной характеристикой вытеснения выступает активное за­бывание каких-либо вещей, мыслей, событий, действий и т. п.;

• реактивное обучение понимается как принятие человеком мыс­лей и чувств, противоположных тем, что были вытеснены, с це­лью еще большего их подавления. Защита строится из двух шагов: вначале происходит вытеснение в бессознательное нежелатель­ных аспектов личности и поведения, а затем в сознании форми­руются ярко выраженные противоположные тенденции характе­ра, поведения и т. п.;

• регрессия определяется как неосознанный отход личности в поведении, мыслях и т. п. на более ранние и безопасные для него стадии развития для снижения уровня тревоги или удовлетво­рения насущной потребности;

• отрицание понимается как отвержение, отказ от осознания нежелательных мыслей и чувств и построение своего поведения вопреки существующей проблеме, чувству, эмоции и т. п. Этот механизм часто используется личностью при возникновении серьезных кризисных ситуаций, например болезни, смерти близкого человека, а также в ситуации разрыва с партнером, когда другой партнер отрицает факт того, что его бросили;

• сублимация понимается как замещение подавленных неприемле­мых импульсов и побуждений на более приемлемые для личности и среды формы поведения и установки, приносящие личности реальное удовлетворение и не вызывающие внутренних кон­фликтов;

• замещение понимается как механизм, при котором происходит замена недостижимой цели или потребности, которую индивид не может достигнуть или удовлетворить по разным причинам, на такие потребности или цели, удовлетворение которых пред­ставляется возможным;

• проекция состоит в бессознательном наделении других людей соб­ственными чувствами, мыслями, эмоциями, мотивами или уста­новками, которые неприемлемы для индивида с точки зрения ста­бильности его образа Я и отвергаются им на сознательном уровне;

• рационализация заключается в поиске удобных причин для оправ­дания и объяснения совершенных или несовершенных действий и поступков или их приемлемости, в то время как они не яв­ляются таковыми. Рационализация помогает индивиду избе­жать чувства вины и ответственности, так как в основном для оправдания используются внешние источники;

• интеллектуализация представляет собой активное и преувели­ченное использование индивидом когнитивных сфер своей лично­сти и применяется для подмены проживания чувств размышле­ниями о них с целью не испытывать те негативные ощущения и эмоции, которые могут нести отвергаемые чувства;

• интроекция понимается как интернетизация индивидом опреде­ленных норм, ценностей, объектов или людей без предваритель­ного осмысления или анализа. То, что индивид считает частью своей личности, называется интроектом и может носить как позитивный, так и негативный оттенок. Например, носящее характер интроекции усвоение в раннем детстве общих норм по­ведения и ценностных ориентации формирует у ребенка свою систему ценностей и помогает его социальной адаптации, вто время как тотальное принятие личностью интроектов без ос­мысления того, насколько они для него подходящи, может привести к формированию невроза, и такая личность будет ха­рактеризоваться безапелляционностью суждений и жесткостью собственных установок, что может привести к трудностям адап­тации в среде;

• компенсация понимается как бессознательное стремление инди­вида преодолеть реальные или воображаемые недостатки физи­ческого или личностного уровня. В основе механизма компенсации лежит сформированное чувство или комплекс неполноценности по отношению к какой-то части или личности в целом, имеющее свои корни как в раннем детстве, так и во взрослом опыте индивида. Компенсаиия может быть:

• негативной, когда осуществляется с помощью неприемлемых с социальной или моральной точек зрения способов, например про­явление личностью грубости и агрессии как компенсации ка­кого-либо физического дефекта;

• позитивной, когда преодоление недостатков осуществляется приемлемым, адаптивным способом, например высокие спор­тивные достижения как компенсация физического нездоровья в детстве.

