Соматически ослабленные дети и их сопровождение

Соматически ослабленные дети - одна из распространенных «групп риска» в дошкольных образовательных учреждениях, что, оче­видно, связано с интенсивным воздействием ряда неблагоприятных факторов, прежде всего экологических и социально-экономических.

Группа эта разнородна, Т. К. различны причины, вызывающие ослабленность ребенка. Среди этих причин - вредности, действую­щие в период внутриутробного развития и в родах, частые психотрав­мирующие ситуации, гиповитаминозы и др. Однако есть ряд доста­точно характерных признаков (симптомов), объединяющих таких детей.

Прежде всего, это повышенная утомляемость и истощаемость, на фоне которых отмечается раздражительность, эмоциональная неустой­чивость. Настроение чаще пониженное. Ребенок чувствителен к яр­кому свету, громким звукам. Эти особенности приводят к трудностям концентрации внимания, неспособности к длительному физическому и умственному напряжению.

Часто отмечаются более или менее выраженные нарушения веге­тативных функций: головные боли (спонтанные или при переутом­лении и эмоциональном напряжении), повышенная потливость (ги­пергидроз), колебания артериального давления и др. Характерны снижение аппетита и беспокойный сон. Распространена метеочув­ствительность.

Отмечаемые в разных сочетаниях, описанные признаки представ­ляют собой так называемый астенический синдром. Проявления ас­тенического синдрома наряду с невротическими переживаниями ре­бенка, чаще вызываемыми психотравмирующими ситуациями и режимом запретов и ограничений, в условиях которого ребенок чув­ствует себя «не таким, как все», накладывают отпечаток на его адап­тационные возможности.

Трудности в адаптации -'нарушения функций приспособления, возникающие в ответ на изменение привычного уклада жизни (пере­езд на другое место жительства, переход в другие условия со сменой социальных ролей - например, в другой детский сад, изменение типа или структуры внутрисемейных отношений - развод родителей, утрата родных и близких). Такие и им подобные события требуют от ребенка психологического напряжения и без необходимой подготов­ки к возможным переменам превращаются в психогенные факторы, приводящие к развитию ответных реакций дезадаптации. И эти ре­акции наиболее тесно связаны по времени возникновения и по со­держанию переживаний с психотравмирующими ситуациями имен­но у детей раннего и дошкольного возраста.

Картина дезадаптационных нарушений охватывает соматовегета-тивный уровень (нарушения аппетита, сна, расстройства функций

отдельных органов и систем) и эмоционально-волевую сферу (сни­жение настроения, капризность, страхи и др.). Возможны наруше­ния поведения (агрессивные и асоциальные поступки), состояния тревожности и беспокойства и ряд других патологических проявле­ний. Все это затрудняет и общение ребенка в коллективе сверстни­ков и педагогов, закономерно накладывая негативный отпечаток на его развитие.

Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям ДОУ Небла­гоприятные проявления могут варьировать от форм кратковремен­ного отрицательного эмоционального состояния с ухудшением сна, аппетита, способности к контактам с другими детьми до тяжелых, протекающих со стойкими нарушениями поведения, граничащими с преневротическими состояниями и/или соматическими (в Т. Ч. пси­хосоматическими) заболеваниями. Степень выраженности патоло­гических проявлений при этом во многом зависит ОТ двух групп фак­торов.

Первая группа состоит из факторов, которые требуют учета со сто­роны службы сопровождения, но не могут быть полностью устране­ны или в значительной степени скорректированы. Среди них:

1) состояние здоровья и уровень развития ребенка;

2) возраст ребенка;

3) факторы анамнеза: биологические (например, токсикозы и за­болевания матери во время беременности, осложнения в ро­дах, заболевания ребенка в постнатальном периоде развития) и социальные (отсутствие соответствующего возрасту режима сна, бодрствования, активности, питания, неблагоприятный социально-психологический климат в семье, имеющийся у ре­бенка опыт посещения дошкольных образовательных учреж­дений и др.).

Вторая группа факторов подконтрольна службе сопровождения и характер их воздействия напрямую зависит от ее деятельности. В их числе социально-психологический климат в учреждении, степень квалификации сотрудников ДОУ, уровень тренированности адапта­ционных возможностей ребенка (наличие или отсутствие закалива­ния, характер питания, уровень сформированности качеств социаль­ной зрелости - коммуникативной культуры, характера поведения и многое другое).

Однако, поведенческие нарушения в период адаптации (а по окон­чании его и на протяжении дальнейшего обучения и воспитания) тре­буют дифференциации. Нельзя требовать от ребенка, чтобы его поведение было всегда оптимальным. Незрелость мозга и несовер­шенство функций приводят к определенной неустойчивости поведения, естественной для ребенка дошкольного возраста. Так, будучи увлеченным игрой, ребенок может не сразу ответить на предложение идти есть или спать. Он может заплакать, если у него забирают иг­рушку или уводят от детей, с которыми он играл. Когда ребенок утом­лен, он может расстроиться от незначительного порицания или не­удачи в каком-либо занятии. Но такие реакции кратковременны, непостоянны, и причину их возникновения всегда легко объяснить.

