Психолог в наркологическом диспансере
Психологическая работа с наркозависимыми людьми (подростками и взрослыми) приобретает особую значимость прежде всего из-за все большей распространенности этого вида отклонения от нормального поведения и образа жизни, а также из-за омолаживания и феминизации (лат. «femina» 'женщина') наркозависимости, обусловленных социально-бытовыми и индивидуально психологическими причинами. Кроме того, становится совершенно очевидной необходимость психологической коррекции личности для лечения наркозависимости, которая признана духовно-психологическим заболеванием, требующим квалифицированной психологической терапии не в меньшей степени, чем медицинской. Важность психологических факторов в лечении зависимостей или патологических привязанностей обусловливает востребованность деятельности психолога в наркологическом диспансере.
В круг задач такого психолога входит психодиагностика, помощь в лечении, индивидуальное консультирование, а также работа с родственниками больных. В лечении используются различные виды медицинского «кодирования» и психотерапия. Возможны такие формы работы, как групповая и семейная терапия, однако они требуют особых условий, организации и часто оказываются невозможными из-за высокой «текучести» состава пациентов. Помимо этого психолог регулярно проводит беседы и консультации с пациентами и их родственниками, постоянно поддерживает связь с лечащими врачами и обслуживающим медперсоналом.
Психологическая работа в наркологическом диспансере предусматривает сотрудничество с медиками, лечащими больного. Грамотное взаимодействие психолога и врача является важнейшим условием эффективности всей работы. Однако в данной области профессиональной деятельности психолога результативность часто оказывается ниже, чем в других, а эмоциональная нагрузка весьма высока. Поэтому психологу в наркологическом диспансере требуется выраженная личностная заинтересованность и способность к самопожертвованию во многих ситуациях.
Психоаналитик
Исторически психоанализ был первым теоретическим и практическим методом в системе психологии как науке, благодаря которому предметом исследования стала не какая-либо отдельно взятая сторона личности человека, а личность в целом, во всей ее многоликой сложности. Психоанализ представляет собой исследование на глубинном уровне человеческой психики, работу с бессознательным. С момента возникновения данного направления его теоретические основы неоднократно подвергались критике и вызывали множество споров.
Цель психоаналитического лечения состоит в замене иррационального разумным (лат. «irrationalis» 'неразумный'), осознаваемым. Метод психоанализа — рассмотрение, разбор свободных ассоциаций (связей между представлениями в сознании человека), снов, оговорок, переносов (невольного приписывания человеком своих субъективных состояний чему-то другому) — нацелен на то, чтобы сделать ранее «скрытые», доступные только самопознанию и самоанализу состояния «явными» в процессе общения между пациентом и психоаналитиком. Благодаря этому он делает доступными для изучения такие психические явления и эмоциональные переживания, которые иными путями наблюдать невозможно и которые не доступны даже для самоанализа, поскольку из сознания вытесняются.
Овладение данной специализацией требует длительного времени. Классическая система подготовки включает помимо обязательного высшего образования (психологического или медицинского) три элемента: личный анализ, в ходе которого прорабатываются проблемы самого обучающегося, собственную клиническую работу под наблюдением опытного специалиста (супервизию), а также участие в теоретических и практических семинарах.
Психоаналитик должен обладать незаурядным терпением и уметь выдерживать состояние неизвестности и непонимания происходящего; он не должен позволять себе спешить в оказании помощи пациенту, даже если ему кажется, что он уже понял проблему. Для хорошего профессионала обязательно умение ждать. Психоаналитик, безусловно, испытывает живой интерес к внутренней жизни людей, однако этот интерес ни в коем случае не должен быть заряжен агрессивно. У человека, работающего с пациентами на глубинном уровне, не должно быть неосознанных желаний, которые могли бы повредить пациентам. Поэтому психоаналитик всегда внимателен к собственной внутренней жизни и готов продолжать изучать ее.
Профессия психоаналитика, как никакая другая, открывает возможности для самоисследования и познания, она учит человека большему проникновению в мир окружающих, сопереживанию с самыми различными людьми, пробуждает стремление постоянно узнавать что-то новое о себе и о других.
Гештальттерапевт
Теоретические основы гештальттерапии заложены в гештальт-психологии — психоаналитических, феноменологических и экзистенциальных исследованиях (о которых вы детально узнаете при последующем обучении). В центре этого процесса — восстановление творческого приспособления человека к изменяющимся условиям среды.
Гештальттерапевты в России занимаются в основном частной практикой (индивидуальной и групповой терапией), проведением тренингов, консультированием организаций, работают в школах, клиниках. Обучающие программы существуют во многих городах: Санкт-Петербурге, Воронеже, Минске, Одессе, Харькове, Краснодаре, Перми, Кемерово, Ульяновске и др.
Огромное многообразие тем и запросов, с которыми приходится иметь дело психотерапевту, не поддается простому перечислению. Для того чтобы ориентироваться в этом, в теории гештальттерапии (как и всякого, более или менее развитого направления) имеется своя классификация, сформулированная на языке специальных понятий, терминов, отражающая особое понимание человеческого бытия, присущее данному направлению. Каждый профессионал находит свою нишу, свою клиентуру и вырабатывает индивидуальный, особенный стиль работы, отвечающий его склонностям и интересам, оставаясь при этом в русле основного подхода, опираясь на него.