3. Защитные механизмы личности часто проявляются в простран­стве психологического консультирования, и для повышения эф­фективности терапевтического процесса консультант не дол­жен их игнорировать. Спеиифика работы с защитными меха­низмами личности зависит:

• от целей и временных ограничений консультирования;

• глубины консультативного процесса;

• пределов компетентности и профессиональной подготовки консультанта;

• готовности и наличия ресурсов для работы у клиента;

• качества, то есть адаптивности или дезадаптивности, и интен­сивности проявляющихся защитных механизмов.

Существуют следующие правила, на которые должен опираться консультант при работе с защитными механизмами личности:

• если цели консультирования ситуативны и сам процесс не но­сит глубинного характера, то консультант не должен тотально разрушать систему защиты клиента, так как создание новой системы защитных механизмов и полное изменение привычно­го функционирования личности требует больших временных затрат и определенной компетентности;

• консультант должен понимать, что если у клиента недостаточ­но ресурсов для работы со своими защитными механизмами ире­организации всей системы, то не следует разрушать ее, не пре­доставив ничего взамен;

• консультант должен адекватно оценить свои возможности и браться за решение непосильных для него задач;

• вмешательство в систему защиты личности должно быть по­степенным, дозированным и оправданным, чтобы не усугубить и без того высокий уровень тревожности клиента;

• коррекция системы защиты личности предполагает работу на достаточно глубинных уровнях бессознательного, что невоз­можно без хорошего контакта с клиентом и его доверия к дейст­виям консультанта, а эти условия могут быть выполнены толь­ко в том случае, если консультант приложил все усилия для соз­дания атмосферы безопасности и у клиента есть мотивация на такую глубокую работу;

• не следует заниматься коррекцией защитной системы личности на первых этапах консультирования, даже если их влияние на поведение клиента очевидно и время и цели консультирования позволяют работать с глубинными уровнями личности. Консультант в работе с защитными механизмами личности ре­шает следующие терапевтические задачи:

• наблюдает, анализирует и устанавливает закономерности того, как действует система защиты клиента, какое влияние она ока­зывает на его поведение, как влияет на те затруднения, с ко­торыми обратился клиент;

• пытается понять и оценить, насколько дезадаптивна система защиты клиента;

• не разрушает систему защиты клиента, а подводит его к осозна­нию своих защитных механизмов и того, как они влияют на клиента, на его адаптацию в среде, на взаимодействие с окру­жающими людьми;

• помогает клиенту сформировать адаптивную систему защиты.

Вопрос 34.Сопротивление в психологическом консультировании

1.Понятие

2.Источники сопротивления

3. Признаки

4.Методы работы с ним

1. Понятие сопротивлениябыло привнесено в психологическое кон­сультирование из психоаналитической психотерапии, где под со­противлением понимается защитный механизм личности, обеспечивающий подсознательное противодействие клиента переводу бессознательного материала в область сознания. В психо­логическом консультировании сопротивление определяется как такая система внешней или внутренней защиты клиента, при которой клиент сознательно или бессознательно противостоит терапевтическому воздействию консультанта, что делает труд­ным или невозможным достижение целей консультирования. Существуют некоторые отличия в понимании феномена сопро­тивления в психотерапии и в психологическом консультировании:

• в психотерапии сопротивление понимается как объект работы психотерапевта, цель которого — раскрытие и глубокий анализ сопротивления клиента и использование этого феномена для те­рапевтического воздействия и помощи клиенту в решении его глубинных проблем и конфликтов;

• в консультировании сопротивление понимается как препятст­вие для осуществления целей консультирования, и задача кон­сультанта — ослабление этого феномена.

Сопротивление имеет следующие характерные особенности:

• является специфической защитной формой переноса;

• имеет бессознательную природу, то есть не осознается клиентом;

• амбивалентно, то есть проявляется в двойственном отношении клиента к консультациям, когда клиент одновременно и хочет получить помощь, и сопротивляется ей;

• выполняет защитную функцию для личности клиента. Сопротивление имеет следующие положительные функиии:

• служит основой для диагностических заключений и позволяет кон­сультанту делать прогнозы относительно исхода консультирова­ния, так как обнаружение сопротивления — это первый шаг к ис­пользованию его в терапевтической работе с клиентом;

• является защитным механизмом, помогающим адаптации клиен­та к реальности в случаях, если тревога или иные негативные чувства клиента слишком сильны и могут мешать ему адапти­роваться;

• сигнал к прекращению консультирования или приостановлению консультантом интервенций, так как достигнут определенный уровень бессознательного, в котором существует множество глубоких и непроработанных конфликтов, и к контакту на этом уровне клиент пока не готов.