Поведение ребенка можно считать неадекватным в там случае, когда он часто и необоснованно находится в отрицательном эмоцио­нальном состоянии и его реакции препятствуют оптимальному удов­летворению его собственных биологических и психологических по­тре6ностей либо мешают нормальной жизни окружающих детей и взрослых.

К неадекватным реакциям относятся (Р В. Тонкова-Ямпольская и соавт., 1981):

· упрямство как отказ подчиниться обоснованным требованиям взрослых (например, ребенок отказывается идти есть или спать, хотя он голоден и хочет спать, мыть руки, которые испачкал, надеть пальто, хотя ему холодно и Т. п.);

· капризы, проявляющиеся в том, что ребенок выражает какое

либо желание, а при попытке его удовлетворить от него отказывается (например, просит куклу, а когда получает ее говорит: «Не хочу куклу»);

· немотивированный плач, возникающий у ребенка при самой незначительной причине (например, воспитатель не сразу за­вязал ему шнурки);

· отказ от контактов с педагогами, когда никакие попытки во­влечь ребенка в разговор, вызвать к себе положительное отно­шение не имеют успеха;

· отказ от контакта с другими детьми, когда ребенок стремится быть отдельно от детей, играет только один; в стороне от них, плачет, когда к нему подходят дети, отворачивается от них, не разговари­вает, не хочет участвовать в групповых играх и занятиях;

· двигательная расторможенность - ребенок очень подвижен, не удерживается на месте и не может сосредоточиться на какой-либо деятельности, быстро переходит от одного предмета к дру­гому, не способен К устойчивому вниманию, мешает играть дру­гим детям, агрессивен, кричит, отнимает игрушки, затем ломает или бросает их.

Необходимо уточнение причин таких проявлений. Ребенок мо­жет иметь некоторые врожденные предпосылки к ним. Например, наследственную предрасположенность к слабому или возбудимому типу нервной деятельности или другие врожденные варианты, свя­занные с неблагоприятными условиями внутриутробного развития (заболевания, стрессы у матери во время беременности, употребле­ние ею спиртных напитков, неадекватное питание, поздние токси­козы и пр.). В период раннего детства на первый план выступают уже социальные причины - неблагоприятный социально-психологичес­кий климат в семье, разные виды депривации и др.

Возможны варианты, связанные с неадекватным формированием психической конституции или наличием каких-либо дизонтогенети­ческих проявлений, например, задержанного психического развития или проявлений состояний аутистического спектра.

В дифференциальной диагностике на первый план выступает тща­тельное медицинское обследование, включающее как анализ анам­нестических сведений, таки комплекс соответствующих клиничес­ких и лабораторно-инструментальных исследований.

Сопровождение таких детей варьирует в зависимости от возмож­ностей учреждения, о6условливаемых его профилем и штатным рас­писанием. Однако, вне прямой зависимости от этого, организация со­провождения будет включать уже ставшие традиционными основные направления (с рядом уточнений), которые представлены на рис. 5.

Раскроем содержание работы. В этой организации можно услов­но выделить общие (системные) и частные (индивидуальные) аспек­ты. В общих (системных) аспектах сопровождения соматически ослабленных детей большую роль играет организация режима дня, структура которого остается традиционной для дошкольного возрас­та -дневной сон 2-2,5 часа, ночной сон 10-11 часов, время актив­ного бодрствования 6-6,5 часов, 4 кормления. Период бодрствова­ния заполняется программными занятиями, играми, прогулками, обеспечивающими решение задач всестороннего воспитания и раз­вития. Однако необходимо помнить, что функциональные возможности детей 3-7 лет ограничены возрастом, состоянием

соматически ослабленные дети и их сопровождение - student2.ru

Рис. 5. Направления работы по сопровождению соматически
ослабленного ребенка

здоровья и, как следствие, уровнем работоспособности, что целесообразно учесть для рационализации режима дня. Особое внимание при работе с со­матически ослабленными детьми важно уделить следующим момен­там (перечень которых, безусловно, может быть расширен в зависи­мости от особенностей учреждения и конкретных характеристик групп детей).

1. Индивидуально-ориентированный подход к обеспечению режи­ма (отсутствие принуждения в выполнении отдельных его со­ставляющих, учет степени адаптации, динамики работоспособ­ности, изменение выраженности нагрузок или освобождение от отдельных занятий при проявлениях метеочувствительности, строгое дозирование физической нагрузки, специальный выбор закаливающих воздействий и т. п.).

2. Формирование и повышение нервно-психической устойчиво­сти к обязательным занятиям (что одновременно является и подготовкой к школьному обучению) - по ознакомлению с окружающим, развитию речи, элементарных математических представлений; музыкальным, физкультурным и др. целесооб­разно сочетать занятия со статическим напряжением (рисова­ние, аппликация, конструирование, лепка) и динамическим (музыкальным, физкультурным). С целью снижения уровня напряжения возможно перераспределение уплотненности на­грузок в течение дня, например за счет переноса одного из че­тырех занятий на вторую половину дня.

