Результаты изучения агрессивности личности
При разном уровне волевого самоконтроля
Исследование уровня агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля позволило дифференцировать подростков (см. приложение таблица 1).
В таблице 1 представлены результаты, по методике Басса-Дарки, уровня агрессивности.
Таблица 1
Результаты обследования уровня агрессивности
Уровень агрессивности | Количество человек | |
n | % | |
высокий | 35,0 | |
средний | 50,0 | |
низкий | 10,0 |
В нашем исследовании, по методике Басса-Дарки, установлено, что 7 человек (35,0 %) имеют высокий уровень агрессивности, (чрезмерно агрессивные) нередко бывают неуравновешенными. Им присуще такие качества, как: обидчивость, импульсивность, их так же легко вывести из себя, могут жестоко обращаться по отношению к другим. 10 человек (50,0 %) – средний уровень агрессивности, (умеренно агрессивные) личностей. Они характеризуются действиями, которых носят разрушительный характер, имеют склонность к непродуманным поступкам, довольно частой злобой на окружающих, но после того, как успокаиваются, зачастую, просят прощения за свою несдержанность. И 2 человека (10,0%) – с низким уровнем агрессии. Такие люди, большую часть времени, миролюбивы, добры и общительны.
Покажем графически (рис. 1).
Рис. 1. Результаты изучения агрессии по методике Басса-Дарки
В таблице 2 представлены результаты, измеренного по методике ВСК уровня самоконтроля.
Таблица 2
Результаты обследования уровня самоконтроля
Уровень самоконтроля | Количество человек | |
n | % | |
высокий | 20,0 | |
средний | 50,0 | |
низкий | 30,0 |
Покажем графически (рис. 2).
Рис. 2. Результаты изучения самоконтроля по методике «Волевой самоконтроль»
В нашем исследовании, по методике ВСК (волевой самоконтроль), мы выяснили, что 4 человека (20,0 %) имеют высокий уровень самоконтроля, им характерна сдержанность, спокойствие и уверенность. 10 человек (50,0 %) –средний уровень самоконтроля, такие люди сдержанны, но иногда, все же, могут вспылить, обидчивы, но очень быстро «отходят». 6 человек (30,0) имеют низкий уровень самоконтроля, там людям характерна постоянная обидчивость, ярость и импульсивность.
Нормой тут является 10-13 баллов. Хотя опять же прослеживается некоторая закономерность: те испытуемые, которые имели низкие показатели по шкале самоконтроля, имеют высокие показатели по шкале агрессивности.
В таблице 3 представлены результаты проведенной связи между двумя, вышеуказанными, методиками.
Таблица 3
Связь между агрессивностью личности подростков при разном уровне
Волевого самоконтроля
Самоконтроль | агрессивность | |||||
высокая | средняя | низкая | ||||
n | % | n | % | n | % | |
высокий | ||||||
средний | - | |||||
низкий | - |
Исходя из полученных данных, мы можем сказать, что при высоком уровне самоконтроля подростков уровень агрессивности будет средним или низким; при высоком уровне агрессии у подростков будет отмечаться низкий или средний уровень самоконтроля.
При анализе корреляционной связи получился такой результат r = -0,4. Это означает, что связь между агрессией и самоконтролем есть, но она обратная, т.е. при увеличении показателя результатов одной методики, показатель второй – убывает.
Таким образом, в результате проведенных эмпирических исследований выдвинутый нами в процессе работы вопрос получил свое подтверждение. Как мы видим из анализа полученных данных, статистическая связь между волевым самоконтролем и формами агрессии все же существует, но имеет обратный характер.
Выводы по главе 2
Эмпирическая часть данного исследования состояла из нескольких этапов: была составлена программа эмпирического исследования психологических особенностей личности с повышенным уровнем агрессивности и подобраны методики эмпирического исследования.
На основании результатов диагностики по тесту ВСК , было выделено три группы: с высоким, средним и низким уровнем волевого самоконтроля. Характеризуются они тем, что подростки с высоким уровнем волевого самоконтроля спокойны и сдержанны, со средним уровнем - менее спокойны и сдержанны, чем подростки с высоким уровнем, но более, чем подростки с низким уровнем, а подростки с низким уровнем, в свою очередь, менее спокойны, чем подростки с высоким и среднем уровнем.
То же самое можно сказать о результатах диагностики по тесту Басса-Дарки. На основе результатов этого теста так же было выделено три группы с высоким, средним и низким уровнем агрессии.
При анализе связи между агрессивностью личности подростков при разном уровне волевого самоконтроля мы выявили, что не у всех подростков уровень самоконтроля равен уровню агрессии. Это подтверждает результат корреляционной работы о том, что уровни имеют обратный характер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля всегда была и есть одной из самых актуальных в психологии, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Но время не стоит на месте, и современное общество требует пересмотра традиционных подходов к её понимаю, решению и дополнению понятий новым содержанием.
Вид агрессивного поведения во многом определяется возрастными отличительными особенностями человека. Каждая возрастная категория имеет особую ситуацию развития и выдвигает конкретные условия к личности. Адаптация к возрастным требованиям зачастую сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Специфической чертой такого поведения в подростковом возрасте есть его зависимость от ровесников на фоне потери авторитета взрослых.
Таким образом, цель курсовой работы, которая состояла в исследовании отдельных негативных свойств личности подростка (агрессии) и самоконтроля, а так же наличия акцентуации характера во взаимоотношениях между сверстниками достигнута.
В результате исследования было выявлено, что большинство учащихся имеют «нормальные» показатели по всем диагностикам. Те же, кто имеют показатели, выходящие за пределы норм, отклонились от нее не намного.
