Диагностика творческих способностей детей старшего школьного возраста

Старший школьный возраст является благоприятным временем для подобной работы. Это связано со многими психологическими особенностями данного возраста. Старший школьник отличается естественной гибкостью восприятия, мышления, поведения, стремлением освободиться от стереотипов и стремлением к оригинальности. У старшеклассников велика тяга ко всему новому, необычному, нестандартному, правда, это стремление чаще всего носит неосознанный характер. Кроме того, в этом возрасте формируется “внутренняя позиция" личности, обуславливающая определенную структуру ее отношения к действительности, к окружающим и к самому себе. Личность старшеклассника еще окончательно не сформирована и открыта позитивным изменениям. Причем важное место в развитии личности в этом возрасте занимает фактор самовоспитания. Старший школьник осознанно может ставить перед собой задачи, выполнять их, то есть целенаправленно воздействовать на формирование собственных личностных качеств. Все это является хорошей базой для развития креативности личности.

Для изучения креативных способностей старших школьников мною взята выборка из 10 человек (2 мальчика и 8 девочек), учащихся 9, 10 и 11 классов в возрасте от 15 до 16 лет. Для изучения креативных способностей была разработана следующая диагностическая программа:

Название методики, автор Цель методики Исследуемый критерий

Творческий тест Торранса (вербальный) Исследование творческой одаренности детей. Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления

ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ ДЖОНСОНА. Изучение уровня развития творческого мышления Творческое самовыражение

ТЕСТ ДЖ. ГИЛФОРДА И М. САЛЛИВЕНА "ИСТОРИИ С ЗАВЕРШЕНИЕМ" Оценка социального интеллекта Измерение фактора познания результатов поведения

§ 2.2 Анализ результатов исследования креативности старших школьников

Таблица 1. Опросник креативности Джонсона

№ п/п Имя Возраст Баллы Уровень креативности

1 Алёна Б. 15 36 Очень высокий

2 Евгения К. 16 28 Высокий

3 Светлана Б. 16 27 Высокий

4 Максим Б. 16 20 Нормальный, средний

5 Артём М. 16 25 Нормальный, средний

6 Ирина М. 16 22 Нормальный, средний

7 Ирина А. 15 22 Нормальный, средний

8 Александра Д. 15 28 Высокий

9 Елена З. 15 30 Высокий

10 Юлия К. 15 28 Высокий

Рис.1

В результате проведения данного опросника было выявлено, что у современных старшеклассников преобладает высокий и очень высокий уровень креативности.

Таблица 2. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена "Истории с завершением"

№ п/п Имя Возраст Баллы Оценка по тесту

1 Алёна Б. 15 6 понижена

2 Евгения К. 16 8 понижена

3 Светлана Б. 16 9 понижена

4 Максим Б. 16 7 понижена

5 Артём М. 16 12 средневыборочная норма

6 Ирина М. 16 4 чрезвычайно низкая

7 Ирина А. 15 13 повышена

8 Александра Д. 15 14 высокая

9 Елена З. 15 13 повышена

10 Юлия К. 15 14 высокая

Рис.2

В ходе проведения данной методики было выявленно, что показатели социального интеллекта значительно сниженны и только небольшой процент старшеклассников имеет показатели выше норма или в ее пределах.

Таблица 3. Творческий тест Торренса (вербальный)

№ п/п Имя Возраст Баллы

1 Алёна Б. 15 102,8

2 Евгения К. 16 112,3

3 Светлана Б. 16 123,5

4 Максим Б. 16 132,5

5 Артём М. 16 126,3

6 Ирина М. 16 94,2

7 Ирина А. 15 93,4

8 Александра Д. 15 138,6

9 Елена З. 15 93,7

10 Юлия К. 15 173,1

Рис.3

Проведя тест, было выявлено, что основной процент детей имеют весьма высокие показатели творческой одаренности. Способны креативно мыслить и решать поставленные задачи в короткие сроки и нестандартными способами.

Но все-таки есть учащиеся, имеющие средний показатель уровня креативности, которым следует развивать умение творчески мыслить, импровизировать, проявлять инициативу и стремление к достижению наилучших результатов. Отсюда следует, чтобы воспитать гармоничную личность необходимо развивать творческие способности и умение нестандартно подходить к решению любой проблемы.

