Глава 4. Виды имиджа с точки зрения факторов его образующих
Габитарный имидж
Индивидуальный имидж можно классифицировать с точки зрения факторов его образующих. Таким образом, выделяют габитарный, овеществленный, вербальный, кинетический и средовый имидж.
Известно, что о человеке мы можем судить по его поступкам, по его делам, по тому, что он сделал или не сделал, а в частности:
а) по его собственной внешности – по костюму, макияжу, прическе, аксессуарам, т. е. по его габитусу. И тогда эту составляющую его имиджа можно будет назвать габитарным имиджем;
б) по созданной им искусственной среде своего обитания – по жилищу, кабинету, автомобилю и пр. Эту составляющую имиджа называют средовым имиджем;
в) по его овеществленной продукции – предметам, вещам, которые он сделал, создал. Эта составляющая имиджа человека – овеществленный имидж;
г) по его вербальной продукции – что говорит, как говорит, что и как пишет; и понятно отсюда название этого частного имиджа – вербальный имидж;
д) по его кинетической продукции (мимика, жестикуляция, поза, дистанция, интонация). Эта составляющая имиджа человека – кинетический имидж.
Остановимся на характеристике габитарного имиджа.
Габитарный имидж – это мнение о человеке, сформированное на основе восприятия имиджформирующей информации о его внешнем виде.
То, насколько значима роль внешнего облика в жизни людей, доказывать не надо: уже в раннем детстве нас убедили в этом любимые сказки. Особенно распространенным и поучительным является сюжет с Иваном-дураком: как правило, «и платье у него худое, весь в саже, волосы дыбом». Отсюда и отношение к нему несерьезное, пренебрежительное: «пусть сидит на печи и не смешит людей». Но стоит ему только приодеться, очиститься, причесаться, как он становится пригожим молодцем, завидным женихом и, самое главное, перестает быть дураком.
Внешний вид несет в себе много информации: не пришитая пуговица свидетельствует о рассеянности или неаккуратности, тусклый, землистый цвет лица – о проблемах со здоровьем или влиянии дурных привычек. Поэтому не случайно уже в первые минуты общения складывается вполне определенное отношение к собеседнику. Внешний облик включает в себя много элементов: лицо, рост, телосложение, фигуру, вес, цвет, прическу, макияж, походку, осанку, привычки, одежду, аксессуары и т. п. Все вместе взятые они должны вызывать приятные эмоции, создавать впечатление о чувстве собственного достоинства, аккуратности, деловитости и уважении к окружающим. Безупречный внешний вид придает человеку уверенность. Действительно, мы испытываем большие неудобства от устаревшего костюма, дефектов кожи или непослушных волос. Многие не только не любят говорить о своей внешности, но зачастую заявляют о том, что она им совсем не нравится. Очевидно, это связано с тем, что каждый в чем-то не соответствует провозглашенным эталонам красоты.
Как мы уже говорили, габитарный имидж включает в себя в первую очередь одежду, макияж, прическу, аксессуары. Мы не ставим перед собой задачу дать полные рекомендации по подбору одежды, накладыванию макияжа, подбору аксессуаров. Этот материал достаточно полно рассмотрен в различных энциклопедиях по этикету, учебных и учебно-методических, научно-популярных изданиях, которые в последние время выходят в достаточно большом количестве. Список подобной литературы представлен в конце издания. Мы лишь остановимся на общих положениях по формированию габитарного имиджа.
Одежда. Один из наиболее значимых компонентов габитарного имиджа. Как известно, выбор одежды рассматривается как свидетельство того, как человек сам себя представляет. Своей одеждой человек сознательно, а чаще бессознательно показывает, каким он хочет, чтобы его видели окружающие. Свою личность трудно скрыть, она прорывается вопреки воле человека в знаках одежды. Даже если он сам ничего не хотел сказать, окружающие прочтут держащиеся в его одеянии знаки и символы. Одежда – это текст, состоящий из знаков и символов. С помощью этого текста люди общаются друг с другом, конструируют свой образ, пытаются достичь определенных целей, удовлетворить какую-то потребность. Одежда дает реальную возможность выразить свою индивидуальность, это Я-образ, который носят на себе. Одеждой человек заявляет о своих привязанностях, поддержке традиций либо об отказе от них. Человек отбирает вещи, которые, с его точки зрения, символизируют то, что он хотел сказать о себе: о своей половой принадлежности, возрасте, доходах, профессии, статусной позиции, вкусах, настроении, принадлежности к какой-либо социальной группе. По выбору одежды можно судить, в какой степени человек подвержен психологическому давлению группы, на какую роль он претендует.
