Коррекция и развитие эмоциональной сферы
В дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми и разнообразными видами деятельности, изменяется и усложняется общение его с другими людьми, он активно познает окружающий мир и самого себя. Все это окрашено яркими переживаниями ребенка. Он еще мал, чтобы воспринимать мир разумно, рационально осмысливая его. Многое усваивается дошкольником через эмоциональную сферу. Истоки нравственных форм поведения ребенка лежат в положительных переживаниях одобрения такого поведения взрослым. Переживание успеха в деятельности приводит к тому, что дошкольник стремится продолжить, усложнить эту деятельность, будь то игра, рисование, конструирование или дежурство по уголку природы. Роль эмоций и чувств в развитии дошкольника трудно переоценить. Нельзя забывать и тот непреложный факт, что дошкольный возраст является сензитивным для формирования эмоциональной сферы. Чувства не развиваются сами по себе. Ведущее влияние на их становление оказывают условия жизни и воспитания ребенка.
Выделяются основные направления в развитии эмоциональной сферы дошкольника. Прежде всего усложняется ее содержание, импрессивная сторона эмоций и чувств, формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка.
Ребенок будет успешно развиваться только тогда, когда у него будет создано бодрое, жизнерадостное настроение. Ласка и внимание — вот главные источники, питающие, поддерживающие детскую радость. Заботливое отношение к ребенку помогает развитию у него оптимизма, уверенности в своих силах, активности.
В период, дошкольного детства у ребенка формируются многие высшие чувства. Уже в первые три года жизни появляются такие чувства, как любовь и привязанность к близким, сопереживание, чувство любознательности, гордости, стыда. В дошкольном возрасте становятся более глубокими чувства гордости и самоуважения. Эти чувства являются одним из эмоциональных компонентов самооценки ребенка, становятся мотивами его поведения. Бывает, однако, и так, что эти чувства заслоняют от ребенка другого человека. Тогда появляется себялюбие, эгоизм, т. е. стремление сохранять за собой право быть уважаемым всеми, не имея при этом обязанностей по отношению к другим.
Г. М. Бреслав48 к эмоциональным нарушениям в дошкольном возрасте относит: 1) отсутствие эмоциональной децентрации — ребенок не способен переживать ни в реальной ситуации, ни при прослушивании литературных произведений; 2) отсутствие эмоциональной синтонии — ребенок не способен откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего близкого или симпатичного; 3) отсутствие специфического феномена эмоциональной саморегуляции — ребенок не испытывает вины, связанной с новым этапом самосознания («Это я сделал») и способностью эмоционально возвращаться в прошлое.
К важным особенностям дошкольного возраста можно отнести то обстоятельство, что многие неблагоприятные характеристики ребенка носят латентный, скрытый характер.
Ю. М. Миланич49 детей с эмоциональными нарушениями разделяет на три группы. В первую входят дети с выраженными внутриличностными конфликтами. Родителями и педагогами у этих детей отмечаются тревожность, необоснованные страхи, частые колебания настроения. Вторую группу составляют дети с межличностными конфликтами. Эти дети отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, раздражительностью, агрессивностью. Третью группу составляют дети как с внутриличностными, так и с межличностными конфликтами. Для них характерны эмоциональная неустойчивость, раздражительность, агрессивность, с одной стороны, и обидчивость, тревожность, мнительность и страхи — с другой стороны. В первой группе преобладают девочки, во второй и третьей — мальчики. С возрастом (от 4,5 до 6-7 лет) количество детей в 1 и 3 группах, повышается, а во 2 группе —уменьшается. Из всего массива обнаруженных эмоциональных нарушений Ю. М. Миланич выделяет три группы:
1) острые эмоциональные реакции, окрашивающие конкретные эмоциональные конфликтные для ребенка ситуации: агрессивные, истерические, протестные реакции, а так же реакции страха и чрезмерной обиды;
2) напряженные эмоциональные состояния - более стабильные во времени надситуативные негативные переживания: мрачность, тревожность, подавленное настроение, боязливость и робость;
3) нарушение динамики эмоциональных состояний: аффективная взрывчатость и лабильность (быстрые переходы от положительных эмоций к отрицательным и
_______________________________
48 Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005.