2. Сопротивление возникает как реакция клиента на ощущение психологической опасности, источником которой может быть

сам консультант, тема беседы, предложенное упражнение или задание или какая-либо ситуация, возникшая внутри консуль­тационного пространства. Сопротивление может иметь сле­дующие источники возникновения:

• внутренние, которые формируют сопротивление клиента как реакцию, возникающую из структуры самой личности, в част­ности из таких ее проявлений, как:

• склонность к проявлению тревожности как защитного механиз­ма, оберегающего индивида от болезненного анализа элемен­тов поведения или структуры личности;

• страх перед проявлением себя и своих качеств, основанный на прошлом негативном опыте такого проявления;

• использование личностью своего "фасада", то есть выдвижение клиентом рациональных, внешних причин, объясняющих его поведение, проблемы, конфликты, неудачи;

• "тревожное предугадывание", когда клиент встревожен и напу­ган мыслью о том, что вербализация его негативных чувств и мыслей может привести к непоправимым последствиям, напри­мер к их осуществлению;

• внешние, которые детерминируют проявление сопротивления как реакции личности на угрозу со стороны внешних объектов, а именно:

• поведения консультанта, используемых им техник, интерпретаций,

• ситуации консультирования в целом и т. п.;

• внутренней неготовности клиента к тому, что предлагает кон­сультант;

• общего физического и психического самочувствия, серьезных бо­лезней, усталости клиента;

• психотические, то есть источником сопротивления является психоз, иот него зависит и характер сопротивления. Например, у шизофреника сопротивление проявляется через галлюцинации, негативизм и тотальное молчание, а невротик демонстрирует сопротивление с помощью излишней детализации, споров, раз­дражительности в процессе консультативной встречи.

3. Важной профессиональной чертой и умением психолога-консультанта является его умение распознавать и правильно управлять сопротивлением клиента. Существует следующая классификаиия признаков сопротивления:

• негативные способы проявления сопротивления, которые клиент демонстрирует в своем поведении и среди которых выделяются:

• критика и выражение клиентом недовольства результатами кон­сультирования;

• невнимательность клиента, непонимание слов консультанта, инертность, сильно выраженное отсутствие интереса к процессу;

• опоздания и пропуски клиентом консультаций;

. активные интеллектуализации с употреблением множества спе­циальной терминологии, высказывание своего негативного от­ношения к психологии вообще;

■ предъявление неразумных требований к консультанту;

• скептицизм по отношению к предлагаемым консультантом ин­терпретациям, к результатам консультирования в целом;

• склонность к постоянным спорам с консультантом;

. отказ от беседы, отказ от встречи;

• нейтральные способы поведения клиента, среди которых можно выделить:

• однозначное согласие с любым высказыванием консультанта; . эмоциональная невовлеченность в беседу;

• неуместный юмор, смех, шутки;

• излишнее стремление и готовность помочь консультанту;

. длительные и непродуктивные беседы на философские темы, разговор ни о чем в течение всей встречи;

• излишняя говорливость или, наоборот, постоянное молчание;

• отсутствие рабочего настроения во время встречи;

• требования сверхурочного времени для встреч, затягивание встреч;

• интерес к личной жизни консультанта.