Одежда влияет не только на того, кто ее носит, но и на партнера по диалогу. Костюм создает образ, от которого зависит, как будут с человеком обращаться. Строгий костюм – сигнал для окружающих соблюдать дистанцию, не выходить за рамки холодной вежливости, человек в джинсах выглядит более раскованным, открытым.
Униформа – это одежда, жестко привязанная к статусу человеку. Это деиндивидуализация человека. Униформа заставляет как самого человека ощущать себя только представителем определенной профессии, так и создает такой же эффект со стороны окружающих. Люди к человеку в униформе обращаются как к представителю определенной профессии и не ждут от него проявлений никаких личностных качеств и эмоций.
Кроме того, одежду рассматривают в контексте коррекции телесного образа. Одежда используется как сознательно сконструированный символ, развивающий символическую функцию тела. Чем несовершеннее тело, тем больше оснований скрывать его реальные контуры и создавать искусственные. Одежда скрывает то, что показывать нежелательно, и создает иллюзию наличия того, что на самом деле отсутствует. Одежда удовлетворяет потребность человека создавать иллюзию тела, приближающегося к эталонам, и передавать окружающим текст, благоприятствующий общению, создающий определенный образ, усиливающий привлекательность.
Большое значение имеет цвет одежды, поскольку он вызывает эмоциональные ассоциации, образы. Так, человек, чья одежда имеет теплые, легкие, светлые тона, воспринимается чаще как дружелюбный. Одежда холодных, темных, мрачных тонов дистанцирует человека от других, он кажется более авторитетным, значительным. Кроме того, само поведение человека тесно связано с его предпочтениями цвета, которые дают богатую информацию о нем, его характерологических особенностях, доминирующих эмоциональных состояниях. Согласно М. Люшеру, автору оригинальной психологической теории цве-топредпочтений, красно-оранжевые цвета свидетельствуют о таких чертах характера, как активность, инициативность, стремление к лидерству, желание добиться успеха. Светло-желтые цвета, если они доминируют в одежде, также говорят об активности человека, но с элементами легкого нрава, переменчивости, о недостатке самоконтроля. Зеленый цвет – это воля, твердость, целеустремленность, самообладание. Фиолетовые цвета указывают на склонность к мечтательности, некоторой неуравновешенности.
Для того чтобы придерживаться хорошего вкуса при выборе деловой одежды и ее ношении, следует принимать во внимание эстетику времени, социальный статус. Необходимо также выдерживать единый стиль, т. е. подбирать фасон, покрой, цвет одежды, который бы соответствовал индивидуальности: особенностям фигуры, лица, цвету волос, возрасту, времени года –сезонным предписаниям и обязательно ситуации. В разных ситуациях человек играет разные роли, поэтому должен быть одет соответствующе. В одной ситуации нужно выглядеть авторитетно, солидно, для дружеской беседы – проще, доступней, в беседе с коллегой лучше выглядеть в том же стиле. Непривлекательный образ создается наличием вульгаризма в языке одежды: вульгарность – это отсутствие вкуса, принятого в данной среде, например, использование спортивной, домашней одежды в официальной ситуации.
Для того чтобы одежда помогала создать привлекательный образ, важно умение следить за модой, сосредоточиться на том, что подходит и соответствует характеру, образу жизни. Элегантная деловая одежда делает привлекательней внешность человека. Она располагает, возбуждает симпатию у людей. Одежда может стать фоном для самопрезентации лучших деловых качеств, подчеркнуть личную незаурядность. Одежда отражает взаимосвязь с внутренним миром человека. Если человек демонстрирует внимание к мельчайшим деталям любой части одежды, если он имеет опрятный, аккуратный, собранный внешний вид, то люди делают вывод, что точно такие же качества человек проявит и в работе, а также предполагают, что это свидетельствует о самодисциплине, сдержанности и об организованном уме человека и его рабочем месте.
