Как формируется личность ребенка в классном коллективе?

Понимая важность воспитания в коллективе, мы отдаем себе отчет в том, что современный ребенок испытывает самые раз­нообразные целенаправленные и стихийные влияния фронталь­ного (или массового), коллективного, группового и индивиду­ального характера, механизмы воздействия на личность кото­рых отнюдь не идентичны.

Не имея достаточно четких представлений о функциях и воз­можностях массового, коллективного, группового и индивиду­ального в воспитательном процессе, о механизмах воздействия каждого из них на личность ребенка, воспитатели нередко без достаточных на то оснований заменяют воздействие одного типа другим. Как известно, в практике и воспитания, и обучения преобладают фронтальные, массовые формы работы, недоста­точно реализуются возможности групповых форм, эпизодичес­ки используется индивидуальный подход. Что же касается воспитания в коллективе и через коллектив, то нередко реали­зуется лишь первая часть этой формулы, т. е. ребенок, будучи членом коллектива, испытывает на себе преимущественно те же фронтальные или массовые воздействия при бездействующих или выключенных механизмах коллективного.

Взаимовлияние коллектива класса на ребенка и ребенка на класс многогранно и в равной степени зависит как от характе­ристик классного коллектива, так и от индивидуально-психо­логических особенностей входящих в него детей. Сначала рас­смотрим этот процесс в направлении «класс— ребенок». Во-первых, следует отметить, что класс может влиять или не влиять на личность в зависимости от характеристик, среди ко-

торых важную роль играет уровень развития коллектива: чем он выше, тем целенаправленнее и многостороннее становится это влияние. Нередко последнее отождествляется с подавлени­ем, усреднением личности ребенка, что вполне возможно, если он рассматривается только как объект педагогических воздей­ствий. Во-вторых, влияние класса на ребенка зависит от того, какое положение занимает он в системе внутриклассных отно­шений, являющееся, в свою очередь, результатом, с одной сто­роны, совокупности различных качеств самого ребенка, а с дру­гой — особенностей класса. Один и тот же ребенок может занимать в разных классах различное положение в зависимос­ти от ценностей, норм поведения, сложившихся в них. В-треть­их, влияние класса на ребенка зависит в первую очередь от ха­рактера его взаимоотношений с классным руководителем. В-четвертых, оно связано с тем, каково в классе положение дру­жеской микрогруппы, в которую входит ребенок, и каково от­ношение к ней со стороны классного руководителя. В-пятых, это влияние определяется наличием в школе такой воспитатель­ной системы, которая была бы в нем заинтересована. В-шестых, влияние класса на личность школьника зависит от его значи­мости для каждого конкретного ребенка.

Безусловно, практически в любом классном коллективе есть дети, на которых влияние класса минимально. Как правило, их число увеличивается с возрастом учащихся.

Класс может влиять на ребенка непосредственно и косвен­но. Непосредственное влияние почти всегда связано с конкрет­ной ситуацией и с предоставлением ребенку возможности вы­полнения в классе той или иной роли. Косвенное влияние реализуется через создание общественного мнения, через выра­ботку коллективных ценностей и норм поведения, через созда­ние эмоционального климата.

В конечном счете все это находит отражение в структуре и характере взаимоотношений, формирующихся в классе и слу­жащих самым мощным фактором влияния на личность школь­ника.

Существенной характеристикой отношений является их гу-манистичность, которая позволяет школьнику реализовать раз­личные задатки и ощутить свою защищенность.

Следует отметить, что гуманистические отношения, возни­кающие в детской среде, не являются ее устойчивой характе­ристикой и поэтому должны быть объектом специальной педа­гогической заботы. Процесс вхождения школьника в систему отношений в классе сложен, неоднозначен, нередко противоре-

чив. Прежде всего он глубоко индивидуален и зависит не толь­ко от психологических особенностей личности, но и от ее инди­видуального социального опыта. Процесс обмена и взаимопро­никновения социального опыта весьма сложен: он может привести как к «выздоровлению» личности, так и к деградации коллектива в классе. В ряде случаев может установиться двой­ная система ценностей, когда в организованной при участии педагогов деятельности между детьми устанавливаются пози­тивные, реализующие человеческие ценности отношения; в сфе­ре же неорганизованного общения они носят негативный харак­тер, и участники этого общения исповедуют противоположные ценности. Мы пришли к выводу, что такая ситуация типична для классов старших подростков.