4. Снижение сопротивления — важнейшая задача в работе психо­лога, так как от уровня сопротивления клиента зависит резуль­тативность всего процесса консультирования, поэтому консуль­тант должен уметь обращаться с этим феноменом. У каждого консультанта в процессе своей практики вырабатываются ин­дивидуальные техники и способы работы с сопротивлением клиента. Любой клиент уникален, и консультант должен уметь быть гибким и использовать широкий набор техник и методов работы с сопротивлением каждого конкретного клиента. Все же существует ряд универсальных способов обхождения с сопро­тивлением клиента:

• осознание причин сопротивления клиента, то есть консультант должен уметь осознавать возможные внешние причины сопро­тивления клиента, которые могут быть вызваны методами и действиями самого консультанта;

• пренебрежение проявлением сопротивления, то есть консультант замечает наличие у клиента сопротивления, но в первую оче­редь оценивает уровень этого сопротивления и, игнорируя симптомы, остается внимательным по отношению к его динамике, а также пытается определить, как функционирует система за­щиты клиента;

|/ уменьшение эмоционального влияния беседы через смещение ак­центов на рациональном уровне диалога, например анализ ре­зультатов тестов;

• снижение темпа консультативного процесса за счет изменения его невербальных составляющих, нейтральных сопутствующих дел, например курения или чаепития;

• юмор, шутка, но это необходимо делать осторожно и использо­вать нейтральные темы, чтобы не усилить сопротивления кли­ента, так как неуместная шутка может задеть клиента, пока­зать его в своих глазах в невыгодном свете и т. п.;

• поддержка и выражение принятия;

· временное отвлечение от болезненной темы с последующим воз­вращением к ее обсуждению с помощью смены "знака" чувств у клиента или обращением к интеллектуализации;

• отражение консультантом чувств клиента, которые были вы­званы его сопротивлением, например чувства вины, и этот ме­тод подходит для работы на ранних стадиях консультирования;

• прямые манипуляции, применяемые консультантом в ситуации, когда клиент осознает свое сопротивление, при условии хорошо налаженного контакта между консультантом и клиентом и на более поздних этапах терапевтического процесса;

• интерпретация сопротивления, применяемая также на поздних стадиях консультирования и предполагающая прямое объяснение консультантом факта и причин сопротивления клиента и имеющая целью принятие клиентом своего сопротивления и выработку толерантности к воздействиям консультанта;

•направление к другому специалисту, если консультант не чувст­вует личной готовности к работе с таким глубоким личност­ным уровнем клиента.

Вопрос35. Методы терапевтического воздействия в психологическом консультировании

1.Понятие

2.Классификация методов

1. В психологическом консультировании и психотерапий сущест­вует множество различных методов работы с проблематикой и конфликтами клиента. Использование определенных методов работы, направленных на проработку и решение возникших у клиента затруднений, повышает эффективность процесса кон­сультирования. Под методом в психологическом консультиро­вании понимается применение консультантом того или иного структурированного приема или группы приемов с целью повы­шения эффективности терапевтического воздействия и дости­жения целей консультирования. Выбор консультантом опреде­ленного метода работы обычно носит ситуативный характер и может зависеть от следующих факторов:

• теоретической ориентации консультанта и направления, в кото­ром он работает, например для психодинамического направ­ления характерна работа со снами и ассоциациями, для юнгианского — работа с образами клиента, в психодраме часто ис­пользуется техника "горячего стула", в нейролингвистическом программировании (НЛП) популярна техника работы с субмо­дальностями личности и техника рефреминга и т. п.;

• конкретной проблематики, с которой обратился клиент, и его индивидуальных особенностей, например, если клиент по раз­ным причинам плохо с вербализует свои проблемы, психолог может использовать метод рисунка или иные методы арттерапии для проработки затруднений клиента;

• целей консультирования и потребностей клиента, требований ситуации консультирования и временных ограничений, например, в случае, если консультирование имеет временные ограниче­ния или же цели и потребности клиента являются ситуатив­ными, консультанту не следует использовать для решения по­ставленных задач техники, предполагающие работу с глубинными слоями личности, а он должен сосредоточиться на краткосроч­ных задачах и применять поддерживающие методы.

