Место психологии в системе наук о человеке
Ответы
на экзаменационные вопросы
По психологии
Содержание.
1. Предмет и задачи современной общей психологии. 3
2. Место психологии в системе наук о человеке. 3
3.. Методы исследования в психологии. 4
4.. История развития психологии как науки. 5
5.. Характеристика волевой сферы личности, волевые качества. 6
6.. Понятие личности в психологии. Индивид, субъект, личность, индивидуальность. 7
7. Направленность личности.. 8
8. Активность личности. 8
9. Понятие деятельности. Структура деятельности. 10
10. Основные виды деятельности, их характеристика. 11
11. Основные способы выполнения действий: умения, навыки и привычки. 12
12. Внимание и его виды.. 13
13 Основные свойства внимания.. 14
14. Понятие об общении. Структура общения. 15
15. Роль общения в жизни человека. 16
16. Понятие об ощущениях, виды ощущений. 17
17. Основные свойства ощущений. 17
18. Общая характеристика и физиологические основы восприятия.. 18
19. Основные виды восприятия. 19
20. Свойства восприятия, их характеристика. 20
21. Память и ее физиологические основы. 21
22. Основные виды памяти.. 21
23. Характеристика основных процессов памяти. 22
24. Запоминание, условия успешного запоминания.. 23
25. Мышление и физиологические основы мышления. Виды мышления. 24
26. Основные мыслительные операции. 24
27. Основные формы мышления и их характеристика. 25
28. Понятие о воображении и его физиологические основы. 26
29. Виды и типы воображения. 27
30. Основные приемы воображения. 28
31. Речь. Функции и виды речи. 29
32.Связь мышления и речи. 30
33. Общие понятия об эмоциях в психологии. Виды эмоциональных состояний. 31
34. Чувства, их виды. 31
35. Понятие о темпераменте, физиологические основы темперамента. 32
36. Типы темперамента, их психологическая характеристика. 33
37. Понятие о характере, физиологические основы характера. 34
38. Черты характера, их характеристика. 35
39. Понятие о способностях. Задатки и способности. 35
40. Структура способностей. Общие и специальные способности.. 36
41 Мотивы и мотивация.. 37
1. Предмет и задачи современной общей психологии.
Если сформулировать обобщенно предмет психологии, то можно сказать, что ПСИХОЛОГИЯ - это наука, которая изучает факты, закономерности и механизмы возникновения, протекания и проявления психических явлений. Таким образом, психология изучает психику или психические явления.
Психические состояния – уровень работоспособности и качества функционирования психики человека в конкретный момент времени.
Психические образования – психические явления, возникающие в ходе жизненного опыта человека и выражающиеся в уровне знаний, умений, навыков, в совокупности привычек.
Психические свойства – устойчивые особенности личности, обеспечивающие типичное поведение, проявляющееся в деятельности и общении с другими людьми.
Психические процессы – динамические психические явления, обуславливающие отражение и осознание человеком воздействий окружающего мира.
Психические познавательные процессы - совокупность явлений, которые позволяют человеку изучать окружающий мир, других людей, самого себя.
Можно говорить о специфических задачах психологии в конкретных сферах (семье, профессиональной деятельности, политике, образовании и т.д.). Также необходимо отметить, что задачи психологии определяются теми общими проблемами, которые разрешает общество в конкретном государстве в тот или иной исторический период.
Коротко задачи психологии можно сформулировать так:
· Научиться понимать сущность психологических явлений и их взаимосвязь;
· Научиться управлять ими;
· Использовать полученные знания на практике;
· Быть теоретической основой практики психологической службы.
Место психологии в системе наук о человеке.
Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.
Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчетливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.