Роль воображения в жизни человека
Лекция 5
Воображение
§ 1. Понятие о воображении. Что такое воображение. Чем воображение отличается от восприятия. Каковы основные виды воображения человека.
§ 2. Роль воображения в жизни человека. Для чего человеку нужно воображение. Какую роль воображение играет в планировании управления деятельностью человека. Какова роль воображения в регуляции процессов удовлетворения потребностей человека. Какова роль воображения в различных видах творческой деятельности человека.
§ 3. Природные факторы и социальные условия, влияющие на воображение. Каким образом воображение человека связано с процессами, происходящими в организме. Как органические процессы, влияют на воображение человека. Каким образом психические процессы и состояния человека воздействуют на его воображение. Какова связь воображения с тем, что происходит в жизни человека, вокруг него.
§ 4. Развитие воображения. Можно ли развивать воображение. Что следует понимать под развитием воображения. Каковы основные направления развития воображения. Что представляют собой средства развития воображения.
Понятие о воображении
Что такое воображение.Воображение можно определить как процесс представления информации в виде образов, причем речь идет о таком ее представлении, при котором образы отличаются от реальной действительности. Иными словами, в образах, рождаемых воображением человека, всегда содержится нечто такое, чего нет в реальной действительности.
С воображением мы имеем дело, когда думаем о будущем или когда пытаемся представить себе то, что в данный момент времени отсутствует или не может быть воспринято. С воображением мы имеем дело в наших мечтах, фантазиях, грезах. Воображением мы пользуемся и в том случае, когда занимаемся творческим процессом, который включает в себя образы в качестве продуктов творчества. Из сказанного можно сделать вывод о том, что воображение человека имеет много общего с его восприятием, памятью и мышлением. Чтобы уточнить, что понимается под воображением, рассмотрим отличия воображения от названных выше познавательных процессов.
Чем воображение отличается от восприятия, памяти и мышления.Обсуждая данный вопрос, можно говорить, с одной стороны, об отличиях воображения как познавательного процесса от указанных выше других познавательных процессов, а с другой — об отличиях образов, рождаемых воображением человека, от образов, связанных с функционированием познавательных процессов. Время от времени мы будем говорить как о первых, так и о вторых отличиях воображения от восприятия, памяти и мышления.
Восприятие — это процесс порождения образов в результате непосредственного воздействия информации на органы чувств человека, причем соответствующая информация касается реально существующих предметов и явлений, которые воздействуют на органы чувств в данный момент времени. Восприятие — это процесс порождения образов в отсутствие реальной стимуляции органов чувств со стороны объективно существующих явлений и предметов. Иными словами, в восприятии образы рождаются лишь тогда, когда связанные с ними предметы и явления присутствуют в окружающем мире и воздействуют на органы чувств человека, а в воображении образы возникают, когда соответствующие предметы и явления отсутствуют. В этом заключается первое отличие воображения от восприятия.
Второе отличие воображения от восприятия состоит в том, что образы восприятия более или менее точно отражают объективно существующие явления и предметы и обычно не имеют в себе такого, чего не было бы в этих предметах и явлениях. Образы, рождаемые воображением человека, всегда несут в себе нечто, чего нет в реальной действительности. Иногда они являются продуктом чистой фантазии, то есть ничему в реальной действительности не соответствуют вообще.
Достаточно близка к воображению человека его образная память. Но и здесь можно увидеть существенные отличия воображения от памяти. Прежде всего, память может воспроизвести лишь то, что человек когда-то запомнил. В ней нет ничего такого, чего не было бы в памяти человека, долговременной или оперативной. Правда, могут иметь место искажения, ошибки памяти, но и они не являются случайными и по своему содержанию практически всегда чем-то напоминают то, что сохранилось в памяти. Образы, рождаемые воображением, всегда имеют в себе нечто ранее несущестовавшее в памяти.
