Обработка результатов диагностики
Коммуникативная сфера
1. Форма общения ребёнка со взрослым
После проведения всех проб, для выявления предпочитаемой формы общения необходимо сопоставить показатели поведения ребёнка в разных ситуациях. При этом нужно иметь в виду следующие показатели:
— выбор ситуации общения (за первый выбор той или иной ситуации начисляется 3 балла);
— активность ребёнка в разных ситуациях: разговорчивость, способность проявлять инициативу и развивать тему общения ;
— чувствительность к словам и действиям взрослого, способность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них;
— общий интерес и эмоциональная вовлечённость ребёнка в содержание общения: раскованность, интерес к теме разговора, эмоциональный комфорт.
Для количественного сравнения показателей активности, чувствительности и интереса следует использовать условную шкалу:
0 — полное отсутствие данного качества;
1 — слабая степень выраженности (1—2 отдельных проявлений);
2 — средняя выраженность качества (3—5 проявлений);
3 — сильная выраженность качества (например, яркие и частые про
явления инициативы или повышенная чувствительность к партнёру).
Количественная оценка данных показателей в каждой ситуации общения заносится в соответствующий протокол
Протокол для определения формы общения со взрослым
Ситуации, моделирующие формы общения Показатели поведения | Совместная игра Ситуативно-деловое | Беседа по книжке Внеситуативно-познавательное | Беседа на личностные темы (внеситуативно-личностное) |
Выбор ситуации Обшения | |||
Эмоциональная вовлеченность | |||
Инициативность | |||
Чувствительность к партнеру | |||
Суммарный результат |
В случае максимальной выраженности всех показателей общения ребенок может набрать 27 баллов, а при наличии выбора — 30 баллов. Сравнение данных показателей в трёх ситуациях общения показывает, какая из них является наиболее привлекательной для ребёнка и, следовательно, какой уровень общения для него доступен. Качественная оценка результата заключается в фиксации наиболее высокой формы общения, доступной для данного, ребенка.
2.Социальная компетентность Методика «Картинки» Ответы детей заносятся в протокол:
1.Что нарисовано на этой картинке?
2. Что ты сделаешь на месте этого мальчика (девочки)?
картинки | Отсутствие ответа | Уход от ситуации | Агрессивный ответ | Вербально-оценочное решение 3 | Конструктивное решение |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
Всего |
В случае если на первый вопрос во всех случаях ребёнок не может дать развёрнутого ответа (например, отвечает «Дети», «Мальчики и девочки играют»), констатируется отсутствие социальной компетентности. Если ребёнок даёт содержательную интерпретацию событиям, изображённым на картинках, варианты ответов на второй вопрос квалифицируются и оцениваются следующим образом:
Уход от ситуации — ответы типа «убегу», «не знаю», «пожалуюсь маме», «обижусь» — 1 балл
Агрессивный выход (всех прогоню, побью, расстреляю, покусаю и пр.) — 2 балла
Вербально-оценочное решение (скажу, что так не нельзя, скажу, что она плохо сделала, объясню, как надо) — 3 балла
Конструктивное решение (найду других друзей, построю новый дом, починю куклу, подожду) — 4 балла.
Полученные результаты подвергаются качественной и количественной оценке. Наиболее благоприятным является последний вариант ответа. Если все ответы ребёнка относятся к этому типу, он получает 20 баллов, что составляет максимальный результат по данной методике. Если более половины ответов ребёнка (3 и более) относятся ко второму типу, можно констатировать склонность ребёнка к агрессивным формам поведения. В случае если преобладают ответы первого типа, свидетельствующие о коммуникативной беспомощности и несамостоятельности, фиксируется низкий уровень коммуникативной компетентности.
Познавательная сфера «Перцептивное моделирование»
Обработка. На рисунке показан ключ к оценке результатов выполнения задач методики. В нем указаны номера задач, предлагаемые в этих задачах образцы фигур (в уменьшенном масштабе) и наборы фигур, выбор которых приводит к правильному или ошибочному решению задач.
Максимальный балл, который может получить ребенок за решение задач методики, равен 48 очкам. (Он образуется в результате начисления двух очков за каждую правильно выбранную фигуру во всех 8 задачах методики. Таких фигур 24 — по 2 в 1-й и 2-й задачах, по 3 в 3 — 6-й задачах и по 4 в 7-й и 8-й задачах). Из максимального балла вычитаются штрафные очки — по 1 очку за каждую ошибку.
Таким образом, реальный балл каждого ребенка равен разности между максимальным баллом и количеством ошибок в 8 задачах. Ошибкой считается неправильно отмеченная фигура и неотмеченная нужная фигура. Например, если неотмеченных нужных фигур 6 (по всем задачам) и неправильно отмеченных — 10, то оценка результатов ребенка будет 48 — (6 + 10) =32 очка.
