Проблемное обучение: определение, задачи, формы, технология
Проблемное обучение – это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы; это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.
Задачи проблемного обучения:
– развитие мышления (прежде всего творческого, или диалектического) и способностей учащихся, их творческих умений;
– усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; в результате этого знания характеризуются прочностью;
– воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные профессиональные проблемы.
Технология проблемного обучения включает в себя этапы:
– осознание общей проблемной ситуации и ее анализ;
– формулировка конкретной проблемы;
– решение проблемы: выдвижение гипотез, их обоснование и исследовательская проверка;
– проверка правильности решения проблемы.
Условия успешного проблемного обучения:
1) возникновение у учащихся познавательной потребности, локализуемой в определенном учебном материале;
2) значимость в учебно-профессиональном плане приобретаемой в результате решения проблемы информации;
3) посильность выполняемых заданий для учащихся;
4) определенный стиль общения преподавателя и учащихся, при котором возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу учащихся.
Формы проблемного обучения:
1) проблемное изложение – преподаватель сам ставит и решает проблему (проблемная лекция);
2) совместное обучение – частично-поисковая деятельность, при которой педагог ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися (семинарское занятие);
3) творческое обучение – самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, при которой они сами формулируют проблему и находят ее решения (практические и лабораторные занятия).
Основные понятия теории проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная задача; проблемная ситуация (структура, виды), проблемное задание
Проблемный вопрос – это учебный вопрос, входящий в состав проблемной задачи или отдельно взятый вопрос, требующий ответа на него посредством мышления. Вопросы, стимулирующие мышление, начинаются с таких вопросительных слов и словосочетаний, как «почему», «отчего», «как (чем) это объяснить», «как это понимать», «как доказать (обосновать)», «что из этого следует (какой вывод)» и т.п. Вопросительные слова «кто», «что», «когда», «где», «сколько», «какой» всегда требуют ответа на основе памяти, поэтому проблемными не являются.
Проблемная задача – это дидактическое понятие, обозначающее учебную проблему с четкими условиями, задаваемыми преподавателем (лектором) или выявленными и сформулированными кем-либо из обучаемых (студентов), в силу этого получившую ограниченное поле поиска (в отличие от объективно возникающей перед человеком жизненной проблемы) и ставшую доступной для решения всеми обучаемыми (студентами).
Проблемная ситуация – это психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения учебного задания, стимулируя к поиску новых знаний и способов деятельности; это психологическое состояние интеллектуально затруднения.
Проблемная ситуация может возникнуть как следствие противоречия между исходными знаниями и новыми, парадоксальными фактами, разрушающими известную теорию; между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью; между практически доступным результатом и отсутствием его теоретического обоснования и т.д.
Проблемная ситуация включает в себя три компонента:
а) необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом отношении, знании или способе действия;
б) неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей ситуации;
в) возможности учащихся при выполнении поставленного задания (в анализе условия и открытии тайны неизвестного).
При этом следует знать, что не слишком трудное, среднее по уровню трудности задание не вызовет проблемной ситуации.
Проблемное задание – это учебное задание, составляемое преподавателем, методистом, автором учебного пособия в форме проблемной задачи или проблемного вопроса в целях постановки обучаемых (студентов) в проблемную ситуацию. По своему содержанию проблемные задания могут быть разными: одни построены на противоречиях реальной жизни (реальных психологических коллизиях) или противоречивых высказываниях известных авторов, другие – на противоречиях в развитии самой психологической науки, связанных с еще не решенными проблемами и различными точками зрения ученых на них.