В психологическом консультировании, используя различные методы терапевтического воздействия, консультант решает следующие задачи:

• диагностическую: любой метод терапевтического воздействия включает в себя и диагностическую функцию, так как в процес­се наблюдения консультант может выявить определенные зако­номерности в поведении клиента, описать их и проанализировать, обсудив свои наблюдения совместно с клиентом, что, в свою оче­редь, помогает дальнейшему раскрытию потенциала клиента;

• терапевтическую: используя тот или иной метод, консультант помогает клиенту решить беспокоящие его проблемы, конфликты, найти ответы на волнующие вопросы, справиться с тре­вожными ситуациями и чувствами;

• адаптационную: в процессе работы клиент учится новым, более адаптивным стилям поведения и конструктивным способам по­строения взаимоотношений с окружающими, впоследствии пы­таясь применить их в реальности и имея возможность обсудить с консультантом и проанализировать результаты своих действий;

• развивающую: любой терапевтический метод помогает расшире­нию осознания клиентом себя, активизирует процесс его лично­стного роста, формирует его аутентичность и конгруэнтность, учит больше чувствовать и понимать себя, способствует процес­су формирования личностной и социальной зрелости клиента.

2. Каждая психотерапевтическая школа разработала множество методов работы, направленных на решение как ситуационных задач консультирования и психотерапии, так и на коррекцию личности и развитие ее потенциала в целом. Профессиональ­ный консультант, занимающейся практической работой, дол­жен иметь представление о различных методиках терапевтиче­ского и коррекционного воздействия, так как это позволяет ему быть более гибким и расширяет набор его профессиональных знаний и умений. Исходя из того, что в настоящее время на­блюдается тенденция к эклектичности в психологическом кон­сультировании и психотерапии, консультант может использо­вать любой из разработанных методов, если этот метод опти­мально подходит для работы с проблематикой данного клиента. В психологическом консультировании наиболее часто встречают­ся следующие методы терапевтического воздействия:

• работа со снами, образами и символами клиента:

• анализ и проигрывание отдельных эпизодов из снов, а также их исследование;

• анализ образов и символов, которые продуцирует клиент;

• работа с метафорами, притчами, сказкотерапия — метафори­ческая репрезентация действительности, ориентированная на бессознательный уровень личности клиента, может использо­ваться в работе:

• над текущей проблемой клиента;

• формированием ресурсности личности;

• расширением осознания себя и картины мира в целом;

• работа с жизненным сценарием и стилем личности:

• исследование и анализ определенных схем и сценариев жизни, ко­торые избрал для себя индивид;

• исследование их влияния на личность и возникающие внутрен­ние и внешние конфликты, степени их дезадаптивности;

• коррекция и формирование более приемлемых жизненных сценари­ев и стилей;

• метод исследования ранних воспоминаний — изучение и анализ:

• картины детства клиента;

• значимых, травмирующих, а также ресурсных воспоминаний;

• телесно-ориентированные методы работы — ряд методов, на­правленных.

• на осознавание своей телесности;

• снятие блоков и зажимов;

• формирование у клиента умения быть в контакте со своим телом;

• психодраматические методы работы - методики, направленные.

• на проигрывание;

• эмоциональное реагирование;

• завершение ситуаций и конфликтов, содержащихся в прошлом опыте клиента и отражающихся в его настоящем;

• работа с модальностями — системами восприятия информаиии органами чувств:

• зрением;

• слухом;

• осязанием;

• кинестетикой (телом, движением);

• рефреминги — формирование ресурсности личности, так как сущностью рефреминга является переформулирование, расшире­ние взгляда клиента на проблему,

• творческие методы — обширный набор терапевтических мето­дов и техник, ориентированных на проработку проблематики, а также диагностику проблемы, общего состояния клиента через творческое самовыражение. К этим методам могут быть отнесены.

• арттерапия (рисунок, скульптура и т. п.);

• танцевальная терапия;

• музыкотерапия;

• фототерапия;

• библиотерапия и т. п.