49 Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001.
наоборот). Классификация автора условная. В картине эмоционального неблагополучия дошкольника, выделенные нарушения могут сочетаться и взаимообусловливать друг с друга.
Поступление в школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Характеристикам детей этого возраста присущ отрицательно эмоциональный фон. Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется50:
1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности, эмоциями;
2) непосредственность и открытостью своих переживаний — радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
3) готовностью к аффекту страха, в процессе учебной деятельности ребенок переживает страх как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможности справиться с заданием, школьник ощущает угрозу своему статусу в школе и дома;
4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к кратковременным бурным аффектам;
5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;
6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются: мимика других часто воспринимается неверно, так же как и истолкование чувств окружающих, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции, чувства радости и страха, в отношении которых у детей уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции.
Коррекция эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников должна включать в себя организацию совместных форм игровой и продуктивной деятельности ребенка со взрослым, ориентацию ребенка на адекватные способы и средства коммуникации и организацию их усвоения.
Специальные проблемы коррекции составляют такие личностные особенности, как тревожность и неуверенность в своих силах, отражающие повышенную эмоциональную напряженность ребенка, а также конформизм, пассивность, безынициативность.
Повышенная эмоциональная напряженность приводит к снижению активности и устойчивости поведения ребенка в фрустрирующих ситуациях, деструктивному поведению в форме агрессивности или торможения. Для снятия эмоционального напряжения у ребенка, снижения чувства страха, снятия отрицательных эмоций, развитие эмпатийных способностей, коммуникативных навыков и -т;- д. используются специальные подвижные игры.
______________________________
50 Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001.
2.6.1. Игры на разбитие способности выражать и понимать эмоции других51
ТИШЕ!
Цель:развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребенка.
Возраст:3-4 года.
Форма проведения:индивидуальная и групповая.
Ход игры: Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» Этюд выполняется под музыку Б. Берлина «Спящий котенок».
Выразительные движения. Шею вытянуть вперед, указательный палец приставить к сжатым губам, брови поднять вверх.
ЗАКОЛДОВАННЫЙ РЕБЕНОК
Цель:обучение элементам техники выразительных движений.
Возраст:4-6 лет.
Форма проведения:индивидуальная и групповая.
Ход игры:Ребенка заколдовали. Он не может говорить и на вопросы отвечает жестами, показывая рукой на различные предметы и указывая направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.
СОБАКА ПРИНЮХИВАЕТСЯ
Цель:обучение элементам техники выразительных движений: эмоции внимания, интереса. Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое. Коррекция эмоциональной сферы.
Возраст: 4-6 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Охотничья собака, увидев дичь, моментально застывает в напряженной позе. Морда у нее вытягивается вперед, уши навостряются, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный дразнящий запах.
ЛИСИЧКА ПОДСЛУШИВАЕТ
Цель: обучение элементам техники выразительных движений: эмоции внимания, интереса. Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое. Коррекция эмоциональной сферы.
Возраст: 4-6 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
________________________________
51 Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М, И. Буянова. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. Яковлева Н. Я. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб.: «Валерии ПД», 2001.
Выразительная поза: голова наклонена в сторону (слушает, подставляя ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперед, корпус слегка наклонен вперед.
ИДИ КО МНЕ
Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребенка.
Возраст: 3-4 года.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.
Выразительные движения: присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.
ДО СВИДАНИЯ!
Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребенка.
Возраст: 3-4 года.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!»
СПЯЩИЙ КОТЕНОК
Цель: обучение приемам саморасслабления детей с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, навязчивые состояния, истерические реакции, избирательный мутизм, заикание и др.
Возраст: 3-4 года.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик.
Сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).