В целом можно обозначить следующие общие положения по подбору одежды:
1) должна демонстрировать принадлежность субъекта к определенной социальной (или профессиональной) группе людей;
2) выступая перед аудиторией, следует одеваться под ту социальную группу людей, к которой эта аудитория настроена как минимум не негативно, а лучше – положительно;
3) следует одеваться в соответствии с характером встречи [8].
Макияж. Одной из основных функций макияжа является имитация здоровья. В свою очередь, имитация здоровья – это имитация своей целесообразности, что влияет на формирование позитивного имиджа человека. Второй функцией макияжа является приобщение к определенной социальной группе, эталонной для данного человека. Отсюда вытекают психологические принципы применения макияжа.
1. Макияж должен имитировать здоровье, а не болезненное состояние человека.
2. Макияж должен быть полным (стопроцентным), а не частичным.
3. Макияж должен быть настолько ярким, чтобы глаз человека его увидел с небольшого расстояния, но не настолько ярким, чтобы человек о нем подумал [8].
Аксессуары. В создании образа значительную роль играют и аксессуары, украшения. Правильно подобранные, они помогают создать привлекательный деловой образ, подчеркивают индивидуальность, дают возможность выразить свое Я, так как украшения, аксессуары предназначены для показа не материальных возможностей человека, а его культуры, вкуса.
Выделяют следующее общее положение по подбору аксессуаров: аксессуары должны соответствовать тому мероприятию, на которое отправляется человек. Не допустимо, например, для женщин надевать огромное количество дорогих украшений на деловую встречу, но они вполне уместны на светском приеме или балу.
Вербальный имидж
Вербальный имидж – это мнение о человеке, которое формируется на основе его вербальной продукции. Вербальный имидж формируется только через речь (устную или письменную).
Речь не только служит показателем устойчивых свойств личности, но и создает достаточно достоверный ее образ. По стилю, лексике, грамматическим структурам идентифицируется личность. На впечатление, которое складывается о человеке, его индивидуальности, особенно влияют манера говорить, голос. Они могут создать привлекательный образ или разрушить его, могут вызвать доверие, очаровать, убедить людей в чем-то или, напротив, оттолкнуть. По голосу определяются пол, возраст человека, его темперамент. Произношение, лексика помогают определить социальную среду, к которой принадлежит говорящий.
Речь является одним из важных компонентов имиджа делового человека. В профессиональной среде тот, кто владеет деловым стилем речи, становится лидером.
Деловой стиль речи характеризуется компактным, экономным использованием языковых средств, сдержанностью в проявлении эмоций в речи. Главная цель деловой речи – воздействие на партнеров и клиентов для достижения намеченной цели, усиления собственного влияния. В деловой речи выделяются две ее важные функции: интеллектуальная и коммуникативная. Интеллектуальная функция речи проявляется в умении формулировать мысли в их логической последовательности, умении делать их доступными для других. Это также способность точно, немногословно описать сложившуюся ситуацию, свое понимание ситуации и т. д.
Коммуникативными качествами речи принято считать правильность речи (соблюдение норм литературного языка), ее чистоту (отсутствие в речи слов-сорняков, чужеродных литературному языку), точность (определяется точностью выбора языковых средств для передачи информации – слово должно употребляться в полном соответствии с тем значением, которое закреплено за ним в языке), уместность речи (ее соотнесение с ситуацией общения), содержательность речи (точность, ясность в выражении мысли, насыщенность информацией).
В восприятии манеры разговора, голоса существуют стереотипы, различные оценки, которые влияют на создание имиджа человека. Например, низкий, хриплый голос является признаком мужественности, уверенности в себе, физической силы. У женщин эти характеристики голоса ассоциируются с малоинтеллектуальным и маскулинным образом. Напряженный голос вызывает образ упрямого, сварливого человека.
