Фенотипические корреляции между интеллектом и креативностью
Малочисленными оказываются и межвозрастные связи между интеллектом и креативностью. Так, обнаруживаются связи между оригинальностью и разработанностью, диагностированными в 6 лет, со всеми показателями интеллекта, диагностированного в 7 лет. Этим взаимосвязи между интеллектом и креативностью исчерпываются.
Анализируя эти результаты, следует обратить внимание на некоторую «несимметричность» межвозрастных связей креативности и интеллекта. Креативность, которой обладал ребенок в 6 лет, оказывается значимой для интеллекта в 7 лет, а обратной зависимости не наблюдается: интеллект, определенный в 6 лет, не влияет на уровень креативности в 7 лет. Иначе говоря, уровень креативности более раннего возраста исключительно важен для развития интеллекта (для его уровня в более старшем возрасте). Развитие же креативности оказывается независимым от интеллекта: высокий уровень интеллекта в более раннем возрасте не обеспечивает высокого уровня креативности в дальнейшем. Значительно отчетливее эта несимметричность обнаруживается при анализе генетических корреляций.
5. Генетические корреляции, подсчитывавшиеся в работе, позволяют определить, в какой степени ковариируют генотипические факторы, влияющие на интеллект и креативность. Определение генетических корреляций производилось по формуле:
, где
r1,2 – корреляции между первой чертой у первого близнеца и второй чертой у второго близнеца (например, IQ у первого близнеца и одним из показателей креативности – у второго близнеца);
r2,1 – корреляция между второй чертой у первого близнеца и первой чертой у второго близнеца;
r1,1 – внутрипарная корреляция по первой черте;
r2,2 – внутрипарная корреляция по второй черте.
Если одну черту взять в одном возрасте, а другую – в другом (например, показатель общего интеллекта – в 6 лет, а один из показателей креативности – в 7 лет), то можно вычислить межвозрастные генетические корреляции между этими чертами.
Если фенотипические корреляции (в данной работе ранговые корреляции) показывают, в какой степени существует внешняя, заметная наблюдателю связь между двумя переменными, то генетические корреляции позволяют выяснить, существуют ли латентные, генотипические предпосылки для связи этих двух переменных.
Результаты подсчета генетических корреляций представлены в табл. 5. Сравнивая генетические корреляции между креативностью и интеллектом, полученные для каждого возраста, можно отчетливо увидеть, что взаимосвязанность этих показателей уменьшается с возрастом. В 6 лет все четыре показателя креативности оказываются связаны со всеми суммарными показателями интеллекта. В 7 и 10 лет связи становятся эпизодическими. Так, по данным, полученным в 7 лет, можно уверенно говорить лишь о связи невербального интеллекта с разработанностью.
Таблица 5