Обработка результатов диагностики

Коммуникативная сфера

1. Форма общения ребёнка со взрослым

После проведения всех проб, для выявления предпочитаемой формы общения необходимо сопоставить показатели поведения ребёнка в разных ситуациях. При этом нужно иметь в виду следу­ющие показатели:

— выбор ситуации общения (за первый выбор той или иной си­туации начисляется 3 балла);

— активность ребёнка в разных ситуациях: разговорчивость, способность проявлять инициативу и развивать тему общения ;

— чувствительность к словам и действиям взрослого, способ­ность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них;

— общий интерес и эмоциональная вовлечённость ребёнка в содержание общения: раскованность, интерес к теме разговора, эмоциональный комфорт.

Для количественного сравнения показателей активности, чувст­вительности и интереса следует использовать условную шкалу:

0 — полное отсутствие данного качества;

1 — слабая степень выраженности (1—2 отдельных проявлений);

2 — средняя выраженность качества (3—5 проявлений);

3 — сильная выраженность качества (например, яркие и частые про­
явления инициативы или повышенная чувствительность к партнёру).

Количественная оценка данных показателей в каждой ситуации общения заносится в соответствующий протокол

Протокол для определения формы общения со взрослым

Ситуации, моделирующие формы общения Показатели поведения Совместная игра Ситуативно-деловое Беседа по книжке Внеситуативно-познавательное Беседа на личностные темы (вне­ситуативно-личностное)
Выбор ситуации Обшения      
Эмоциональная вовлеченность      
Инициативность      
Чувствительность к партнеру      
Суммарный результат      

В случае максимальной выраженности всех показателей общения ребенок может набрать 27 баллов, а при наличии выбора — 30 бал­лов. Сравнение данных показателей в трёх ситуациях общения по­казывает, какая из них является наиболее привлекательной для ре­бёнка и, следовательно, какой уровень общения для него досту­пен. Качественная оценка результата заключается в фиксации на­иболее высокой формы общения, доступной для данного, ребенка.

2.Социальная компетентность Методика «Картинки» Ответы детей заносятся в протокол:

1.Что нарисовано на этой картинке?

2. Что ты сделаешь на месте этого мальчика (девочки)?

картинки Отсутствие ответа Уход от ситуации Агрессивный ответ Вербально-оценочное решение 3 Конструктив­ное решение
1.          
2.          
3.          
4.          
5.          
Всего          

В случае если на первый вопрос во всех случаях ребёнок не может дать развёрнутого ответа (например, отвечает «Дети», «Мальчики и девочки играют»), констатируется отсутствие социальной компе­тентности. Если ребёнок даёт содержательную интерпретацию со­бытиям, изображённым на картинках, варианты ответов на второй вопрос квалифицируются и оцениваются следующим образом:

Уход от ситуации — ответы типа «убегу», «не знаю», «пожалу­юсь маме», «обижусь» — 1 балл

Агрессивный выход (всех прогоню, побью, расстреляю, поку­саю и пр.) — 2 балла

Вербально-оценочное решение (скажу, что так не нельзя, ска­жу, что она плохо сделала, объясню, как надо) — 3 балла

Конструктивное решение (найду других друзей, построю новый дом, починю куклу, подожду) — 4 балла.

Полученные результаты подвергаются качественной и количест­венной оценке. Наиболее благоприятным является последний ва­риант ответа. Если все ответы ребёнка относятся к этому типу, он получает 20 баллов, что составляет максимальный результат по данной методике. Если более половины ответов ребёнка (3 и бо­лее) относятся ко второму типу, можно констатировать склон­ность ребёнка к агрессивным формам поведения. В случае если преобладают ответы первого типа, свидетельствующие о комму­никативной беспомощности и несамостоятельности, фиксируется низкий уровень коммуникативной компетентности.

Познавательная сфера «Перцептивное моделирование»

Обработка. На рисунке показан ключ к оценке результатов вы­полнения задач методики. В нем указаны номера задач, предла­гаемые в этих задачах образцы фигур (в уменьшенном масштабе) и наборы фигур, выбор которых приводит к правильному или оши­бочному решению задач.

Максимальный балл, который может получить ребенок за решение задач методики, равен 48 очкам. (Он образуется в результате начис­ления двух очков за каждую правильно выбранную фигуру во всех 8 задачах методики. Таких фигур 24 — по 2 в 1-й и 2-й задачах, по 3 в 3 — 6-й задачах и по 4 в 7-й и 8-й задачах). Из максимального бал­ла вычитаются штрафные очки — по 1 очку за каждую ошибку.

Таким образом, реальный балл каждого ребенка равен разности между максимальным баллом и количеством ошибок в 8 задачах. Ошибкой считается неправильно отмеченная фигура и неотмечен­ная нужная фигура. Например, если неотмеченных нужных фигур 6 (по всем задачам) и неправильно отмеченных — 10, то оценка результатов ребенка будет 48 — (6 + 10) =32 очка.