Громкая отчетливая речь – признак энергичности, а тихая неотчетливая речь – страха перед неудачей, мягкая и отчетливая – рассудительности и отгороженности от других. Наиболее привлекательный образ создается речью, которая отличается дружелюбно-деловым тоном, так как он вызывает атмосферу взаимного доверия. Привлекательна плавная, спокойная, размеренная манера разговора, с мягкими интонациями культурного человека. Резкий, пронзительный тон речи ассоциируется с низким культурным уровнем человека, с негативными эмоциями. Нейтральность тона создает впечатление бесстрастности речи, сдержанности человека, где главный акцент делается на оперирование логикой.
В создании образа имеет значение окраска голоса – тембр, который может восприниматься как тусклый, светлый, холодный, серебряный, бархатный, раскатистый и т. д. Необходимо выделить и силу, интенсивность звучания. Громкое произнесение имеет несколько причин. Человеку нужно чего-то добиться, настоять, захватить инициативу в разговоре. Это реакция борьбы, желание быть доминирующим, показать себя компетентным. Или это невоспитанность, чрезмерная нервозность, стремление обратить на себя внимание. Все эти причины определяются недостаточной уверенностью в себе.
Если человек уверен в себе, голос будет иметь выразительный тон, адекватную громкость, этому помогают правильная осанка, дыхание, которые являются физической основой звучности голоса. При правильном использовании голоса в речь вовлекается все тело, от макушки до пяток.
Панасюк А. Ю. выделяет следующие требования, которые способствуют формированию позитивного вербального имиджа:
– разговаривать, а не говорить (для достижения этого эффекта в аудиториях, превышающих 40 человек, следует использовать технику заочной формы диалога («Вот на днях я разговаривал с такой же аудиторией, только чуть поменьше, и спросил, а что же они думают по вопросу, а они ответили…»), а также технику активного использования слов-обращений типа «видите ли», «знаете ли», «поймите», «поверьте» и пр.);
– говорить то, что хотят услышать («личный интерес»);
– провоцирование улыбки;
– преодоление социального табу [8].
Особое внимание следует уделять нелегитимным вводным словам (слова-паразиты), которые не несут никакой смысловой нагрузки, а употребляются для связки слов.
Другие исследователи вербального имиджа выделяют технику вербального воздействия как на отдельного человека, так и на группу людей, которая состоит из следующих правил [1, 2, 6, 10, 13]:
подчеркивайте самые важные слова;
меняйте тон (внезапное понижение или повышение тона выделяет слово или фразу);
меняйте темп речи (это придает ей выразительность);
делайте паузы перед и после слов, которые для вас более всего важны.
Следует научиться умело использовать и так называемые коммуникационные эффекты:
– эффект визуального имиджа (как правило, вначале человека воспринимают по его внешнему облику, и это накладывает отпечаток на дальнейшие взаимоотношения);
– эффект первых фраз (они закрепляют или корректируют первоначальное впечатление о вас; в идеале первые фразы должны содержать нечто интересное, оригинальное, сразу приковывающее к себе внимание);
– эффект аргументированности (речь ваша должна быть убедительной, логичной);
– эффект интонации и паузы (интонации и паузы активизируют внимание собеседников);
– эффект художественной выразительности (использование метафор, гипербол и т. п.);
– эффект релаксации (тому, кто умеет вовремя пошутить, вставить остроумное замечание, повезет значительно больше, чем не умеющему это делать; юмор создает естественную паузу для отдыха, сближает людей и настраивает их на благожелательный лад);
– эффект дозирования информации (заранее продуманно распределение во времени новых мыслей и аргументов и т. п.).
Одним из главных показателей культуры общения считается умение слушать. Исследования выявили, что умеет выслушивать собеседника один из десяти. Не умеющий слушать обычно теряет нить разговора, искаженно воспринимает отдельные фразы факты, а то и раздражается без всякого повода.
