Описание методик, используемых в данном обследовании.

Как правильно составить отчет по практике в школе в разделе

«психолого-педагогическая характеристика личности учащегося».

Цель этого задания – с опорой на данные наблюдений, бесед с ребенком и учителем, а также психодиагностических методик научиться формировать целостный взгляд на личность учащегося, его школьные трудности и ресурсы развития.

В данном пособии приведена развернутая схема составлении отчета, содержание характеристики и методики, направленные на выявление наиболее распространенных причин школьных трудностей.

Внимание!

К отчету также должно быть приложено

разрешение родителей учащегося на обследование их ребенка.

Оно пишется на отдельном листке в произвольной форме, и о том, что родитель (или лицо, его заменяющее) не возражает против психологического обследования его ребенка. Только здесь указываются полностью фамилия, имя и отчество ребенка, класс, школа. Под разрешением должна стоять подпись родителя, её расшифровка (Ф.И.О. родителя) и дата.

Разрешение прилагается к отчету, передается вместе с отчетом на кафедру Педагогической психологии ФП КГПУ, и хранится на этой кафедре.

Структура описания Вашего практического исследования примерно следующая.

Описание социо-демографических характеристик учащегося.

Здесь указывается шифр имени обследуемого, полная дата его рождения, школа, класс, состав семьи, её социальное и, возможно, финансовое положение, сведения об эмиграции. Также могут быть указаны сведения о пребывании ребенка с семьей в местах боевых действий и проч., если эти сведения доступны. (Дети в состоянии декомпенсации, с психическими расстройствами или после сильного стресса не обследуются.) Успеваемость учащегося, посещение кружков и другая социальная активность могут быть указаны здесь же, но логичнее сделать это в п.6 данного отчета (если этого не делалось раньше).

Описание методик, используемых в данном обследовании.

Здесь кратко описывается каждый из используемых методов обследования. Обычно в полных руководствах по применению конкретной методики сообщается о её назначении - о психологических характеристиках, для измерения которых она предназначена, возрастном диапазоне применимости методики, валидности, социо-культурной адаптации и др. В отечественной литературе встречается, к сожалению, и довольно скудное описание данного пункта.

Часть методик может быть проведена при участии школьного психолога, учителя, воспитателя группы продленного дня или родителя (например, Карта наблюдений Стотта). Тогда нужно указать всех, кто участвовал в проведении методики.

В состав данного пособия включены следующие методики:

1. карта наблюдений Стотта,

2. методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн,

3. методика изучения мотивации учебной деятельности,

4. методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности Айзенка (детский вариант),

5. методика школьной тревожности Филлипса и

6. методика диагностики акцентуаций характера Шмишека.

Методики принадлежат разным концептуальным основаниям, но для целей изучения личности учащегося учителем вполне пригодны.

Эти методики могут быть использованы и в формах, приведенных в других информационных источниках. Однако следует быть осторожным в подборе источников, так как авторы отечественных (даже столичных) изданий, содержащих диагностические методики, нередко оставляют множество неясных мест и неточностей как в содержании инструкции или опросника, так и в обработке данных и их интерпретации. Ни студент, ни руководитель практики за подобные неясности в первоисточниках ответственности не несут. Но нужно вовремя обнаружить и прояснить эти неясности.

Отметьте, пожалуйста, замеченные Вами достоинства и недостатки источников информации по проведению психологического обследования в п.7 Вашего отчета.

Наши рекомендации