Воображение, особенно творческое, напоминает мышление. Как продукт, так и результат творческого воображения представляют собой придуманный человеком образ. Однако когда мы говорим о мышлении, под ним мы понимаем целенаправленный процесс решения задачи, результат которого как бы известен заранее.
Приступая к творческому мышлению, человек знает, что он собирается создать, и постоянно сверяет продукт своего образного мышления с намеченной целью. Для творческого воображения никакой заранее намеченной цели не существует. В творческом воображении рождаемый фантазией человека образ непредсказуем, появляется и изменяется в самом процессе и почти всегда является в чем-то неожиданным для самого человека.
Теперь, определив, что такое воображение, и выяснив его отличия от восприятия, памяти и мышления, попробуем ответить на вопрос:
Каковы основные виды воображения человека.Таких видов у человека несколько. Это — пассивное и активное воображение, репродуктивное и продуктивное (творческое) воображение. Рассмотрим каждый из этих видов воображения в отдельности.
Пассивным называют воображение, в котором образы рождаются самопроизвольно, без участия сознания и воли человека. Они появляются в голове, всплывают, изменяются неожиданно, и человек не в состоянии их контролировать. Примерами пассивного воображения являются образы сновидений и галлюцинаций, а также образы, возникающие во время болезненных изменений сознания человека, например в бреду.
Активное воображение — это воображение, рождающее образы при активном участии сознания и воли человека. Здесь человек ставит перед собой цель придумать, представить нечто в виде образа, и последовательно, контролируя процесс, решает определенную задачу. Примерами активного воображения выступают образы художников, писателей, инженеров, которые занимаются сознательным творческим трудом. Активно воображение ребенка, который придумывает что-то, например, рисует, сочиняет и т.п.
Репродуктивное воображение — это воображение, которое в основном воспроизводит известное, имея, конечно, в порождаемых им образах значительную долю фантазии. Так, например, репродукция картины известного художника является более или менее точной ее копией, но вместе с тем чем-то отличается от оригинала. Репродуктивным можно также назвать воображение, образы которого созданы на основе известных элементов, путем их нового сочетания или новой комбинации. Если, к примеру, ребенок сложил известную мозаичную фигуру из предложенного ему набора элементов, то воображение такого ребенка будет репродуктивным.
Продуктивным называют воображение, порождающее совершенно оригинальный образ, который в целом и по частям существенно отличается от всего известного. К примеру, в большинстве случаев продуктивным будет воображение художника, писателя, инженера, которые создают новое произведение искусства, литературы или новую технику.
Роль воображения в жизни человека
Для чего человеку нужно воображение. Каковы основные функции воображения.Человек, по-видимому, является единственным из всех живых существ, обладающих активным и продуктивным воображением. Следовательно, вполне резонно поставить и попытаться найти ответ на вопрос о том, какую роль эти виды воображения играют в жизни человека. Но у него также есть и два других, названных выше, вида воображения: пассивное и репродуктивное. Наверное, и они решают важную задачу в жизни людей. Ответить на вопрос о том, для чего человеку нужно воображение, можно, раскрыв его основные функции.
Воображение, во-первых, позволяет человеку представлять в виде образов и идей то, что он не может непосредственно воспринимать в данный момент, или то, что вообще или в данный момент времени не существует в действительности. Например, человеку может понадобиться представить какой-либо предмет, которого нет в его поле зрения в настоящий момент, или то, что он только еще собирается создать (воображение художника, писателя, актера в момент начала их творческой деятельности), и тогда он обращается к своему воображению.
Во-вторых, воображение необходимо, чтобы в образной форме решать некоторые задачи, не действуя практически с вещами, а только манипулируя в сознании образами вещей, с которыми эти задачи связаны. К примеру, решая задачу удобной расстановки тяжелых и крупногабаритных предметов мебели в комнате, человек сначала мысленно, в своем воображении, представляет картину новой расстановки мебели, и только затем, решив, что она оптимальная, предпринимает соответствующие практические действия.