Благоприятное впечатление на собеседника можно произвести лишь при выполнении следующих правил:
слушая, чаще улыбайтесь, кивайте головой, смотрите собеседнику в глаза;
чаще задавайте вопросы и просите уточнить то, что вам не совсем ясно; старайтесь встать на место собеседника, а не выискивать у него неточности или ошибки;
никогда не давайте никаких оценок, пока собеседник не выскажется до конца;
сопереживайте;
не обращайте внимания на некоторые огрехи в речи собеседника;
если вам и неприятен собеседник, старайтесь этого ему не показывать;
будьте терпеливы (не прерывайте собеседника, не смотрите на часы, не делайте нетерпеливых жестов);
всегда выслушивайте собеседника до конца;
помните, что ваша главная цель – привлечь внимание собеседника, возбудить его интерес и удержать его внимание как можно дольше.
Освоение техники поведения – это усвоение приемов делового общения. К ним прежде всего относится умение создать благоприятный психологический климат, оставлять хорошее впечатление о себе и т. п. Так, очень важно как можно чаще обращаться к собеседнику по имени или по имени-отчеству, как бы давая понять, что уважаете его.
В деловом общении возможно столкновение мнений. Известно, что споры могут развиваться по закону «эмоционального зеркала»: нервозность одного порождает нервозность другого. Поэтому нужно взять себе за правило избегать категорического неприятия мнений других, употребления безапелляционных слов типа «ни в коем случае» и т. п.
Взаимопонимание обеспечивается соблюдением следующих правил:
приветствуйте собеседника улыбкой, доброжелательным взглядом и крепким рукопожатием;
постоянно показывайте, что вы искренне хотите понять собеседника;
старайтесь выявить положительные качества собеседника;
демонстрируйте заинтересованность в развитии взаимоотношений;
учитывайте эмоциональное состояние собеседника;
ведите себя уверенно и доброжелательно, но без излишней уступчивости;
поддерживайте разговор эмоционально и внимательно, слушайте, делая легкие кивки головой с доброжелательным выражением лица.
Эффективность общения во многом зависит от того, какие знаки внимания оказываются людям. В западной психологии для обозначения любых знаков внимания, которыми обмениваются люди, используется английское слово «строукс», переводимое на русский и как «поглаживание».
Все строуксы можно подразделить на положительные и отрицательные, физические и психологические, обусловленные и необусловленные (спонтанные). Положительные знаки внимания – это признание чьих-либо достоинств, похвала собеседнику, гордость за него, восхищение им и т. п. Отрицательные знаки – это явное презрение, насмешка, обидное недоверие и т. д. Как
положительные, так и отрицательные знаки внимания могут иметь либо физическую, либо психологическую форму.
Таким образом, необходимо научиться выбирать наиболее подходящие приемы и способы общения, учитывая, например, следующие критерии такого выбора:
соответствие какой-либо цели, которую ставит перед собой человек (он должен заранее решить, что именно ему нужно, потом четко и ясно сформулировать свою цель);
учет конкретной обстановки (только правильная оценка позволит выбрать оптимальный алгоритм поведения, поэтому необходимо анализировать не только собственное поведение, но и поведение тех, с кем приходится иметь дело);
трезвый учет собственных возможностей (главное – не переоценивать себя);
учет личностных и деловых качеств партнера противоположного пола (так, женщины самыми привлекательными качествами мужчин считают интеллектуальную незаурядность, мужество и благородство, а мужчины ценят в женщинах и внешнюю привлекательность, но те и другие зачастую не уделяют этому критерию должного внимания).
Это, естественно, не исключает ориентации на какие-либо иные критерии поведения, которые могут быть сформулированы вами самостоятельно.
Средовый имидж
Средовый имидж – это мнение о человеке, которое создается на основе восприятия и оценки среды его обитания. В понятие «среда обитания» входит все то, что сделано или могло быть сделано по воле человека (его рабочий кабинет, рабочий стол, автомобиль и пр.), т. е. то, что люди видят и связывают с человеком. Следует отметить, что созданная человеком среда обитания зависит от множества факторов, которые не всегда зависят от самого человека.
Особое внимание в рамках средового имиджа уделяется рабочему кабинету. Исследования в области средового имиджа показали, что он должен быть полифункциональным, т. е. приспособленным для реализации разных задач. Должен быть устроен таким образом, чтобы в нем можно было вести и деловые переговоры, и полуофициальные разговоры, и «принять на минутку».