Результаты выполнения заданий заносятся в протокол. Он пред­ставлен в виде таблицы, где против фамилии каждого ребенка от­мечается, какое количество нужных фигур он не отметил, и какое количество ошибочных выборов сделал в каждой задаче. Затем их количество суммируется. Указывается оценка в сырых очках и оценка, переведенная в стандартные баллы. Форма протокола и таблица перевода сырых баллов в стандартные представлена ниже.

Таблица.

Протокол к методике «Перцептивное моделирование»

№ и местонахождение детского учреждения

Группа _____ Дата ________ Проверяющий____________

№ пп. № задач Всего 1-8 Оценка в баллах Качественная гр
Ошибки Имя\ фамилия п о п п О п О п О п О п О п О п о сырых стандарт.
                         
                         
                         
                           
...                          
                           

п — пропуск нужной фигуры (указать количество) о — неверно отмеченные фигуры (указать количество)

Шкала перевода сырых баллов в стандартные

Методика перцептивное моделирование
СО СТ
44-45
40-39
38-37
36-35
34-33
32-29
27-26
25-24
23-22
21-17
15-0

Результаты выполнения задания по методике в интервале от 7 до 11 стандартных баллов соответствуют возрастной норме. 12 баллов и выше — уровню развития выше среднего, менее 7 баллов — уровню развития ниже среднего.

« Схематизация»

На рис. 1—3 предлагается нумерация домиков и в таблице — шкала оценок, пользуясь которыми можно определить количество очков соответствующее любому домику, отмеченному ребенком в каждой задаче.


обработка результатов диагностики - student2.ru



Рис. 1 — нумерация домиков к задачам 1 — 4.

обработка результатов диагностики - student2.ru



обработка результатов диагностики - student2.ru Рис. 2 — нумерация домиков к задачам 5—6.

24#Ш 22^1 23 « 21 28

обработка результатов диагностики - student2.ru


обработка результатов диагностики - student2.ru

обработка результатов диагностики - student2.ru U

Рис. 3 — нумерация домиков к задаче7.

Шкала оценок по каждой задаче в баллах («Схематизация»)

домиков         задач    
6.
2.
           
           
           
           
           
           
            2 '
           
           
           
           
           
           
           
31.            
           

Результаты выполнения детьми диагностических заданий зано- сятся в протокол (один протокол на всю обследуемую группу детей).

Протокол к методике «Схематизация»

№ и местонахождение детского учреждения

обработка результатов диагностики - student2.ru Дата проверки Проверяющий

JN9 Фамилия, имя ребенка №№ заданий
П.1
A                
Б                
A                
Б                
A                
Б                
A                
Б                
A                
Б                
                 

А — количество полученных очков в каждой задаче.

Б — номер домика, отмеченного ребенком.

В протоколе фиксируется как количество очков, начисляемых за выполнение каждого задания (А), так и пройденный каждым ребенком путь, то есть — выбранный им в конечном итоге домик (Б). Если первый показатель необходим для выведения суммарной количественной оценки, то второй служит основанием для каче­ственного анализа способов ориентировки ребенка в заданиях.

Данные о том, какой домик выбрал ребенок в каждой задаче, позволяют проследить пройденный им путь и, сравнив этот путь с указаниями, содержащимися в «письме» и с особенностями рас­положения домиков на полянке, дают возможность установить, на какие именно элементы ситуации ориентировался ребенок. Изучение особенностей такой ориентировки при решении всех предложенных задач, дает основание для заключения о том, ка­кие способы ориентировки доступны данному ребенку.

После проведения диагностических обследований и обработки ре­зультатов необходимо провести перевод сырых очков в стандартные.

Шкала перевода «сырых« очков (СО) в стандартные (СТ) с М = 10 и а= 3.

Методика действие схематизации
СО   СТ
 
_  
 
 
29-28  
27-26  
25-24   14,
23-21  
20-28  
17-16  
15-14  
13-12  
11-10   8-
9-8  
7-6  
 
 
4-3  
 
1-0  

Результаты выполнения задания по методике в интервале от 6 до 11 стандартных баллов соответствуют возрастной норме. 12 баллов и выше — уровню развития выше среднего, менее 6 баллов — уровню развития ниже среднего.

«Четвертый лишний»

При оценке результатов выполнения заданий учитывается выбор картинки и названный признак, по которому объединялись остав­шиеся картинки.

Если ребенок сделал правильный выбор и смог его адекватно объяснить, то можно говорить о том, что в предложенных пред­метах им были выделены существенные признаки, которые отно­сятся к соответствующему понятию или категории высокий уровень выполнения (5 баллов) - ребенок преимущественно объединяет (в 4-5 наборах) картинки по существенному признаку (понятийному) и называет соответствующее понятие (для 2-3).