НОВАЯ КУКЛА
Цель:развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Возраст:3-4 года.
Форма проведения:индивидуальная и групповая.
Ход игры:Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
В зале звучит музыка П. Чайковского «Новая кукла».
Содержание не читается детям, а эмоционально пересказывается предложенная вэтюде ситуация — это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему, с учетом эмоциональных особенностей и проблем каждого конкретного ребенка или группы.
ЛИСЕНОК БОИТСЯ
Цель:развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Возраст:3-4 года.
Форма проведения:индивидуальная и групповая.
Ход игры:Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко.
Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.
Собака лает и хватает за пятки (для детей 3-4 лет). Ребенок гуляет. Мимо на поводке идет собака. Она лает на мальчика и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног.
Во время этюда звучит музыка Г. Фрида «Появление большой собаки».
Содержание не читается детям, а эмоционально пересказывается предложенная в этюде ситуация — это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему, с учетом эмоциональных особенностей и проблем каждого конкретного ребенка или группы.
УЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ
Цель:развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. Формирование моральных представлений, коррекция поведения.
Возраст: 4-10 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры:Каждый ребенок по очереди задумывает эмоцию и показывает ее с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию.
Каждый ребенок выбирает себе одну карточку с изображением какого-либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда...», «Я злюсь, когда...», «Я огорчаюсь, когда...» и т. д.).
Дети вспоминают что-нибудь веселое и стараются выразить это мимикой, жестами, пластикой — всем телом. Наблюдают, как это делают другие.
Дети вспоминают что-нибудь печальное.
Дети вспоминают что-нибудь, вызывающее злость.
ИНТЕРВЬЮ
Цель: расширить круг понимаемых эмоций; развивать способность определять эмоции по графическим изображениям; учить передавать заданное эмоциональное состояние при помощи выразительных движений (мимики и пантомимики); выяснить, с какими цветами у ребенка ассоциируются различные эмоции.
Возраст: 5-10 лет.
Форма игры: групповая.
Ход игры: Взрослый говорит: «Представьте, что каждый из вас стал известным, знаменитым человеком. Все интересуются вашим мнением. Журналист пытается взять у вас интервью и задает вам различные вопросы».
Взрослый берет микрофон и, поочередно подходя к каждому ребенку, предлагает ответить на вопрос или закончить предложение.
Примерные вопросы и незаконченные предложения:
Когда люди смеются?
Что вы чувствуете, когда другие смеются?
Почему?
Что вы делаете, когда рядом кто-нибудь плачет?
Почему?
Люди сердятся, когда...
Люди обижаются, если...
Люди удивляются, когда...
Люди радуются, если...
Детям предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений «иллюстрировать» стихотворение «Бывают чувства разные».
Бывают чувства разные:
Прекрасные, опасные,
Сердечные, забавные,
Сердитые и славные,
Веселые, печальные,
Игральные, молчальные.
Попробуй улыбнуться,
Как клоун на манеже,
И робко потянуться,
Как маленький подснежник.
Попробуй рассердиться,
Как злющая оса.
Попробуй удивиться,
Взглянув на небеса.
Попробуй шею важно,
Как лебедь, выгибать —
Все скажут:
«Он отважный!»
И будут уважать.
ОЖИВЛЯЛКИ
Цель:развитие умения выражать свои эмоции невербально.
Возраст:5-6лет.
Форма проведения:индивидуальная и групповая.
Материал:рисунки детей.
Ход игры:Дети рассматривают рисунки друг друга, а потом один из них пытается изобразить любой из них с помощью мимики и жестов, остальные дети должны угадать, какую картину он показывает.
Интересно, если вариантов будет несколько. Тогда детям можно наглядно объяснить, что одно ито же явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства, но каждый человек имеет право на свое мнение.
2.6.2. Игры на коррекцию негативных эмоциональных переживаний, снятие эмоционального напряжения52
ДИНОЗАВРИКИ
Цель:снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.
