Он прежде всего проявляет почтительность по отношению к своей матери, а затем - по отношению к своему отцу
Для того, чтобы дети придерживались равновесия в проявлении почтительности по отношению к каждому из родителей, не нарушая этого равновесия за счёт одного из них, ислам даёт людям указания, касающиеся как обоих родителей, так и каждого из них в отдельности.
Так, например, ранее мы уже упоминали о том, что посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) спросил у человека, явившегося к нему для того, чтобы принести клятву об участии в джихаде:"А жив ли кто-нибудь из твоих родителей?" Эти слова благородного посланника (мир ему и благословение Аллаhа) являются не чем иным, как решением об обязательности проявления почтения по отношению к каждому из родителей в равной степени.
И мы видели также, что в хадисе, переданном со слов Асмы, да будет доволен ею Аллаh, сообщается о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) велел ей поддерживать отношения с её матерью, которая была многобожницей. Сообщается также, что один человек спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаhа): "О посланник Аллаhа, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?" Он сказал: "Твоя мать". Этот человек спросил: "А кто потом?" Он сказал: "Твоя мать". Он спросил: "А кто потом?" Он сказал: "Твоя мать". Человек опять спросил: "А кто потом?", и тогда он сказал ему: "Твой отец". (Аль-Бухари и Муслим) В этом хадисе благородный посланник подтверждает, что почтительность по отношению к матери ставится выше почтительности по отношению к отцу.
Коран пробуждает в душах детей чувства почтительности и признательности, даёт заветы относительно родителей и указывает на заслуги матери, которая вынашивает и кормит ребёнка. О трудностях, претерпеваемых ею на двух этих этапах, в Коране упоминается в мягких и нежных выражениях, что внушает человеку благородную готовность к самопожертвованию, абсолютную нежность и чувство глубокой любви. Аллаh Всевышний сказал:
«Мы дали человеку заповедь относительно его родителей. Мать носила его, теряя силы, а отнимают его (от груди) в два года. Благодари же Меня и родителей своих: ко Мне возвращение![36]» (Лукман, 14)
Какое высокое воспитание, сколь милосердно наставление! "...Благодари же Меня и родителей своих...". Здесь благодарность родителям за то благо, которое они сделали ребёнку, ставится на второе место после выражения благодарности Аллаhу, являющейся основой всех достоинств и благих дел. Какое же высокое и почётное место отводит родителям эта религия!
Может случиться так, что мир этот окажется добрым к человеку, и он будет жить в полном достатке, у него будет много денег и он будет занят своей красивой женой и детьми настолько, что перестанет заботиться о своих родителях, забыв о том, сколько средств потратил на него его отец, и, проявляя скупость по отношению к нему, навлечёт на себя гнев Аллаhа.
Однако истинному и искреннему мусульманину не грозит подобная опасность, поскольку он никогда не утрачивает связи с полноводным источником высоких, мудрых и направляющих его на верный путь наставлений ислама. Поистине, он всегда слышит голос посланника (мир ему и благословение Аллаhа), говорящий ему: "Ты и то, чем ты владеешь, - собственность твоего отца". Этот хадис с хорошим иснадом приводят имам Ахмад, Абу Дауд и Ибн Маджа. Содержание его таково:
"Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаhа) пришёл какой-то человек, который сказал ему: "О посланник Аллаhа, есть у меня деньги и дети, но, поистине, отец мой хочет погубить мои деньги!" На это он сказал ему: "Ты и то, чем ты владеешь, - собственность твоего отца. Поистине, дети ваши относятся к числу наилучших ваших приобретений, так ешьте же из того, что добывают ваши дети!"
В той версии этого хадиса, которую приводит имам Ахмад, сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал: "И ешьте это на здоровье!"
Имам Аль-Хаттаби приводит следующий комментарий к этому хадису: "Слова "…погубить мои деньги…" означают: "потратить их без остатка, полностью". Вероятно упоминание задавшего этот вопрос о том, что его отец хочет погубить его деньги, было связано с расходами на него и с тем, что размеры того, что ему надо было потратить, были велики, в результате чего в конце концов от его денег ничего бы не осталось, так как они были бы истрачены без остатка. Однако Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) не стал оправдывать его и не позволил ему отказаться от расходов, но сказал ему: "Ты и то, чем ты владеешь, - собственность твоего отца", - имея в виду следующее: если он нуждается в твоих деньгах, то может брать из них, сколько пожелает, словно он берёт нечто из своих собственных средств, а если у тебя нет денег, но ты можешь заработать что-нибудь, ты должен зарабатывать и тратить заработанное на него".
Всё существо человека приходит в движение под воздействием методов воспитания Пророка (мир ему и благословение Аллаhа) и душа его раскрывается, воспринимая богатство его наставления, в результате чего она начинает изливать на других почтительность, внимание и любовь. И благодаря этому человек оказывается защищённым от греха ослушания своим родителям, становясь таким, каким хотел видеть его посланник ислама, сказавший, что он и то, чем он владеет, - собственность его отца.