Классически такой рабочий кабинет должен иметь три рабочие зоны: первая – в районе рабочего стола человека в виде маленького столика, приставленного к рабочему столу; вторая – удлиненный рабочий стол для проведения совещаний и переговоров; третья – угловой диванчик с низким журнальным столиком.
Как правило, первая зона рассчитана на общение с коллегами, подчиненными; вторая – на деловые переговоры с партнерами, деловые совещания с сотрудниками; третья – на общение с близкими, завершение сделки, кратковременный отдых.
В целом выделяют следующие требования к формированию положительного средового имиджа:
1) средовый имидж должен соответствовать социальному статусу, материальному состоянию человека;
2) средовый имидж руководителя (организации, региона, органов власти) должен соответствовать занимаемой должности и не вызывать ненужного удивления в связи с несоответствием условий, в которых работает руководитель.
Овеществленный имидж
Овеществленный имидж – это мнение о человеке, которое создается на основе восприятии и оценки вещей и предметов, произведенных самим человеком. Отметим, что вербальная продукция к овеществленному имиджу не относится. К продуктам овеществленного имиджа можно отнести, например, рекламную листовку, визитку, деловое письмо и пр.
Здесь, как правило, выделяют следующее общее положение по созданию овеществленного имиджа: при создании продуктов овеществленного имиджа следует особое внимание уделять форме продукта, а не только его содержанию. Следует учитывать те требования, которые предъявляются к созданию тех или иных продуктов деятельности (например, требования к содержанию и форме рекламной продукции изложены в учебниках по рекламе; требования к содержанию и форме деловых писем – в учебниках по деловому общению, иногда сами фирмы разрабатывают подобные требования и доводят их до сведения сотрудников и т. п.).
Кинетический имидж
Кинетический имидж – это мнение о человеке, которое создается на основе восприятия и оценки его кинетики. «Кинетический» – от слова «кинетика», что в переводе с греческого означает «относящийся к движению». В психологии под кинетикой имеют в виду особый вид языка человека – кинетический язык, который проявляет себя в жестикуляции, позе, дистанции и мимике.
Поза.Классически рассматривают позы в положении стоя и сидя. В положении стоя выделяют «заносчивую» позу, когда человек поглядывает на аудиторию или собеседника «сверху вниз», при этом подбородок поднят кверху, фактически не устанавливается контакт глаз, руки, как правило, находятся за спиной в замке. Безусловно, такая поза не может быть интерпретирована как однозначно негативная, но и как позитивная в плане общения тоже не может. Следующая поза – поза «покорности», сопровождающаяся взглядом снизу вверх или тем, что человек «прячет глаза». Подбородок опущен вниз, руки не размыкаются. Обе рассмотренные позы являются «закрытыми» на общение, не позволяют создать благоприятный психологический климат и не способствуют проявлению личностных качеств собеседников. Третья поза – «открытая», сопровождающаяся прямым взглядом, опущенными вдоль тела или немного согнутыми в локтях руками. Это наиболее адекватная для восприятия и общения поза.
В положении сидя возможны следующие распространенные позы. Первая из них получила название «поза бегства»: вес тела сдвинут вперед, что позволяет очень быстро встать и уйти, особенно когда одна нога чуть сдвинута вперед относительно другой. Вторая – «заносчивая», при которой вес тела смещен назад, руки, как правило, замкнуты. Третья – гибкая, открытая (ноги и руки не перекрещены, вес тела распределен равномерно). Человек, который так сидит, расположен слушать и даже, возможно, принять точку зрения собеседника. Мы можем констатировать, что наиболее приемлемой является последняя поза, также, как и в положении стоя, благоприятно действующая на открытие на общение.
Выбор позы, безусловно, зависит от внутреннего мира человека, его отношения к самому себе и окружающим. Как правило, те, у кого завышена самооценка, выбирают «заносчивую» позу, те же, у кого она занижена, – позу «покорности».
Особое внимание следует уделить положению головы в пространстве. При анализе положения головы учитывают два параметра: наклон головы (вперед-назад или сторону), и повороты головы (к собеседнику или от собеседника).