Уровень выше среднего (4 балла) - ребенок в 3-х случаях из пяти объединяет картинки по существенному (понятийному) признаку и называет соответствующие понятие в 2-х - 3-х заданиях.

Средний уровень (3 балла) характеризуется тем, что, выполнив 3 задания по понятийному принципу, ребенок не может объяснить свой выбор.

Если при выборе «лишней» картинки ребенок в 3-х и более случаях ориентируется не на существенные признаки предметов, а на свои житейские представления (комплексное обобщение) и объясняет свой выбор в 2-х - 3-х заданиях, то такое выполнение соответствует уровню ниже среднего и оценивается в 2 балла.

В 1 балл оценивается такое выполнение заданий, когда ребенок в 3-х - 4-х случаях осуществляет выбор, ориентируясь на несущественные, случайно выделенные им признаки и не может их обосновать. Это соответствует низкому уровню выполнения.

Если выбор «лишней» картинки во всех 5-ти случаях происходит случайным образом, то задание считается невыполненным и ребенок получает 0 баллов.

Последовательность событий

Задание, состоит из двух частей:

1) выкладывание последовательности картинок;

2) устный рассказ по ним.

Правильно найденная последовательность картинок (1—2—3—4) свидетельствует о том, что ребенок понимает смысл сюжета (3 балла), а устный рассказ показывает, может ли он выразить свое понимание в словесной форме.

Бывают случаи, когда при неправильно выложенной последова­тельности рисунков испытуемый, тем не менее, сочиняет логиче­скую версию рассказа. Такое выполнение задания рассматривает­ся как хорошее, и оценивают в 3 балла.

Если испытуемый правильно выложил последовательность кар­тинок, но не смог составить хорошего рассказа, то желательно за­дать ему несколько вопросов, чтобы уточнить efo понимание изо­бражённой последовательности событий. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов расценивается как выполнение за­дания на среднем уровне (2 балла) как вполне хорошее. Если ис­пытуемый правильно выложил последовательность картинок, но не смог составить рассказа даже с помощью наводящих вопросов, такое выполнение задания рассматривается как неудовлетвори­тельное (1 баллов). 1 балл ставится также в том случае, если вы­ложенная испытуемым последовательность картинок не соответст­вует рассказу, но после наводящего вопроса взрослого ребёнок меняет последовательность на соответствующую рассказу.

В том случае, когда испытуемый не смог выложить картинки в нужной последовательности ему следует поставить 0 баллов.

Особенно следует рассматривать случаи, когда молчание ребен­ка обуславливается личностными причинами: страх общения с не­знакомыми людьми, боязнь допустить ошибку, ярко выраженная неуверенность в себе и т.д.

Считается, что испытуемый не справился с заданием (0 баллов), если:

— не смог восстановить последовательность картинок и отказался от рассказа;

— каждая картинка рассказывается отдельно, без связи с ос­тальными — в результате рассказ не получается;

— на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

Произвольная сфера.

Методика «Узор»

Каждое правильное соединение засчитывается за 2 очка. Пра­вильными являются соединения, соответствующие диктанту (ключу). Для их выявления работа ребенка сверяется с ключом. На рисунках (1а, б, в, г) изображены ключи к задачам (рис. 1а — ключ к вводной задаче, на рис. 16, в, г — ключи к задачам первой, второй и третьей серий).

Штрафные очки (по одному) начисляются: 1) за лишние соеди­нения, не предусмотренные диктантом; 2) за разрывы только между правильнымисоединениями, соответствующими диктанту.

Все остальные возможные виды ошибок не учитываются вовсе, так как их наличие автоматически снижает количество начисляемых очков.

Максимально возможное количество очков в каждой серии — 20. Максимально возможное количество очков за выполнение всего задания — 60.

При переводе «сырых» очков в нормализованную стандартную шкалу выяснилось, что максимальный балл, набираемый детьми, выражается в 17 стандартных очках. Этот факт свидетельствует о недостаточной дифференцирующей силе методики: сравнительно



большой процент детей вьшолняет методику безошибочно, также как довольно много детей не справляются с ней вовсе. Однако, для данной методики это не является существенным недостатком, поскольку она рассчитана на констатацию конкретного умения действовать по словесному правилу. При определенном воспита­нии и, особенно при обучении детей, подобное произвольное действие вполне доступно ребенку старшего дошкольного возраста, а недоступность этого действия свидетельствует либо о суще­ственных недостатках воспитания и обучения, либо о затруднени­ях другого характера, связанных с недостатками общего развития.

Шкала перевода «сырых* очков (СО) в стандартные (СТ)

Наши рекомендации