Возраст: 3-4года.
Форма проведения:индивидуальная и групповая.
Ход игры:Дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.
Игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется.
ЛОВИ-ЛОВИ!
Цель:снятие эмоционального напряжения.
Возраст:4-5лет.
Форма проведения:индивидуальная и групповая.
Материал: палочка длиной 0,5 м с прикрепленным к ней легким мячиком на яркой ленте.
Ход игры:Выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, ведущий — в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови-лови!». Задача играющих — поймать мяч, который все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников.
Игра сильно возбуждает детей, поэтому ее лучше всего проводить во время прогулки после сна. Ее хорошо использовать, когда необходимо активизировать детей, повысить тонус, снять эмоциональное напряжение, направить их двигательную активность в нужное русло.
ОБЗЫВАЛКИ
Цель: снятие отрицательных эмоций, развитие коммуникативных навыков.
Возраст: 4-5 лет.
Форма проведения: групповая.
Материал:мячик.
Ход игры: Детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т. д.
Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.
Перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.
_______________________
52 Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога — Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ГНЕВА
Цель: отреагирование негативных эмоций.
Возраст: любой.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Материал: мягкий стул или куча подушек.
Ход игры: Подушки, на которые будет вымещаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударять по ним — пластмассовой выбивалкой, бадминтонной ракеткой, просто расслабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.
При ударе из подушки обычно летит пыль, поэтому лучше делать это на улице, а ребенку объяснить, что, выместив свой гнев на подушке, он еще и взрослым помог очистить помещение от пыли.
Игру полезно проводить систематически, так как негативные эмоции постоянно требуют выхода, и лучше, если ребенок выплеснет свой гнев на подушках, чем на окружающих.
Игра полезна взрослым не менее (а иногда и более), чем детям.
ЖУЖА
Цель: отреагирование отрицательных эмоций.
Возраст: 5-6 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Материал: полотенце.
Ход игры: Выбирается ведущий — «Жужа», он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные дети бегают вокруг него, дразнятся, строят рожицы, щекочут его. Когда «Жуже» это надоест, он вскакивает и гоняется за обидчиками, стараясь ударить их полотенцем по спине.
Нужно настроить детей на то, что дразнилки не должны быть обидными. А «Жужа» должен терпеть как можно дольше.
Следующим «Жужей» становится первый из обидчиков, до которого он дотронется.
ШАЛТАЙ-БОЛТАЙ
Цель: снятие напряжения.
Возраст: 5-10 лет.
Форма проведения: групповая.
Ход игры: Здравствуйте, дети! Какие вы сегодня подвижные. Покажите-ка мне, как вы вертелись и шумели. (Дети вертятся и шумят.) Да вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажем еще раз: болтаем руками, ногами, вертим головой.
Шалтай-Болтай
Сидел на стене,
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
(С. Маршак)
Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» наклоняют корпус тела вниз. Все это может показать и сам ведущий.
Ведущий: Смеемся! Еще лучше смеемся. Болтаем руками, ногами, вертим головой. Болтаем руками, ножками, вертим головой, нам очень весело и мы смеемся, смеемся, смеемся! Молодцы! Похлопали ладошками, потрясли руками. Похлопали ладошками. Молодцы!
ИГРА С ПЕСКОМ
Цель: снятие напряжения.
Возраст: 5-10 лет.
Форма проведения: групповая.
Ход игры: Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий.
Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессиленно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.
Упражнение повторить 2-3 раза.
ИГРА С МУРАВЬЕМ
Цель: снятие напряжения.
Возраст: 5-10 лет.
Форма проведения: групповая.
Ход игры: Представьте, что вы в лесу. Сидите на пенечке. Под ногами мягкая трава. На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (вдох).
Прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержать дыхание), движением ноги вперед сбросить муравья с пальцев ног (выдох). Носки вниз, в стороны, расслабьте ноги. Ноги отдыхают.
Упражнение повторить 2-3 раза.