Основные требования к наблюдению
Основные требования к научному наблюдению — требования, обеспечивающие однозначность замысла, объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторения наблюдения, либо применения иных, более адекватных методов исследования, прежде всего эксперимента. В то же время наблюдение обычно включено в качестве составной части в процедуру эксперимента. На первый план все больше выступает интерпретация результатов наблюдения, так как в современной науке обобщения редко делаются на уровне наблюдаемых фактов, в качестве которых могут выступать лишь знаки изучаемых явлений (например, кривая на осциллографе, электроэнцефалограмма и т.д.).
Требования к подготовке наблюдения — требования, обеспечивающие четкое выделение исследовательской позиции, ее самостоятельность, ограничение форм сближения, идентификации с объектом наблюдения; планомерность процесса наблюдения; однозначность толкования регистрируемых признаков всеми наблюдателями; точность и своевременность регистрации признаков.
Ограничения в применении наблюдения — ограничения, которые обусловлены тем, что наблюдаемыми являются только те события, которые происходят в период проведения исследования. Прошлые события могут быть наблюдаемы, если они зафиксированы средствами видео- и звукозаписи. Локальность наблюдаемых явлений ограничивает исследователя в возможностях широких обобщающих выводов на весь класс исследуемых объектов.
Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина и И.Я. Каплунович в книге «Изучение личности учащегося и ученических коллективов» (М.: Просвещение, 1988) характеризуют наблюдение как один из основных методов, используемых в педагогической практике.
Наблюдение представляет собой метод длительного, планомерного, целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении учащихся, на основе их непосредственного восприятия в учебно-воспитательном процессе с обязательной систематизацией получаемых данных и формулированием возможных выводов.
Наблюдение как универсальный метод используется в самых разнообразных ситуациях. Научное наблюдение существенно отличается от ненаучного (житейского), которое проводится в обыденной жизни неорганизованно, беспланово, вслепую и зависит от многих случайностей. Для того чтобы наблюдение было научным должны быть соблюдены следующие требования:
1. Целенаправленность. Это требование означает, что наблюдение проводится, например, не за испытуемым вообще, а за проявлением его конкретных личностных особенностей, качеств в различных ситуациях и разных видах деятельности (игре, учебе, труде, общении).
2. Планирование. До начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства), показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты. При этом надо точно определить особенности, за которыми ведется наблюдение (их не должно быть много). Конечной целью наблюдения должна быть разработка путей исправления выявленных недостатков поведения.
3. Самостоятельность. Наблюдение должно являться самостоятельной, а не второстепенной задачей. Например, учитель решил узнать о проявлениях чувства товарищества у некоторых учащихся. Он решил организовать наблюдение во время учебной экскурсии в лес для знакомства детей с флорой и фауной. Если во время экскурсии учитель ставит перед собой одновременно и ряд других задач (воспитательных, организационных и т. д.), то его выводы могут оказаться хотя и объективными, но лишь случайно замеченными, попутными, так как основные усилия внимания, восприятия будут направлены на решение целого ряда задач. Это может помешать заметить сам поступок, а фиксация отдельных действий (ученик отдал, принес, вспылил, помог и т. д.) может мало что дать.
4. Естественность. Наблюдение должно проводиться в естественных для учащихся условиях. Оно должно проходить без вмешательства и корректировки учителем происходящих событий, так, чтобы ученик ничего не подозревал.
5. Систематичность. Наблюдение должно вестись не от случая к случаю, не по желанию исследователя, а постоянно, в соответствии с планом, систематически или через запланированные промежутки времени.
6. Объективность. В процессе наблюдения исследователь должен фиксировать не свои предположения, не искать то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а записывать объективные факты, действия, особенности поведения учащихся и на этом основании делать выводы в строгом соответствии с правилами логического вывода и основных психологических законов.
7. Фиксация. Все данные наблюдения должны систематически фиксироваться по определенной системе. Полученные результаты, материалы должны обязательно записываться в ходе наблюдения или сразу после него. Записи обычно ведут в хронологическом порядке, через определенные промежутки времени. Для сокращения необходимых записей их удобно оформлять в виде различных схем, таблиц и т. п.
Метод наблюдения довольно трудоемкий. При нем практически невозможно исключить влияние случайных факторов. Кроме того, это пассивный метод: ведь учитель «пожинает» результаты тех явлений и ситуаций, которые появляются независимо от его планов, он не может при необходимости повлиять на ход событий, повторить их. Так как фиксировать все невозможно, то при наблюдении можно упустить существенное и отметить несущественное. Данный метод не всегда позволяет установить точную причину поступка, действия. При наблюдении, как правило, анализируются только внешние проявления поступков. Наблюдению не поддаются интимные ситуации, а доступны только внешние конкретные факты, которые дают, в основном, информацию качественного характера и их сложно подвергнуть количественному анализу.
Отрицательные стороны наблюдения — характеристика наблюдения, которое приводит к ошибкам фактора субъективности, первого впечатления, ситуативности поведения испытуемых. Недостатки наблюдения связаны с невозможностью гарантировать репрезентативность данных из-за трудностей практического охвата большого количества явлений и в значительной вероятности ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов и побуждений действующих лиц. Поэтому наблюдение применяют в сочетании с другими методами сбора информации.
Недостатки метода наблюдения сводят в две группы: объективные (независимые от наблюдателя) и субъективные (связанные с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя). К объективным недостаткам прежде всего относят ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Поэтому каким бы всесторонним и глубоким ни был проведенный анализ, получаемые выводы могут быть обобщены и распространены на более широкие ситуации только с величайшей осторожностью и при соблюдении многих требований.
Еще одна особенность метода — сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений. Социальные процессы необратимы, их нельзя заново «проиграть», чтобы исследователь смог зафиксировать необходимые ему черты, элементы уже состоявшегося события. Наконец, отметим высокую трудоемкость метода. Осуществление наблюдения зачастую предполагает участие в сборе первичной информации большого числа людей достаточно высокой квалификации.
Многообразны и трудности субъективного плана. На качество первичной информации может оказывать влияние различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведения и т. д. К примеру, обращение друг к другу на «ты» в бригаде рабочих часто становится нормой для всех ее членов. Но психолог-наблюдатель, для ближайшего окружения которого характерна иная форма общения, может оценить это как пример неуважительного, фамильярного отношения молодых рабочих к старшим. Исключить подобные ошибки позволяет близость социального положения наблюдателя и наблюдаемых. Она способствует более полному и быстрому охвату наблюдаемой ситуации, правильной ее оценке.
Несмотря на указанные недостатки, которые, конечно же, надо учитывать, наблюдение имеет и некоторые преимущества по сравнению с другими методами психологического исследования.
Положительные стороны наблюдения — характеристика наблюдения, которое не требует каких-либо приборов, уединения с испытуемым, может проводиться в естественных условиях. Преимущества наблюдения – непосредственность впечатлений исследователя, активное продуцирование гипотез в ходе наблюдения. Оно позволяет изучать проблемы, не допускающие экспериментального решения, анализировать деятельность, поведение ученика в естественных для него условиях, «поймать» сам момент проявления поступка.