Вопрос 36.Работа с модальностями в психологическом консультировании

1.Понятие

2. Техника работы с модальностями

1. Понятие модальностибыло внесено в психологическое консуль­тирование из нейролингвистического программирования (НЛП) — одного из современных методов психотерапии и консультиро­вания, ориентированного на краткосрочную терапию. Под мо­дальностью понимается канал получения информации, основанный на каком-либо из 5 органов чувств, посредством которого чело­век воспринимает и отражает окружающий мир. Выделяют 4 модальности (то есть 4 канала восприятия информаиии):

• визуальную, где ведущий канал получения и отражения инфор­мации — зрение;

• аудиальную, основанную на слухе как ведущем канале восприятия;

• кинестетическую, основанную на телесных ощущениях как ве­дущем канале восприятия;

• обонятельно-вкусовую, где ведущим каналом восприятия ин­формации является вкус и обоняние.

Выделяются следующие характеристики модальностей:

• у любого человека присутствуют все 4 системы восприятия, но при этом есть наиболее и наименее развитая система;

• через наиболее развитую модальность человек получает и отра­жает максимальное количество информации, и это — привыч­ный способ восприятия;

• наименее развитая модальность обычно блокирована, и способ восприятия и отражения действительности через нее наименее привычен для человека;

• модальности могут развиваться, то есть в процессе терапии консультант может расширить набор ведущих модальностей клиента, сгладить одну и увеличить другую, снять блок с ранее заблокированной системы восприятия;

• каждая модальность имеет внешнюю сторону, то есть тот орган чувств, которым индивид воспринимает реальность, и внутреннюю сторону, то есть те способы, которыми он эту реальность отражает.

К внутренним способам, отражающим реальность, относятся:

• предикаты речи, то есть слова, выражения и речевые конструк­ции клиента, используемые им для отражения реальности и формирующиеся на бессознательном уровне;

• глазодвигательные паттерны, то есть движения глазных яблок, наиболее типичные для той или иной субмодальности.

2. Для повышения эффективности процесса консультирования консультант должен хорошо владеть техникой работы с мо­дальностями и знать особенности этой работы. Существуют следующие правила работы с модальностями:

• консультант должен хорошо уметь ориентироваться в поведении клиента с целью распознавания у него ведущей и блокированной модальностей: наблюдать, анализировать проявления клиента в ключе изучения каналов восприятия, опираясь на знания и ха­рактеристики модальностей;

t/ консультант должен обращать внимание на следующее поведение и проявления модальностей клиента:

• предикаты речи, какие слова и выражения использует клиент как в речи вообще, так и в описании себя, своей проблематики, своего физического и психического состояния, например выраже­ние "Это давит на меня, словно какой-то груз" — типичный признак ведущей кинестетической модальности;

• образы, которые формирует клиент, их отличительные осо­бенности, например, если клиент говорит "Я слышу, будто" или "Это было похоже на вспышку молнии", то в первом случае ве­дущей является аудиальная, а во втором — визуальная системы восприятия и отражения;

• невербальные проявления клиента, например движения глаз или характерные для каждой модальности жесты;

• консультант должен уметь ориентироваться в своих модально­стях, понимать, какая из систем у него развита лучше, какая — хуже, уметь переключаться с одной модальности на другую, ес­ли это необходимо в терапевтических целях;

• консультант может использовать свои модальности для выра­жения эмпатии клиенту, для терапевтического воздействия. Для этого ему необходимо уметь читать сигналы своих модально­стей, интерпретировать их, чтобы на основе своих модально­стей научиться понимать проблематику клиента.

В процессе консультирования психолог может использовать модальности клиента для решения различных задач, среди кото­рых можно выделить следующие:

• установление и поддержание раппорта (контакта) с клиентом;

• диагностика проблемы и общего состояния клиента, понимание проблематики и личности клиента;

· терапевтическое воздействие.