З. Создание оптимальных гигиенических условий жизни детей (температурный и воздушный режим, достаточная освещен­ность, мебель в соответствии с результатами антропометрии, одежда ло возрасту и по сезону и Т. д.).

4. Организация питания в соответствии с возрастной группой, типом учреждения.

Большую роль играет поддержание санитарного режима ДОУ как комплекса мероприятий, направленных на предупреждение возник­новения острых инфекционных заболеваний и профилактику их даль­нейшего распространения среди детей и персонала. Это приобретает особую актуальность в связи с перечисленными выше особенностями соматически ослабленных детей, приводящими (в том числе в связи с высоким уровнем выраженности дистресса) к снижению неспецифи­ческой и специфической резистентности (сопротивляемости). Особого внимания требуют следующие элементы: соблюдение правил приема детей в учреждение (как первичного, так и после заболевания, дли­тельного (более 3-х дней) отсутствия), формирование у детей гигиени­ческих навыков, правильная организация уборки помещений, мытья посуды, обработки оборудования и инвентаря, хранения белья и т. п., поддержание постоянного санитарно-дезинфекционного режима.

Частные (индивидуальные) аспекты организации сопровождения соматически ослабленных детей целесообразно рассматривать в кон­тексте деятельности специалистов разного профиля.

Медицинское сопровождение. В сопровождении соматически ослабленных детей медицинские аспекты выступают на первый план, прежде всего, санитарно-гигиенические: адекватное освещение, стро­гое соблюдение режима проветривания и т п. Важно, чтобы медицинский и педагогический персонал работали во взаимодействии.

Особенности деятельности таких детей требуют распределения вре­мени на различные задания с учетом возможностей ребенка. Это ак­туально даже для игровой деятельности, Т. К. астенические проявле­ния препятствуют длительной концентрации его внимания. Это не значит, что нужно отстранять ребенка от деятельности группы. Не­обходимо формировать у него чувство принадлежности к детскому коллективу и развивать уверенность в своих силах.

Огромное значение придается закаливающим мероприятиям, ко­торым в обязательном порядке должна предшествовать беседа с ро­дителями для объяснения им необходимости тех или иных процедур, а также согласование с врачом.

Большую роль в медицинском сопровождении играют массаж, поддерживающая фито- и аппаратная физиотерапия. Эти мероприя­тия также должны проводиться с учетом показаний и противопока­заний, а следовательно, невозможны без консультации с врачом.

Хороший эффект могут дать витаминные препараты и адаптоге­ны, особенно в весенний период. Необходимо предостеречь от само­вольного «назначения» этих и других лекарственных средств, Т. К. не­обходима тщательная оценка показаний и противопоказаний, а также риска, связанного с возможными побочными эффектами.

Целесообразно обратить внимание на реализацию прививочного графика ребенка. Ослабленность организма позволяет предполагать более выраженные, чем у здоровых сверстников, реакции, что может стать причиной отказа родителей от прививок. Деликатная работа с ними педагогов и врачей позволит им адекватно соотнести риск про­ведения той или иной прививки и отказа от нее. Безусловно, это не понадобится при медицинских противопоказаниях.

Психологическое сопровождение. Психологическое сопровождение должно быть ориентировано, прежде всего, на коррекцию невроти­ческих проявлений и на повышение самооценки и уверенности в себе. Положительный эффект могут иметь игровые тренинги, направлен­ные на моделирование житейских ситуаций, в которых ребенок мо­жет проявить уверенное поведение от лица персонажа (что законо­мерно облегчает такую задачу), методы эмоционально-образного воздействия (например, театральные инсценировки) и др. Психокор­рекционной работе способствует также создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе образовательного учреждения, уважительное отношение к воспитанникам.

Педагогическое сопровождение. Важное место в развитии ребенка занимают дозированные физические нагрузки. Дети в возрасте 3­4 лет (а соматически ослабленные дети и дольше) неспособны к силь­ному и длительному физическому напряжению, свойственному, на­пример, таким играм, как футбол, баскетбол и др. Это во многом связано с тем, что у них не6олы чая по отношению к весу мышечная масса, слаб связочный аппарат, недоразвиты тормозные процессы и др. В связи с этим отмечается быстрая утомляемость, дети нужда­ются в частой смене форм движений. Наиболее предпочтительны ле­чебная физкультура, подвижные игры, умеренные двигательные уп­ражнения и музыкально-ритмические занятия.

Социальное сопровождение. Деятельность социального педагога начинается с ознакомления с условиями проживания ребенка (тща­тельной оценки жилищно-бытовых условий, наличия у ребенка ус­ловий для занятий и игры в домашних условиях), родительского от­ношения, что позволит правильно построить работу с родителями. Особое внимание целесообразно уделить деликатной коррекции па­тологических стилей воспитания, постепенно формируя у родителей представления о последствиях гипер- или гипоопеки.

Указанные аспекты представляется целесообразным выделить в качестве основных. Однако необходимо учитывать, что речь идет о системном сопровождении, ориентированном на наиболее характер­ные общие проявления соматической ослабленности у детей. Это ни в коем случае не исключает возможности Их уточнения в зависимос­ти от индивидуальных особенностей ребенка.

Наши рекомендации