В имиджелогии различают два типа положений головы: ситуативное и стационарное. Ситуативное положение головы обусловлено конкретной ситуацией. Такой тип положения головы, продиктованный ситуацией, указывает на временность того или иного психического состояния человека в отличие от стационарного положения головы, которое характерно для данного человека и бывает у него чаще всего независимо от ситуации. Этот последний тип положения головы дает информацию о достаточно фундаментальных характеристиках психики человека.
Выделяют следующие положения головы в пространстве. «Голова властелина», «голова агрессора», «голова президента», «голова внимающего».
«Голова агрессора»: подбородок приближен к груди, взгляд из-под бровей. Это биологически обусловленное проявление агрессивных (оборонительно-агрессивных) чувств. Она может отражать ситуативное состояние – негативную ситуативную реакцию на окружение. Может отражать фундаментальное панагрессивное (панагрессивно-оборонительное) состояние, взгляд на мир в целом, на мир людей, на мир незнакомых ситуаций и пр.
«Голова властелина»: голова откинута назад, подбородок поднят кверху. Человек слишком уверенный в себе, выражающий пренебрежение к другим, чувствующий себя властелином, хозяином положения.
«Голова внимающего»: голова слегка склонена набок, при этом чуть выдвинута вперед и чуть наклонена вниз. Внимательное отношение к людям, почтительное отношение к ним.
«Голова президента»: голова чуть склонена набок, при этом несколько откинута назад. Внимательное отношение к окружающим в сочетании с чувством собственного достоинства. При общении с детьми, с запуганными людьми, с теми, кто боится человека, с униженными и оскорбленными не рекомендуется использовать данное положение головы. Однако в случае «пристройки сверху» данное положение головы незаменимо.
Повороты головы в пространстве. Во-первых, мы поворачиваем голову туда, куда смотрим; во-вторых, мы смотрим туда, откуда желаем получить зрительную информацию; в-третьих, мы хотим получить информацию тогда, когда объект представляет для нас интерес. Выделяют положение головы от собеседника и к собеседнику. При этом человек может повернуть голову в сторону собеседника, а корпус будет развернут от собеседника, что будет свидетельствовать о подсознательной демонстрации нежелания общаться.
Таким образом, поза, как элемент кинетики, несет в себе очень важную информацию о человеке и позволяет корректировать свое поведении в соответствии с полученной информацией.
Мимика.Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. При этом каждая мина представляет из себя сокращения многих лицевых мышц. Это обусловлено тем, что все мимические мышцы развиваются из общего зачатка и иннервируются одним лицевым нервом.
Всесторонний анализ мимических выражений дает информацию об общей «мимической одаренности» личности, которая раскрывается через следующие характеристики:
сильная – слабая; неопределенная – красноречивая; беспорядочная, судорожная, гармоничная;
разнообразие мимических картин, быстрота смены мимических формул, способность передавать нюансы;
мимика стереотипная, индивидуальная.
Мало изученной подструктурой мимики являются движения глаз или, как принято называть, «контакт глаз». Способы обмена взглядом в момент беседы, организация визуального контакта в каждом отдельном случае – время фиксации на партнере, частота фиксации – широко используются при исследовании так называемой атмосферы интимности в межличностном общении, взаимных установок общающихся лиц. Направление взгляда в общении зависит от его фиксации, от содержания общения, от индивидуальных различий, от характера взаимоотношений.
Так, Х. Миккин приводит следующий перечень функций визуального контакта: 1) информационный поиск (в этих целях говорящий смотрит на слушающего в конце каждой реплики и в опорных пунктах сообщения, слушающий – на говорящего); 2) оповещение об освобождении канала связи; 3) стремление скрывать или выставлять свое «Я»; 4) установление и поддержание социального взаимодействия; 5) поддержание стабильного уровня психологической близости [13].
Как нами было замечено, чаще всего молодые специалисты сталкиваются с барьером «избегания» контакта (зрительного) с собеседником, поскольку у них еще не сформированы умения управлять собственным вниманием, а также вниманием партнера по общению.
В любом общении важно, чтобы внимание слушающего было привлечено к говорящему, чтобы внимание было постоянным и не рассеивалось. Только в этом случае можно повысить эффективность общения. Говорящий и слушающий должны уметь решать задачи по управлению вниманием – его привлечением и удержанием. Это можно сделать с помощью внешних и внутренних факторов. К внешним относится новизна (неожиданность), интенсивность подачи информации и физические характеристики сигнала. Внутренние определяются актуальностью, значимостью сигнала для человека в зависимости от его намерений и целей в данный момент.