Если наблюдать работу гештальттерапевта со стороны, то она воспринимается как разговор двух людей в защищенном от внешних воздействий пространстве, например помещении, где никто не может случайно помешать, вторгнуться в процесс. Такое собеседование длится не более часа, проводится один-два раза в неделю, в какое-то определенное, установленное по договоренности время. Один из его участников (терапевт) иногда, по ходу разговора, предлагает какое-то задание, например: что-то написать, изобразить, изготовить из подручных материалов (глины, пластилина и т.д.), произнести речь, обратиться к кому-то воображаемому. При этом он обращает внимание клиента на его эмоции, невербальные (несловесные) проявления, иногда предлагает усилить их, утрировать; если это ребенок — поиграть во что-то, «побыть» кем-то, сочинить сказку, историю, изобразить ее сюжет с помощью игрушек или собственных актерских возможностей. Все это — внешние средства, которыми пользуется терапевт. За ними скрывается его осмысление происходящего, определенная методология, содействующая пониманию сути и смысла процесса, глубинной роли исполнителя, способов его вхождения в рабочее состояние, особенностей мышления и чувствования, т.е. внутренние задачи специалиста, предопределяющие выбор методик и характера взаимодействия с клиентом.
Гештальттерапия постепенно занимает определенное место в отечественной психотерапевтической культуре, продолжая развиваться и проникая в разные области психологической практики.
Психолог-игротерапевт
В последние годы патопсихологи все большее внимание уделяют изучению нарушений ведущих типов деятельности больных людей. Это соответствует логике развития патопсихологические исследований, расширяет арсенал экспериментальных приемов, отвечает запросам психиатрической практики.
Изучение процессов игры и обучения как ведущих типов деятельности особенно востребовано в детской психиатрии, которая направлена на создание благоприятных условий для воспитания и развития аномальных детей. Использование игры в лечебных целях получило название «play therapy» (игротерапия), а специалиста, занимающегося этой практикой, стали называть «игротерапевтом».
Исследование нарушений игры основано на анализе модели патологических проявлений. Игротерапевт, изучая искаженную болезнью игровую деятельность ребенка, выявляет нарушения его познавательных функций и особенности эмоционально-аффективных состояний в совокупной цепочке взаимодействия: «восприятие — память—мышление — воображение».
Основным результатом, к которому стремится игротерапевт, становится нахождение адекватных приемов формирования полноценной игровой деятельности ребенка, противодействие и предотвращение дальнейшего искажения его психического развития, устранение уже сложившихся отрицательных образований.
В ходе сеансов игротерапевт обсуждает с маленьким клиентом его чувства, эмоции и его действия с игрушками. При этом ребенок оказывается лицом к лицу с игровыми ситуациями, которые соответствуют жизненным ситуациям, вызывающим у него, например, чувство страха. Но в игре он преодолевает его вместе с игротерапевтом, чье присутствие создает ощущение безопасности и обусловливает более спокойные реакции на травмирующие события. В результате ребенок овладевает способностью использовать эти свои новые реакции, и они постепенно становятся для него привычными.
В процессе игры психолог активно реагирует на мысли и чувства пациента, внимательно слушая его, обсуждая его предложения. И если вначале юный клиент отвечает на реплики и действия игротерапевта состояниями испуга, гнева, тревоги, вины, то постепенно эти реакции видоизменяются. Такая последовательность взаимодействий содействует преодолению эмоциональных трудностей, снижает напряжение, исправляет и нормализует поведение ребенка, изменяя в желательную сторону его чувства и отношения к себе, к окружающим, к жизни. Таким образом, игротерапевт постоянно поощряет ребенка к принятию самостоятельных решений, разбору своих мыслей и чувств, управлению своим поведением.
Эта разновидность профессии психолога требует многих высоких личностных качеств и прежде всего творческих способностей и гуманности, ответственности и серьезности в работе, эмоциональной уравновешенности и терпимости.
Психолог-перинатолог
Психолог-перинатолог занимается психологическим сопровождением женщин в период беременности и родов, а также в период младенческого возраста ребенка — очень важного этапа в психическом самочувствии этого неразделимого «тандема» — мать и дитя (пренатальное развитие — внутриутробное развитие плода, перинатальный период охватывает беременность, роды и ранний младенческий возраст ребенка).
Во взаимодействии психолога и женщины-матери можно выделить проблемные ситуации, в которых оказывается необходимой психологическая поддержка: нормально протекающая беременность; сохранение беременности в медицинском учреждении; самопроизвольное прерывание беременности (выкидыш); беременность у женщин, не достигших совершеннолетия; многоплодная беременность; искусственное оплодотворение; ситуация матерей-одиночек, т. е. беременность и воспитание ребенка без мужа; суррогатное материнство, т. е. вынашивание ребенка для усыновления; отказ от новорожденного; трудные роды; психологическая поддержка в первые дни после родов, во время пребывания в роддоме, при реализации программ грудного или искусственного вскармливания.
Специалист-психолог проводит групповые занятия, связанные с психологической подготовкой матерей или супружеских пар к рождению ребенка, информирует о способах правильного питания во время беременности и ухода за младенцем, показывает соответствующие состоянию дыхательные и физические упражнения. В таких беседах освещаются также психологические и физиологические аспекты беременности, родов и послеродового пери ода, психология новорожденного и ребенка первого года жизни, различные стороны грудного вскармливания и т.п. При необходимости психолог-перинатолог занимается коррекцией эмоциональных состояний беременных женщин и матерей новорожденных детей.
Для психолога-перинатолога очень важны такие качества, какумение слушать, терпимость, эмпатия и выраженная профессиональная мотивация.