§ 2.3 Комплекс игр и упражнений на развитие креативности

Данная программа рассчитана на пять дней. Основными целями являются развитие креативности, сосредоточенности, мышления и воображения.

Цель программы: развитие у старших школьников творческих способностей

Задачи программы:

1. Разработать комплекс игр и упражнений направленный на развитие креативности старших школьников.

Формы и методы проведения:

Название занятия (номер занятия) Цель занятия Игры, упражнения, этюды входящие в занятия Время отведенное на каждое занятие

"Знакомство"

развитие творческого мышления и умения сосредоточиться, а так же креативности

Упражнение "Сочинитель"; Упражнение "Творческое озарение"; Упражнение "Рифмуем имена" 30 минут

"Выявление креативности" развитие креативности. мышления Упражнение "Творческое озарение"; Упражнение "Завяжи шнурок"; Упражнение "Прочти текст" 30 минут

"Немного поговорим" развитие креативности, мышления, развитие воображения и творческих способностей. Упражнение "Рассказ"; Упражнение "Придумай"; Упражнение "Заголовки" 30 минут

"Капелька творчества" развитие креативности Игра "К счастью. К сожалению. "; Упражнение "Превращения"; Упражнение "Заглавная буква" 30 минут

"Заключение" Стимулировать появление творческих идей, проба оригинальности мышления Упражнение "Поставь точку"; Упражнение-активатор "Апельсин"; Игра "Поиск общих свойств" 30 минут

Заключение

Воспитание подрастающего поколения составляет важную задачу любой социальной системы. Но в развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения.

Важнейшим элементом культуры и цивилизации человечества является творчество, а предпосылкой творчества является креативность, которая в современном мире расценивается как личностная способность к творчеству.

Необходимость учитывать в воспитании поколений креативности очевидна, ведь универсальный потенциал креативности может быть реализован как на путях созидания, так и на путях разрушения. Среди современных технических устройств практически нет таких, которые не могли бы использоваться во вред человеку, хотя многие, и разрабатывались, казалось, лишь для его блага.

Пути и судьбы творческого потенциала определяются, прежде всего, тем, как личность обращается со своим творческим потенциалом. Особенности личности могут стать непреодолимой преградой для реализации даже самого грандиозного творческого потенциала, но сильная и внутренне богатая личность может и в какой-то мере компенсировать недостаток одаренности. Так, в американских исследованиях креативности встречается такая характеристика знаменитого писателя первой половины ХХ века Томаса Вулфа "гений без таланта".

Анализ жизненного пути выдающихся творцов все больше приводит исследователей к выводу о том, что труд, обучаемость и увлеченность своим делом играют более важную роль, чем собственно одаренность. Креативность это всего лишь фактор личности, совершенно не гарантирующий её успех, но при определённых условиях она может привести к грандиозным достижениям. И в целом трудно не согласиться с Богоявленской, которая писала: "когда мы говорим о великих творцах, мы говорим и о великих личностях". Поэтому не стоит разделять эти три понятия (личность, креативность, творчество), а необходимо найти их взаимодействие, гармонию, как в воспитании наследуемых поколений, так и в воспитании самих себя.

Литература

1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. - № 1. - 2003.

2. Арнаудов М. Психология литературного творчества. - М.: Прогресс, 2005.

3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 2002.

4. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии, 2003.

5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 2003.

6. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. - М.: Мир, 2005

7. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. - М.: Искусство, 2003.

8. Григоренко Е.А., Кочубей Б.И. Исследование процесса выдвижения и проверки гипотез близнецами // Новые исследования в психологии. - 2002.

9. Грузенберг СО. Психология творчества. - Минск, 2005.

10. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность 2005

11. Психологический журнал. - 2004. - № 4.

12. Л.Д. Столяренко "Основы психологии" издание третье, переработанное и дополненное. "Феникс" Ростов-на-Дону, 2000 г.

13. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - СПб., 2004

14. Лук А.Н. Проблемы научного творчества / Сер. Науковедение за рубежом. - М., ИПИОН АН СССР, 2004.

15. Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены // Общественные науки за рубежом.Р.Ж. Сер. Науковедение. - 2004

16. Парандовский Я. Алхимия слова. - М.: Правда, 2003.

17. Перна И.Я. Ритмы жизни и творчества. - Л., 2001.

18. Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. - М.: Наука, 2005.

19. Психологическая диагностика. Учебник для вузов.3-е издание переработанное и дополненное. Под редакцией М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. Издательство: "Питер", 2003 г.

20. "Практическая психодиагностика. Методики и тесты" Учебное пособие. Редактор-составитель - Д.Я. Райгородский. Издательский дом "БАХРАХ-М" Самара 2001 г.

21. Развитие и диагностика способностей // Под ред.В.Н. Дружинина и В.В. Шадрикова. - М.: Наука, 2005.

22. Рудкевич Л.А., Рыбалко Е.Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2004.

23. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Москва; Томск, 2004.

24. Хоровитц Ф.Д., Байер О. Одаренные и талантливые дети: состояние проблемы и направления исследований // Общественные науки за рубежом. Р.Ж. Серия Науковедение, 2005.

25. Эллиот П.К. Префронтальная область коры больших полушарий головного мозга как организатор волевых действий и ее роль в высвобождении творческого потенциала человека // Общественные науки за рубежом.Р.Ж. Сер. Науковедение. - 2004

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

26. http://www.twirpx.com/files/

27. http://nkozlov.ru/tests_fan/d2725/

28. http://goleva. ucoz.ru/publ/8-1-0-59

Приложение

Приложение №1

Опросник креативности Джонсона.

Возможные оценочные баллы:

1 - никогда, 2 - редко, 3 - иногда, 4 - часто, 5 - постоянно.

Текст опросника

Контрольный список характеристик креативности

Творческая личность способна:

1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).

2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).

3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).

4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).

5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).

6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).

7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность)

8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).

Лист ответов

Дата_________________

Школа_______________

Класс________________

Возраст______________

Респондент (Ф.И.О.) _______________________ (заполняющий анкету)

Соответствие суммы баллов уровням креативности

(по “Опроснику Джонсона”)

Уровень креативности Сумма баллов

Очень высокий 40-34

Высокий 33-27

Нормальный, средний 26-20

Низкий 19-15

Очень низкий 14-8

Приложение № 2

1. Вводная такая: исходная ситуация

Выберите логичное завершение ситуации:

2. Вводная такая: исходная ситуация

3. Вводная такая: исходная ситуация

Выберите логичное завершение ситуации:

4. Вводная такая: исходная ситуация

Выберите логичное завершение ситуации:

5. Вводная такая: исходная ситуация

Выберите логичное завершение ситуации:

6. Вводная такая: исходная ситуация

Выберите логичное завершение ситуации:

7. Вводная такая: исходная ситуация

Выберите логичное завершение ситуации:

8. Вводная такая: исходная ситуация

Выберите логичное завершение ситуации:

1. Вводная такая: исходная ситуация

Выберите логичное завершение ситуации:

10. Вводная такая: исходная ситуация

Выберите логичное завершение ситуации:

11. Вводная такая: исходная ситуация

Выберите логичное завершение ситуации:

12. Вводная такая: исходная ситуация

Выберите логичное завершение ситуации:

13. Вводная такая: исходная ситуация

Выберите логичное завершение ситуации:

14. Вводная такая: исходная ситуация. Выберите логичное завершение ситуации:

Приложение №3

Творческий тест Торренса (вербальный)

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)

Задача

Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.

Инструкция для испытуемого

Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать? Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста - 3 мин. При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

Оценивание

Результаты выполнения теста оценивались в баллах.

Имеются три показателя.

1) Беглость ( беглость воспроизведения идей) - суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

Б = n.

Б - беглость, n - число уместных ответов.

Следует обратить особое внимание на термин "уместные ответы". Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, - очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.

2) Гибкость - число классов (категорий) ответов.

Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, ответы типа: "из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку" и т.д. относятся к одной категории - создание поделок и игрушек.

Категории ответов

1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).

2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).

3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).

4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).

5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).

6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).

7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).

8. Сдача в макулатуру.

9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).

10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).

11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).

12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).

Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз.

Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке).

За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком.

За одну категорию начисляется 3 балла.

Г = 3 m.

Г - показатель гибкости, m - число использованных категорий.

3) Оригинальность - число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек.

Один оригинальный ответ - 5 баллов.

Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

0р = 5 k.

0р - показатель оригинальности, k - число оригинальных ответов.

Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае предлагается проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.

Т 1 = Б 1 + Г 1 + Ор 1 = n + 3 m + 5 k.

Т 1 - суммарный показатель первого субтеста, Б 1 - беглость по 1 субтесту, Г 1 - гибкость по 1 субтесту, Ор 1 - оригинальность по 1 субтесту, n - общее число уместных ответов, m - число категорий, k - число оригинальных ответов.

Субтест 2. Последствия ситуации

Задача

Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Инструкция для испытуемого

Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Время выполнения субтеста - 3 минуты.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах.

Имеются два показателя.

1) Беглость ( беглость воспроизведения идей) - общее число приведенных последствий.

1 ответ (1 следствие) - 1 балл.

Б = n.

2) Оригинальность - число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке 30-40 человек). 1 оригинальный ответ - 5 баллов.

0р = 5 k.

0р - показатель оригинальности, k - число оригинальных ответов.

Т 2 = n + 5 k.

Т 2 - суммарный показатель второго субтеста.

Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.

Субтест 3 Выражение

Задача

Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

Инструкция для испытуемого

Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы).

Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: "Веселый мальчик смотрит кинофильм".

А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами.

Время выполнения субтеста - 5 минут.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.

1) Беглость - число придуманных предложений (n).

1 предложение - 1 балл.

Б = n.

2) Гибкость - число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: "веселый, весело".

1 слово - 0,1 балла.

Г = 0,1 m.

Г - показатель гибкости, m - число слов, используемых один раз.

3) Оригинальность

Подсчитывается число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек.

Одно оригинальное предложение - 5 баллов.

Ор = 5 k.

Ор - показатель оригинальности, k - число оригинальных предложений.

Т 3 = n + 0,1 m + 5 k.

Т 3 - суммарный показатель третьего субтеста

Субтест 4. Словесная ассоциация

Задача

Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Инструкция для испытуемого

Найди как можно больше определений для слова "книга". Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? Время выполнения субтеста - 3 минуты.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.

1) Беглость - суммарное число приведенных определений (n).

Одно определение - 1 балл.

Б = n.

Б - показатель беглости.

2) Гибкость - число категорий ответов.

Одна категория - 3 балла.

Г = 3 m.

Г - показатель гибкости, m - число категорий ответов.

Категории ответов 1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).

2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).

3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).

4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).

5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).

6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).

7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).

8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).

9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).

10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).

11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).

12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).

Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз. Максимальный балл - 12 x 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.

Г = 3 m.

Г - показатель гибкости, m - число категорий.

3) Оригинальность - число оригинальных определений.

Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз на выборке в 30-40 человек.

Одно оригинальное определение - 5 баллов.

0р = 5 k.

Ор - показатель оригинальности, k - число оригинальных определений.

Т 4 = n + 3 m + 5 k.

Т 4 - суммарный показатель четвертого субтеста.

Субтест 5. Составление изображений

Задача

Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Инструкция для испытуемого

Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

В первом квадрате нарисуй лицо, во втором - дом, в третьем - клоуна, а в четвертом - то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.

Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания - лампа.

Время выполнения всех рисунков - 8 минут.

Длина стороны квадрата - 8 см (для тестового бланка).

Оценивание

Оценивание производится по двум показателям.

1) Беглость - гибкость. В данном показателе учитываются:

n 1 - число изображенных элементов (деталей);

n 2 - число использованных категорий фигур (из 4 заданных), n 2 изменяется от 0 до 4.

Одна деталь - 0,1 балла.

Один класс фигур - 1 балл.

n 3 - число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии).

Однаошибка - 0,1 балла.

Б4 i=1 = (0,1n 1i + n 2i - 0,1 n 3i)

Б - беглость, i - номер рисунка (от 1 до 4).

Баллы Б суммируются по четырем рисункам.

2) Оригинальность

k 1 - число оригинальных элементов рисунка.

Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга.