Результаты выполнения заданий заносятся в протокол. Он представлен в виде таблицы, где против фамилии каждого ребенка отмечается, какое количество нужных фигур он не отметил, и какое количество ошибочных выборов сделал в каждой задаче. Затем их количество суммируется. Указывается оценка в сырых очках и оценка, переведенная в стандартные баллы. Форма протокола и таблица перевода сырых баллов в стандартные представлена ниже.
Таблица.
Протокол к методике «Перцептивное моделирование»
№ и местонахождение детского учреждения
Группа _____ Дата ________ Проверяющий____________
№ пп. | № задач | Всего 1-8 | Оценка в баллах | Качественная гр | |||||||||
Ошибки Имя\ фамилия | п о | п | п О | п О | п О | п О | п О | п О | п о | сырых | стандарт. | ||
... | |||||||||||||
п — пропуск нужной фигуры (указать количество) о — неверно отмеченные фигуры (указать количество)
Шкала перевода сырых баллов в стандартные
Методика перцептивное | моделирование |
СО | СТ |
44-45 | |
— | |
— | |
40-39 | |
38-37 | |
36-35 | |
34-33 | |
32-29 | |
27-26 | |
25-24 | |
23-22 | |
— | |
21-17 | |
15-0 |
Результаты выполнения задания по методике в интервале от 7 до 11 стандартных баллов соответствуют возрастной норме. 12 баллов и выше — уровню развития выше среднего, менее 7 баллов — уровню развития ниже среднего.
« Схематизация»
На рис. 1—3 предлагается нумерация домиков и в таблице — шкала оценок, пользуясь которыми можно определить количество очков соответствующее любому домику, отмеченному ребенком в каждой задаче.
Рис. 1 — нумерация домиков к задачам 1 — 4.
Рис. 2 — нумерация домиков к задачам 5—6.
24#Ш 22^1 23 « 21 28 |
U
Рис. 3 — нумерация домиков к задаче7.
Шкала оценок по каждой задаче в баллах («Схематизация»)
домиков | задач | ||||||
6. | |||||||
2. | |||||||
2 ' | |||||||
31. | |||||||
Результаты выполнения детьми диагностических заданий зано- сятся в протокол (один протокол на всю обследуемую группу детей).
Протокол к методике «Схематизация»
№ и местонахождение детского учреждения
Дата проверки Проверяющий
№ | JN9 | Фамилия, имя ребенка | №№ заданий | ||||||
П.1 | |||||||||
A | |||||||||
Б | |||||||||
A | |||||||||
Б | |||||||||
A | |||||||||
Б | |||||||||
A | |||||||||
Б | |||||||||
A | |||||||||
Б | |||||||||
А — количество полученных очков в каждой задаче.
Б — номер домика, отмеченного ребенком.
В протоколе фиксируется как количество очков, начисляемых за выполнение каждого задания (А), так и пройденный каждым ребенком путь, то есть — выбранный им в конечном итоге домик (Б). Если первый показатель необходим для выведения суммарной количественной оценки, то второй служит основанием для качественного анализа способов ориентировки ребенка в заданиях.
Данные о том, какой домик выбрал ребенок в каждой задаче, позволяют проследить пройденный им путь и, сравнив этот путь с указаниями, содержащимися в «письме» и с особенностями расположения домиков на полянке, дают возможность установить, на какие именно элементы ситуации ориентировался ребенок. Изучение особенностей такой ориентировки при решении всех предложенных задач, дает основание для заключения о том, какие способы ориентировки доступны данному ребенку.
После проведения диагностических обследований и обработки результатов необходимо провести перевод сырых очков в стандартные.
Шкала перевода «сырых« очков (СО) в стандартные (СТ) с М = 10 и а= 3.
Методика действие | схематизации | |
СО | СТ | |
— | ||
_ | ||
— | ||
29-28 | ||
27-26 | ||
25-24 | 14, | |
23-21 | ||
20-28 | ||
17-16 | ||
15-14 | ||
13-12 | ||
11-10 | 8- | |
9-8 | ||
7-6 | ||
— | ||
4-3 | ||
1-0 |
Результаты выполнения задания по методике в интервале от 6 до 11 стандартных баллов соответствуют возрастной норме. 12 баллов и выше — уровню развития выше среднего, менее 6 баллов — уровню развития ниже среднего.
«Четвертый лишний»
При оценке результатов выполнения заданий учитывается выбор картинки и названный признак, по которому объединялись оставшиеся картинки.