В-третьих, воображение помогает человеку выйти за пределы настоящего времени и, перенеся себя мысленно в прошлое или в будущее, проиграть в уме соответствующие действия. Например, анализируя уже совершенные нами поступки, мы иногда мысленно переносим себя в прошлое и представляем, каким бы было наше поведение, если бы мы действовали по-другому. Если, напротив, возникает задача хорошо подготовиться к будущему, то мы в своем воображении представляем себе будущую ситуацию и различные варианты своего поведения в ней.
У человеческого воображения есть и две специальные, психологческие функции. Одна из них называется психодиагностической, а другая — психотерапевтической. Психодиагностическая функция воображения заключается в том, что, анализируя продукты воображения человека, можно судить о его психологии.
Эта функция активно используется в психологических тестах, где человеку предлагается что-либо придумать (например, несуществующее животное), сочинить рассказ, усмотреть что-либо определенное в беспорядочном нагромождении линий, красок, фигур и т.п. Предполагается, что в продуктах фантазии человека непосредственно отражаются его психологические особенности. Подвергая продукты фантазии человека специальному анализу, мы можем сделать определенные выводы о его психологии.
Психотерапевтическая функция воображения в свою очередь состоит в том, что через него можно оказывать положительное влияние на психологическое состояние и поведение человека. Известно, что, произвольно вызывая у себя определенные образы, мы через них можем изменять свои собственные психические и физические состояния. Представляя, например, жаркое лето, солнце, мы начинаем внутренне ощущать тепло. Мысленно воображая, что мы находимся на морозе, мы начинаем ощущать холод.
1 Аутогенная тренировка — это метод практической психологии, включающий в себя освоение человеком системы физических, дыхательных и других специальных упражнений, связанных с самовнушением и рассчитанных на эффективную психофизиологическую саморегуляцию человека.
Гештальттерапия — это метод групповой практической психологии, где воображение используется для того, чтобы представлять себе какого-либо человека присутствующим в данный момент времени и вести с ним открытый диалог. Нейролингвистическое программирование — это также один из методов психотерапии, основанный на активном использовании воображения в терапевтических целях, в частности, для образного представления самого себя, как бы наблюдающего за самим собой со стороны.
Есть, однако, и типичные, довольно часто встречающиеся в жизни каждого человека случаи, когда все люди время от времени обращаются к использованию воображения. Эти случаи связаны с планированием и управлением деятельностью человека, с регулированием процесса удовлетворения потребностей, с различными видами творческой деятельности.
Какую роль воображение играет в планировании и управлении деятельностью человека.Когда человек планирует свою деятельность, он, естественно, пытается представить, как она может разворачиваться в будущем. Это будущее для него еще не наступило, и представлять его можно лишь в воображении. Следовательно, любое планирование будущего основано на достаточно активном воображении человека, и чем богаче его воображение, тем детальнее и на более длительный срок он может планировать свою жизнь на будущее.
В качестве примера планирования деятельности с участием воображения можно взять размышления шахматиста над своим очередным ходом. Опытный шахматист может почти наверняка спланировать развитие ситуации на шахматной доске на несколько шагов вперед, причем хорошо представляет ее в своем воображении, прежде чем принять окончательное решение.
То же самое делает и опытный бизнесмен, принимая какое-либо решение по развитию бизнеса, опытный политик, принимая определенное политическое решение, рассчитывая на то, что оно вызовет в обществе определенный резонанс. Вообще, в любой деятельности способность мысленно представлять себе всевозможные варианты развития событий в будущем выступает как одно из профессионально значимых качеств человека. Проверку уровня развития такой способности часто включают в процедуры профессионального отбора людей. Не менее важна роль воображения в управлении актуальной деятельностью человека, то есть деятельностью, которой он занят в данный момент. Дело в том, что планирование человеком любой его деятельности, особенно целенаправленной, всегда несколько опережает происходящие в ней реальные события, если, конечно, это сознательно управляемая деятельность. Всякий очередной свой шаг в этой деятельности человек должен соотносить с ее целью, то есть представлять себе, приблизится он или, напротив, удалится от соответствующей цели, предприняв очередное, связанное с данной деятельностью, действие.