Процесс вхождения в систему классных отношений осуще­ствляется при активном, но в значительной степени неосознан­ном участии школьников, стремящихся сделать окружающую их микросреду благоприятной для себя и своей группы, коллек­тива. Ребенок стремится к популярности в коллективе, стара­ется закрепить свои позиции в нем, страдает от своей непопу­лярности, очень часто даже не осознавая причины этого. Далеко не всегда он улавливает те неписаные нормы и обычаи коллек­тивной жизни, невольно нарушая которые он вызывает неудо­вольствие класса. Иногда он неправильно оценивает свое поло­жение в коллективе, отношение к себе товарищей.

Занять благоприятное положение в сфере отношений школь­ники стремятся различными путями. Одним это удается легко и просто, других постигают неудачи, что приводит к разочаро­ванию, плохому психологическому самочувствию, стремлению добиться хорошего положения в коллективе любой ценой.

Исследование А. В. Киричука, проведенное в 1974 г. , пока­зало, что благоприятное или неблагоприятное положение в кол­лективе дети занимают уже в раннем школьном возрасте и в дальнейшем оно оказывается для подавляющей массы детей стабильным. Наше исследование, проведенное спустя 20 лет, подтвердило справедливость данного вывода в ситуациях, ког­да не проводится специальная коррекционная работа.

Традиционно считалось, что класс оказывает наиболее бла­гоприятное влияние на детей, чье положение в нем благопо­лучно.

Результаты нашего исследования позволяют утверждать, что влияние класса в зависимости от положения ребенка в нем неоднозначно и в большей степени обусловлено индивидуаль­но-психологическими характеристиками детей. Не единичны

случаи, когда дети, занимающие неблагоприятное положение в системе отношений, испытывали благоприятное воздействие школьного класса.

Неодинаково влияет классный коллектив и на детей раз­ного пола. Как показало исследование, проведенное в подро­стковых классах, влияние класса на мальчиков ограничено, и это связано с тем, что они обычно имеют в классе меньше возможностей для удовлетворения своих социальных потреб­ностей, у них меньше дружеских связей в классе («много дру­зей в классе»: девочки — 39,5%, мальчики— 28,7%; «отдель­ные друзья в классе»: девочки — 42,4%, мальчики — 39,4%);

им реже нравится свой классный коллектив: девочки — 42%, мальчики — 34%.

Конечно, когда положение ребенка в коллективе класса бла­гоприятно и его статус достаточно высок, когда коллектив ви­дит в нем личность яркую, оригинальную, интересную, призна­ет ее право на самобытность, самостоятельность, класс является более благоприятной средой для развития личности такого ре­бенка.

Значительно реже в педагогике, как теоретической, так и практической, рассматривается влияние ребенка на класс, на процесс его развития, хотя практика дает массу таких примеров. Психологи его рассматривают в рамках проблемы «личность в групповом процессе». Влияние ребенка на класс, безусловно, связано с его индивидуально-психологическими особенностями, полом, прошлым социальным опытом, но еще в большей степе­ни — с востребованностью или невостребованностью тех или иных качеств личности. Последнее зависит от педагогического управления развитием класса. Если востребованность качеств личности — стихийный процесс, то влияние личности на класс подчас бывает негативным. Очевидно, что востребованность тех или иных качеств личности ребенка связана с характеристика­ми самого класса и этапом его развития как коллектива.

Влияние личности на класс, так же как и влияние класса на нее, зависит от положения ребенка в системе внутриклассных отношений. Наибольшее влияние имеют лидеры, занимающие наиболее благоприятное положение в системе взаимоотноше­ний. Характер этого влияния зависит от личностных характе­ристик лидера. Достаточно серьезным является влияние и чле­нов дружеской микрогруппы, в состав которой входит лидер. Не все они могут занимать благоприятное положение в классе, но их влияние связано с явлением, которое можно условно на­звать «отраженный свет».

Влиять на коллектив могут и дети с отрицательными лич­ностными характеристиками или имеющие влиятельных дру­зей вне класса, нередко исповедующих культ силы. Их обычно называют «грозой класса». Эти учащиеся, в основном подрост­ки и старшеклассники, нередко являются изгоями в системе от­ношений.

Существенным фактором в силе и характере влияния ребен­ка на класс выступают его взаимоотношения с педагогами, и прежде всего с классным руководителем. Здесь складывает­ся неоднозначная и сложная ситуация. Если у ребенка, имею­щего влияние в классе, хорошие взаимоотношения с классным руководителем, который и сам является неформальным лиде­ром в классе, то влияние ребенка на класс усиливается. В слу­чае, если эти взаимоотношения нельзя назвать благополучны­ми, в классе может сложиться конфликтная ситуация, так как коллектив как бы раскалывается. При низком авторитете класс­ного руководителя может сложиться такое положение, когда классом управляют несколько учеников и характер их влияния зависит от их личностных качеств.

РАЗВИТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ КЛАССА

Наши рекомендации