Определение микрогрупп в классном коллективе
В каждом коллективе есть микрогруппы – небольшие неформальные группы. Это совершенно нормальное явление. Микрогруппы определяются на основе уже заполненных социоматриц по каждому критерию, т.е. выделяются микрогруппы в разных сферах деятельности.
Делается это так: заготовить две таблицы (такие же, в которой заполнялась социоматрица). По вертикали первым записывается ученик, имеющий максимальное количество взаимных выборов под тем же номером, который у него был в основной социоматрице. Этот же номер записывается и по горизонтали в первую ячейку. Затем выписываются фамилии тех, с которыми у этого ученика есть взаимные выборы. Их номера соответствуют тем, что были в первой социоматрице, они же в том же порядке записывается по горизонтали (вверху). В соответствующих клетках матрицы отмечаются знаки взаимного выбора. Далее в строки и колонки вписать фамилии и номера всех тех учеников, которые находятся во взаимном выборе с двумя предшествующими. Так продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан круг учащихся со взаимными выборами. Обозначившуюся группу выделить по контуру, при этом должен получиться квадрат. Другие микрогруппы определяются аналогичным образом. Самая маленькая микрогруппа может состоять их двух человек, самая большая может включать практически весь класс.
Таким образом, должно получиться две матрицы с микрогруппами, соответствующими двум изучаемым критериям. Количество и состав микрогрупп в них могут быть различными.
Учащиеся, не имеющие взаимных выборов, не будут входить в микрогруппы.
Социоматрица по критерию …….
Фамилия | примечания | |||||||||||||||||||||||||
Сумма выборов | ||||||||||||||||||||||||||
Взаимные выборы |
Социоматрица микрогрупп по критерию ……
Фамилия | ||||||||||||||||||||||||||
Определение референтной группы
Референтометрическое исследование является разновидностью социометрии и служит для выявления круга лиц, значимых (референтных) для школьника в отношении оценки качества его личности, мнений и ориентации.
Процедура выполнения такая же, как и в социометрическом эксперименте. Учащимся класса раздают листы бумаги (1/2 тетрадного листа или специально подготовленный бланк), которые учащиеся обязательно подписывают. Результаты референтометрии оформляются в отдельной матрице, которая составляется по типу матрицы № 1. Те учащиеся, которые набрали больше всех выборов, будут составлять референтную группу, на которую ориентируются многие учащиеся данного класса.
Приложение 1. Схема написания отчета по результатам психологического изучения класса
Все данные, полученные в ходе социометрического эксперимента, студент должен проанализировать с точки зрения статусной структуры класса; количества и состава малых групп по признаку выбора, взаимоотношений мальчиков и девочек, сопоставить формальные и неформальные микрогруппы, существующие в коллективе; дать объяснение предполагаемым причинам образования микрогрупп и раскрыть содержательную основу и характер взаимоотношений в них.
Важно! При заполнении социоматриц не следует указывать полностью фамилию и имя учащегося. Пишем только имя и первую букву фамилии.
К характеристике обязательно прилагаются все материалы исследования (таблицы-социоматрицы (их должно быть 5), заполненные анкеты учащихся). Разделы характеристики:
I. Общие сведения о классе и история его формирования
II. Содержание и характер коллективной деятельности
III. Личность классного руководителя и его влияние на коллектив
IV. Особенности межличностных отношений в классе. Групповая структура класса, определение статуса учащихся в классном коллективе. Микрогруппы в классе. Сравнить данные, полученные по обоим критериям. Чем они схожи, чем различаются? Каков состав микрогрупп пол каждому из критериев? Почему именно так? Насколько социометрические показатели по каждому из критерев соответствуют формальрной структуре класса (есть ли среди «звезд» и «принятых» официальные лидеры класса (актив класса)? Кто входит в референтную группу? Как референтная группа класса влияет на жизнь коллектива?
V. Психолого-педагогические выводы (на основе всех методов изучения коллектива) должны заключаться в прогнозировании пути развития данного коллектива и в рекомендациях по дальнейшему руководству им.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин, Е. П. Психология для педагогов [Текст] / Е.П. Ильин. – СпБ.: Издательский дом Питер, 2011. – 640 с.
2. Коломинский, Я.Л Социальная психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я.Л. Коломинский. – М.: АСТ, 2010. – 448 с.
3. Райс, Ф Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. - СпБ.: Издательский дом Питер, 2011. – 816 с.