Какова роль воображения в регуляции процесса удовлетворения потребностей.Далеко не все свои потребности в силу тех или иных причин человек в состоянии постоянно и полностью удовлетворять, и это обстоятельство порождает у него хроническое состояние неполной удовлетворенности жизненно важных потребностей. Если бы дело обстояло таким образом, что у человека не было другого пути избавления от чувства неудовлетворенности, кроме полного удовлетворения соответствующих потребностей, то ему никогда бы не удалось добиться нормализации своего психологического состояния.
К счастью, человек обладает уникальной способностью в какой-то степени удовлетворять свои потребности в воображении, то есть не только реально, но и символически. К примеру, если человек мечтает о том, чтобы оказаться в каком-либо привлекательном для него месте, но не может сделать этого вообще или в данный момент, то он может просто представить себе, что уже находится в желаемом месте. От этого, конечно, его потребность не будет полностью удовлетворена и окончательно не исчезнет, но ее острота, тем не менее, существенно снизится.
Обиженный человек может отомстить своему обидчику символически, в своем воображении. Это в какой-то степени успокоит его самого. Данный прием широко применяется, например, в Японии для самоуспокоения служащих, недовольных действиями своих начальников. Они могут войти в комнату, где находится фотография или манекен начальника, и, заперевшись в ней, выразить фотографии или манекену все, что хотели бы сказать или сделать реальному начальнику. Популярная психологическая теория, объясняющая жизненное назначение и содержание сновидений человека, утверждает, что одна из главных задач сновидений человека заключается в том, чтобы служить средством символического удовлетворения актуальных, не полностью удовлетворенных потребностей и снимать напряжение, беспокойство, тревогу, порождаемые неудовлетворенными потребностями. Эта теория довольно популярна в психоанализе, с ней связывается существование специального защитного механизма1, который называется замещением. Суть его состоит в том, что, будучи не в состоянии удовлетворить свою потребность с помощью одного, весьма привлекательного, объекта, человек удовлетворяет ее с помощью другого, менее привлекательного, и при этом в своем воображении искусственно поднимает цену доступного для него объекта, одновременно обесценивая менее доступный объект. Известным литературным воплощением этой психологической ситуации является басня И.А.Крылова «Лиса и виноград», где лиса, не добравшись до винограда, утешается тем, что он зелен и что именно поэтому ей якобы его не хочется.
Какова роль воображения в различных видах творческой деятельности человека.Без богатого воображения любая творческая деятельность человека была бы невозможной. Это объясняется следующим.
Во-первых, сам продукт творчества или будущая цель творческой деятельности всегда представлены сначала в воображении творца и только затем становятся реальностью. Прежде чем нарисовать картину, художник в своем воображении строит ее замысел.
Во-вторых, первончальный творческий замысел или проект почти никогда не остаются неизменными и чаще всего существенно изменяются в ходе самого творчества. Это изменение задуманного в ходе творческой деятельности является именно ее неотъемлемым свойством и не может происходить иначе, как в воображении.
1 Описано более 20 видов защитных механизмов. Начало исследованиям защитных механизмов было положено З.Фрейдом, рассматривавшим их как формы разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериори-зованными социальными требованиями и запретами, и А.Фрейд, видевшей в них также механизм разрешения внешних конфликтов, адаптации к социальному окружению.
В-третьих, способности, талант любого творца не в последнюю очередь оцениваются людьми именно по богатству его воображения. Что останется от картин известного художника Сальвадора Дали, если из его творчества убрать то, что относится к богатой творческой фантазии самого художника, и оставить лишь то, что касается высокого технического мастерства его кисти? Это сразу же поставило бы Дали в ряд множества других, малоизвестных художников, которые владеют кистью не хуже, чем он. А разве мы не оцениваем достоинство автомобиля, в частности, по оригинальности его дизайна?