Один оригинальный элемент - 3 балла.

В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.

k 2 - оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборку в 30-40 человек.

k 2 может принимать значения 0 или 1.

За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку)

0 р 4 i=1 = 5 k + k 1i.

Ор - оригинальность, i - номер рисунка (от 1 до 4).

Т 5 = Б + 0р.

Т 5 - суммарный показатель пятого субтеста, Б - беглость, 0р - оригинальность.

Субтест 6. Эскизы

Задача

Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.

Инструкция для испытуемого

Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку.

Время выполнения задания - 10 минут.

Тестовый бланк - это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга - 1,5 см.

Оценивание

Проводится по трем показателям:

1) Беглость - число адекватных задаче рисунков.

Один рисунок - 1 балл.

Б = n

n - число рисунков (изменяется от 0 до 20).

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал - круг.

2) Гибкость - число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию.

Одна категория - 3 балла.

Г = 3m.

m - число категорий.

Категории ответов

1. Война (военная техника, солдаты, взрывы).

2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).

3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.

4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).

5. Игрушки, игры (любые).

6. Космос (ракета, спутник, космонавт).

7. Лицо (любое человеческое лицо).

8. Люди (человек).

9. Машины. Механизмы.

10. Посуда.

11. Предметы домашнего обихода.

12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).

13. Растения (любые - деревья, травы, цветы).

14. Спортивные снаряды.

15. Съедобные продукты (еда).

16. Узоры, орнаменты.

17. Украшения (бусы, серьги, браслет).

Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.

3) Оригинальность

Оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке в 30-40 человек).

Один оригинальный рисунок - 5 баллов.

Ор = 5 k.

Ор - показатель оригинальности, k - число оригинальных рисунков.

T 6 = n + 3 m + 5 k.

Т 6 - суммарный показатель шестого субтеста.

При подсчете баллов по шестому субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись.

У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках, и подписать названия к рисункам. В основном это относится к возрастной группе 5-7 лет.

Субтест 7. Спрятанная форма

Задача

Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.

Инструкция для испытуемого

Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке? Время выполнения субтеста - 3 минуты.

Тестовые стимульные: всего четыре различных рисунка. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:

1) Беглость - суммарное число ответов (n).

Один ответ - 1 балл.

Б = n.

2) Оригинальность - число оригинальных, редких ответов. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке в 30-40 человек.

Один оригинальный ответ - 5 баллов.

0р = 5 k.

Ор - оригинальность, k - число оригинальных, редких ответов.

T 7 = n + 5 k.

Т 7 - суммарный показатель седьмого субтеста.

Приложение 4 (коррекционная программа)

Упражнение "Творческое озарение"

Цель : развитие творческого мышления и умения сосредоточиться.

На протяжении двух минут, используя 14 слов (тренер сам подбирает заранее слова, набор слов может меняться в связи с целями и задачами тренинга), придумайте связный рассказ. Можно ставить слова из списка в любом порядке, а также добавлять любые другие слова.

Упражнение "Сочинитель"

Цель : развитие речи, словаря детей, мышления и креативности. Можно использовать в качестве ледокола на тренинге у взрослых.

Ход проведения : Даны три слова. Например, стол, арбуз, вагон. Необходимо придумать как можно больше предложений, в каждом из которых были бы использованы все три слова. Слова можно изменять любым способом.

Упражнение "Рифмуем имена"

Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: "Меня зовут…"

Пример:

- Меня зовут Никита, меня любят москиты!

- Меня зовут Нина, я пришла из магазина!

- Меня зовут Саша, у меня сгорела каша!

- Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!

- Меня зовут Рита, в огороде все полито!

Упражнение "Творческое озарение"

Цель : развитие творческого мышления и умения сосредоточиться.

На протяжении двух минут, используя 14 слов (тренер сам подбирает заранее слова, набор слов может меняться в связи с целями и задачами тренинга), придумайте связный рассказ. Можно ставить слова из списка в любом порядке, а также добавлять любые другие слова.

Упражнение "Завяжи шнурок"

Цель : развитие креативности.

За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их.

Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку. и т.д.

Время проведения и обсуждения результатов - 10 минут.