При установлении раппорта консультант должен:

• строить свое поведение и речь в соответствии с используемой клиентом модальностью;

• обращать внимание на предикаты речи, посредством которых клиент выражает свое восприятие мира, и использовать в своей речи те оке схемы;

• обращать внимание на невербальные проявления клиента и под­страиваться под них, используя такую же схему поведения;

• ориентироваться на сигналы своих модальностей и использовать их для проявления эмпатии.

При диагностике и понимании проблематики клиента консуль­танту следует:

• обращать внимание на то, как развиты модальности клиента, какая из них является ведущей, а какая - подавленной, из ка­кой модальности клиент говорит чаще всего, а какую вообще не употребляет;

• проанализировать связь проблемы, конфликта или затруднения клиента с его модальностями, пронаблюдать, в какой из модаль­ностей может находиться проблема;

• обратить внимание на паттерны поведения, речь, невербальные и эмоциональные проявления клиента, чтобы понять, как и где именно проявляется проблема или затруднение клиента и как это влияет на него;

• обратить внимание на свои ощущения и то, как сам консуль­тант, находясь в эмпатической связи и глубоком контакте с клиентом, реагирует на проблемы клиента, из какой модально­сти к нему поступает наибольшее количество сигналов и ин­формации;

• обратить внимание на общее физическое состояние, например у кинестетиков часто проблема выражается на соматическом уровне;

• обратить внимание на связь ведущей или подавленной модально­сти и способы взаимодействия клиента и построение отношений с окружающими, если локус его жалобы лежит в области взаи­моотношений со средой, например жалоба клиента на непо­нимание со стороны близкого человека может быть проин­терпретирована с точки зрения преобладания у них разных модальностей;

• использовать специально разработанные методы экспресс-диаг­ностики ведущей модальности.

При терапевтическом воздействии целями консультанта являются:

• подведение клиента к осознанию своих модальностей и умению читать и понимать их сигналы;

• расширение набора модальностей клиента, реабилитация подав­ленных модальностей с целью расширения способов функцио­нирования в среде;

• формирование умения читать и понимать модальности других людей с целью более адаптивного взаимодействия с ними.

В терапевтическом взаимодействии с модальностями клиента консультант может использовать следующие способы работы:

• основной способ работы с модальностью — постепенное изменение одного из параметров восприятия, отслеживая взаимосвязь с эмоциональными изменениями клиента, например на основе спродуцированного клиентом образа менять цвет, яркость, си­лу звука и т. п.;

• усиливать или уменьшать остроту ощущений от работы с обра­зом клиента в зависимости от того, какова цель вмешательст­ва — снизить негативное влияние проблемы или создать ресурсность личности;

• с помощью специально разработанных приемов и упражнений вводить клиента в разные модальности, двигать " клиента в его каналах восприятия и отражения, провоцируя на проживание различных состояний в различных модальностях;

• создание образов в ведущей системе клиента (аудиальные, визу­альные, кинестетические образы) и последующая работа с ними:

• перемещение образов из одной системы в другую;

• работа с качественными характеристиками образов;

• применять ассоциированное или диссоцированное восприятие в работе с модальностью в зависимости от целей консультирова­ния и особенностей проблематики клиента.

Ассоциированное восприятие способствует усилению пережива­ний и ощущений, так как предполагает нахождение клиента внутри созданного им визуального, кинестетического или аудиального образа, поэтому часто используется как инструмент для формирования ресурсности личности.,

Диссоциированное восприятие направлено на снижение пережи­ваний, так как клиент занимает позицию наблюдателя и участ­вует в восприятии как бы со стороны, отстранение, поэтому такое восприятие часто используется для работы с негативными переживаниями и ситуациями и они как бы выталкиваются во­вне, за пределы личности и восприятия клиента.

Используя методы ассоциации/диссоциации или метод усиле­ния/уменьшения образа, консультант может способствовать клиенту в решении многих проблем, например:

• в принятии решений, когда происходит проработка сомнений и неуверенности и усиление ресурсов личности для принятия важного решения;

Наши рекомендации