Жестикуляция.Под жестом мы понимаем внешнее проявление внутреннего эмоционально-психологического состояния человека. Можно выделить следующие группы жестов.
Жесты, выражающие агрессивность:
тесно сплетенные пальцы рук (если они находятся на коленях, такой жест почти однозначно воспринимается другим человеком, как состояние агрессивности собеседника);
сжатый кулак (чем сильнее сжимаются пальцы в кулаке, тем выше степень внутреннего возбуждения. Если кулак находится за спиной или партнер по общению сжимает пальцы в кулак в кармане, то тем самым проявляются его решимость и готовность действовать);
«указующий перст».
Жесты уверенности:
кисти рук соединены кончиками пальцев, ладони не соприкасаются;
кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят.
Жесты отрицания:
скрещенные руки и ноги;
наклон головы вперед;
ступни и / или все тело повернуто по направлению к выходу;
касание носа или легкое потирание его указующим пальцем.
Жесты неуверенности, раздражения:
откашливание (при неуверенности или опасении);
свист;
ерзание на стуле (обычно при стрессовой ситуации);
рука у рта в момент произнесения речи (как бы удивление, неуверенность в своих словах. Жест может означать и то, что собеседник хочет сказать нечто доверительное).
Жесты разочарования:
почесывание в затылке;
ослабление воротничка;
удары ногой (по земле, воздуху и т. д.).
Жесты, относящиеся к оценке сказанного:
рука у щеки;
отставленный палец над, остальные – под подбородком (при критической оценке сказанного или негативном отношении к партнеру в данный момент);
наклоненная голова (интерес к собеседнику. Легкое движение вперед говорит о том, что мысль понятна. Если голова партнера, прежде наклоненная, начинает выпрямляться, значит возрастает интерес к процессу или предмету общения. Когда интерес к общению иссякает или затянулся монолог партнера, другой партнер начинает переводить взгляд на окружающие предметы, смотреть в потолок);
почесывание подбородка (в конфликтных ситуациях в сочетании со взглядом искоса связано с обдумыванием следующего хода);
почесывание пальцем спинки носа;
манипуляции с очками (партнер протирает стекла очков или, сняв, подносит дужкой ко рту, создавая паузу для обдумывания услышанного и как бы приглашая не торопиться. Если очки снимаются и кладутся на стол, значит, разговор стал слишком острым или тема, поднятая в нем, неприятна для партнера).
Жесты, выражающие готовность к каким-либо действиям:
корпус вперед, руки на бедрах (обычно уверенность в своих силах и готовность к активным действиям);
партнер сидит на кончике стула (тогда, когда он готов либо вскочить с места в любую минуту, либо уйти при первом удобном случае, либо снять движением излишнее возбуждение, возникающее в разговоре, либо обратить на себя внимание и вступить в разговор).
Жесты самоконтроля и самооценки:
грудь вперед (завышенная самооценка);
опущенные плечи (заниженная самооценка);
руки заведены за спину, одна сильно сжимает другую;
скрещенные руки и ноги.
Жесты, в которых проявляются некоторые черты характера и отношение к ситуации:
стремление опереться или прислониться к чему-либо;
опора на стол широко расставленными руками;
манера держать руки (замкнутый человек обычно убирает руки в карманы, за спину, скрещивает их на груди; открытый, прямой человек держит постоянно руки, ладони рук в поле зрения партнера по общению);
скрещивание лодыжек.
Жесты, препятствующие общению или затрудняющие его:
Скрещенные на груди руки (воспринимаются как усталость или замкнутость. Такой жест часто разрушает уже образовавшийся контакт, отталкивает собеседника. Степень напряжения скрещенных рук говорит о внутреннем напряжении);
скрещенные ноги и руки у сидящего человека.
Жесты скуки:
постукивание по столу или по полу ногой;
ладонь поддерживает голову, глаза полуприкрыты;
машинальное рисование на бумаге.