Упражнение "Прочти текст"

Предлагается читать связный текст с пропусками букв. Вначале в тексте пропадает по одной букве, потом по две, далее по три.

Чем сообразительнее человек, тем дольше он сможет читать этот текст, несмотря на пропуски. Ему в этом поможет контекст.

Упражнение "Рассказ"

Цель : развитие креативности, мышления.

Участникам предлагается составить рассказ из названий кино или видеофильмов.

Упражнение "Придумай"

Возраст : младший школьный, подростковый.

Ребятам предлагают придумать новое применение предметам:

- пустой консервной банке,

- дырявому носку,

- лопнувшему воздушному шарику,

- перегоревшей лампочке,

- пустому стержню от ручки.

Упражнение "Заголовки"

Возраст : младший школьный, подростковый.

Ребятам предлагается составить рассказ из вырезанных газетных заголовков на время.

Игра "К счастью. К сожалению. "

Цель : развитие воображения и творческих способностей.

Время проведения : 30 минут.

Материалы : маленький мячик.

Игрокам предстоит сочинять рассказ. Каждый участник придумывает свое предложение, которое обязательно должно начинаться словами "К счастью" или "К сожалению" (попеременно).

Тот, кто готов быть первым, получает мяч. Закончив предложение, он передает мяч другому участнику, и история продолжается.

Длина истории не установлена заранее. Любой игрок может принять решение закончить ее, если сочтет это нужным.

Игру можно проводить по-разному. Вы можете сами начать ее или дать мяч тому игроку, который, по вашему мнению, готов проявить инициативу. Если Вы хотите придать членам группы больше уверенности, то можете поинтересоваться, есть ли у них на примете какие-то темы, вокруг которых можно было бы разворачивать историю.

Возможные варианты:

- Группа затерялась на необитаемом острове.

- Одиссей попадает на Красную площадь.

- Вася и Маша открывают магазин игрушек.

- Мальчик влюбился в девочку.

- Двое родителей спорят из-за подарков сыну (дочери) на день рождения.

Упражнение "Превращения"

Цель : развитие креативности.

Для развития технического интеллекта очень полезно представлять себе конструкцию различных машин и приборов, а также принципы их работы. Предлагаем вам новое и эффективное упражнение. Если вы не знаете, каков принцип работы того или иного прибора - просто придумайте его!

1. Представьте себе, что вы - это лист бумаги, вот-вот готовый отправиться в копировальный аппарат. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.

2. Представьте, что вы - бензин в бензобаке автомобиля, поступающий в двигатель. Вы превращаетесь во взрывную силу и движете автомобиль. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.

3. Представьте, что вы - сигнал, излучаемый передатчиком местной телестанции. Закрыв глаза, максимально подробно представьте себе ваш путь от антенны передатчика до превращения в картинку на телеэкране.

4. Представьте, что вы превратились в собственный голос и совершаете путь от вашей телефонной трубки через спутник связи в телефонную трубку вашего друга, находящегося на противоположном конце планеты. Закрыв глаза, представьте себе свое путешествие как можно детальнее.

Упражнение "Заглавная буква"

Чтобы стимулировать появление творческих идей, нужно научиться выискивать ассоциации в обычном потоке мыслей.

Это упражнение можно выполнять в любом месте, в любое время, с любой буквой!

Начнем с буквы Ж. На протяжении трех минут запишите как можно больше слов, начинающихся с буквы Ж.

Время проведения : 10-15 минут.

Упражнение "Поставь точку"

Цель : проба на оригинальность мышления.

Задание : Вот вам лист бумаги с нарисованном на нем кругом. Поставьте точку, где хотите! (и никаких дополнительных комментариев).

Оценка : По степени возрастания оригинальности мышления точка располагается так: в центре круга, на этой же стороне листа, но в центре круга, на другой стороне листа, на срезе листа (на его грани).

Упражнение-активатор "Апельсин"

Перекидывая друг другу мячик, давать любые возможные определения апельсину.

Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.

Игра "Поиск общих свойств"

Ребятам предлагаются два слова, мало связанные между собой.

Например: блюдо и лодка, карандаш и уголь, мел и мука, матрешка и конструктор, консервная банка и чашка и т.д.

Наши рекомендации