Следует признать, что в силу ряда причин социальное воздействие на личность с выраженным агрессивным поведением часто оказывается малоэффективным. Поскольку агрессия имеет глубокие биологические и социальные корни, искоренить агрессивное поведение, по всей видимости, невозможно. Можно лишь говорить о необходимости снижения его проявлений через создание системы эффективного социального контроля на нескольких уровнях – общества, семьи и малых групп, самой личности.
По результатам проведенного исследования сделаем следующие основные выводы, что немало нового и интересного мы узнали, изучив данную тему. Из результатов диагностики было установлено, что часть подростков имеют ярко выраженное агрессивное поведение, носящее деструктивный характер. Волевой самоконтроль находится у них на низком уровне. Так же, проведя еще один тест, мы подтвердили наше предположение о том, высокий волевой самоконтроль влияет на агрессию подростков положительно. Особенности агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля актуальная тема и сейчас, и в будущем, работа над этой темой будет продолжаться еще долгое время. Интерес к ней не иссякнет, а наоборот, будет возникать еще больше, позволяя открыть все более новые, еще не изученные факты и элементы решения данной проблемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александер, Ф. Человек и его душа / Ф. Александер, Ш.Селесник. М., 2010. 571 с.
2. Андрюшина, Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков: Дис. ... канд. психол. наук / Л.О. Андрюшина. Тверь, 2011. 202 c.
3. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л.Берковиц. СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. 510 с.
4. Бурминская, Т.В. Взаимосвязь особенностей развития личности подростков и форм агрессивных реакций: Дис. ... канд. психол. наук / Т.В. Бурминская. Ставрополь, 2004. 199 c.
5. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб.: Питер, 1997. 336 с.
6. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60-71.
7. Журавлев, В.С. Почему агрессивны подростки / В.С. Журавлев // СоцИс. 2001. № 2. С.18-19.
8. Журавлев, Д. Подростковая агрессивность – психологическая закономерность или социальный феномен? // Д. Журавлев. Народное образование. 2004. №2. С.185-192.
9. Зимелева, З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: Дис. ... канд. психол. наук / З.А. Зимелева. М., 2012. 149 c.
10. Зотова, Л.Э. Психологические факторы агрессивного поведения старшеклассников: Дис. ... канд. психол. наук / Л.Э. Зотова. М., 2012. 188 c.
11. Иванова, Е.А. Гендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста: Дис. ... канд. психол. наук / Е.А. Иванова. Иркутск, 2012. 181 c.
12. Карасева, Е.А. Влияние когнитивных стилей на формирование агрессивности у подростков с поведенческими и эмоциональными расстройствами (В связи с задачами психологической коррекции): Дис. ... канд. психол. наук / Е.А. Карасева. СПб., 2010. 166 c.
13. Кондракова, И.Э. Предупреждение и педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков в школе: Дис. ... канд. пед. наук / И.Э. Кондракова. СПб., 2010. 167 c.
14. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло) / К. Лоренц. М.: Просвещение, 2014.
15. Майерс, Д. Социальная психология: Пер. с англ./ Д. Майерс. СПб.: Питер, 2010. 531с.
16. Никитин, А.В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте: Дис. ... канд. психол. наук / А.В. Никитин. М., 2010. 173 c.
17. Перлз, Ф. Опыты психологии самопознания / Ф. Перлз. М., 2013. 240с.
18. Разаренова, Е.В. Самоактуализация личности подростка как средство снижения агрессивности: Дис. ... канд. психол. наук / Е.В. Разаренова. Ярославль, 2014. 212 c.
19. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан. СПб., 2011. 347с.
20. Реан, А.А. Изучение агрессивности личности /А.А. Реан.// Психология изучения личности. СПб., 2010. 251с.
21. Саблина, Н.А. Поведенческие проявления агрессивности в подростковом возрасте и возможности их преодоления: Дис. ... канд. психол. наук / Н.А. Саблина. Ставрополь, 2004. 178 c.
22. Слотина, Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков: Дис. ... канд. психол. наук / Т.В. Слотина. СПб., 2012. 230 c.
23. Смирнова, Т.П. Личностные факторы репрезентации агрессивного поведения у представителей различных психологических типов: Дис. ... канд. психол. наук / Т.П. Смирнова. М., 2010. 227 c.
24. Соловьева, С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: Дис. ... д-ра психол. наук / С.Л. Соловьева. СПб., 2011. 600 c.
25. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. М.: Республика, 2014. 447 с.
26. Харитонова, Е.В. Социально-исторические детерминанты агрессивного поведения (Психолого-историческая реконструкция на материалах 20-ых гг. XX в.) : Дис. ... канд. психол. наук / Е.В. Харитонова. М., 2013. 161 c.
27. Хлыстова, Н.М. Социально-психологическая причинность агрессивности личности: Дис. ... канд. психол. наук / Н.М. Хлыстова. Новосибирск, 2013. 171 c.
28. Чепелева, Л.М. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка: Дис. ... канд. психол. наук / Л.М. Чепелева. Краснодар, 2011. 157 c.
29. Ярмоленко, Г.П. Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии (На примере студенческой молодежи): Дис. ... канд. психол. наук / Г.П. Ярмоленко. СПб., 2013. 161 c.
30. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 2010. 656 с.
31. КотырлоВ.К. Развитие волевого самоконтроля у подростков. / В.К. Котырло. Киев: Издательство: "Киев", 2010. 279 с.
32. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека / Г.С. Никифоров. СПб: издательство СПБГУ, 2011
33. Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младшихшкольников /А.Г. Пачина. М., 2004. С.31-37.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1