Если ребенок сделал правильный выбор и смог его адекватно объяснить, то можно говорить о том, что в предложенных предметах им были выделены существенные признаки, которые относятся к соответствующему понятию или категории высокий уровень выполнения (5 баллов) - ребенок преимущественно объединяет (в 4-5 наборах) картинки по существенному признаку (понятийному) и называет соответствующее понятие (для 2-3).
Уровень выше среднего (4 балла) - ребенок в 3-х случаях из пяти объединяет картинки по существенному (понятийному) признаку и называет соответствующие понятие в 2-х - 3-х заданиях.
Средний уровень (3 балла) характеризуется тем, что, выполнив 3 задания по понятийному принципу, ребенок не может объяснить свой выбор.
Если при выборе «лишней» картинки ребенок в 3-х и более случаях ориентируется не на существенные признаки предметов, а на свои житейские представления (комплексное обобщение) и объясняет свой выбор в 2-х - 3-х заданиях, то такое выполнение соответствует уровню ниже среднего и оценивается в 2 балла.
В 1 балл оценивается такое выполнение заданий, когда ребенок в 3-х - 4-х случаях осуществляет выбор, ориентируясь на несущественные, случайно выделенные им признаки и не может их обосновать. Это соответствует низкому уровню выполнения.
Если выбор «лишней» картинки во всех 5-ти случаях происходит случайным образом, то задание считается невыполненным и ребенок получает 0 баллов.
Последовательность событий
Задание, состоит из двух частей:
1) выкладывание последовательности картинок;
2) устный рассказ по ним.
Правильно найденная последовательность картинок (1—2—3—4) свидетельствует о том, что ребенок понимает смысл сюжета (3 балла), а устный рассказ показывает, может ли он выразить свое понимание в словесной форме.
Бывают случаи, когда при неправильно выложенной последовательности рисунков испытуемый, тем не менее, сочиняет логическую версию рассказа. Такое выполнение задания рассматривается как хорошее, и оценивают в 3 балла.
Если испытуемый правильно выложил последовательность картинок, но не смог составить хорошего рассказа, то желательно задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить efo понимание изображённой последовательности событий. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов расценивается как выполнение задания на среднем уровне (2 балла) как вполне хорошее. Если испытуемый правильно выложил последовательность картинок, но не смог составить рассказа даже с помощью наводящих вопросов, такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное (1 баллов). 1 балл ставится также в том случае, если выложенная испытуемым последовательность картинок не соответствует рассказу, но после наводящего вопроса взрослого ребёнок меняет последовательность на соответствующую рассказу.
В том случае, когда испытуемый не смог выложить картинки в нужной последовательности ему следует поставить 0 баллов.
Особенно следует рассматривать случаи, когда молчание ребенка обуславливается личностными причинами: страх общения с незнакомыми людьми, боязнь допустить ошибку, ярко выраженная неуверенность в себе и т.д.
Считается, что испытуемый не справился с заданием (0 баллов), если:
— не смог восстановить последовательность картинок и отказался от рассказа;
— каждая картинка рассказывается отдельно, без связи с остальными — в результате рассказ не получается;
— на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.
Произвольная сфера.
Методика «Узор»
Каждое правильное соединение засчитывается за 2 очка. Правильными являются соединения, соответствующие диктанту (ключу). Для их выявления работа ребенка сверяется с ключом. На рисунках (1а, б, в, г) изображены ключи к задачам (рис. 1а — ключ к вводной задаче, на рис. 16, в, г — ключи к задачам первой, второй и третьей серий).
Штрафные очки (по одному) начисляются: 1) за лишние соединения, не предусмотренные диктантом; 2) за разрывы только между правильнымисоединениями, соответствующими диктанту.
Все остальные возможные виды ошибок не учитываются вовсе, так как их наличие автоматически снижает количество начисляемых очков.
Максимально возможное количество очков в каждой серии — 20. Максимально возможное количество очков за выполнение всего задания — 60.
При переводе «сырых» очков в нормализованную стандартную шкалу выяснилось, что максимальный балл, набираемый детьми, выражается в 17 стандартных очках. Этот факт свидетельствует о недостаточной дифференцирующей силе методики: сравнительно
большой процент детей вьшолняет методику безошибочно, также как довольно много детей не справляются с ней вовсе. Однако, для данной методики это не является существенным недостатком, поскольку она рассчитана на констатацию конкретного умения действовать по словесному правилу. При определенном воспитании и, особенно при обучении детей, подобное произвольное действие вполне доступно ребенку старшего дошкольного возраста, а недоступность этого действия свидетельствует либо о существенных недостатках воспитания и обучения, либо о затруднениях другого характера, связанных с недостатками общего развития.
Шкала перевода «сырых* очков (СО) в стандартные (СТ)