Генетические корреляции между интеллектом и креативностью

Показатель интеллекта Показатели креативности 6 лет 7 лет 10 лет
VIQ PIQ IQ VIQ PIQ IQ VIQ PIQ IQ
6 лет Беглость Гибкость Оригинальность Разработанность                  
7 лет Беглость Гибкость Оригинальность Разработанность   -14         -04       -09 -47  
10 лет Беглость Гибкость Оригинальность Разработанность   -08   -31 -14 -31   -19 -03 -14   -02   -47 -39 -52   -20 -19 -26     -67 -26 -   -10 -07

Межвозрастные генетические корреляции демонстрируют значительно большую связанность креативности и интеллекта, чем рассмотренные ранее фенотипические корреляции. Так, все показатели креативности, диагностированные в 6 лет, обнаруживают взаимосвязи с показателями интеллекта, диагностированного в 7 и 10 лет. Более того, с возрастом эти связи становятся теснее.

Отчетливее, чем в случае фенотипических корреляций, проявляется и несимметричность связей интеллекта и креативности. Для того чтобы представить полученный результат в более наглядной форме, обратимся к рисунку. На нем отражены межвозрастные связи вербального интеллекта и всех показателей креативности. Все показатели креативности в 6 лет оказываются связанными с вербальным интеллектом в 7 и 10 лет. Все показатели креативности в 7 лет оказываются связанными с вербальным интеллектом в 10 лет. В то же время вербальный интеллект в 6 лет связан только с оригинальностью (в 7 лет) и разработанностью (в 7 и 10 лет). Вербальный интеллект в 7 лет связан только с разработанностью в 10 лет.

Следует обратить внимание на то, что вербальный интеллект оказывается связан преимущественно с разработанностью, т.е. именно с тем показателем теста П. Торранса, который, как было показано при описании структуры креативности, оказался относительно независимым от других показателей креативности. Получается, таким образом, что разработанность не только не имеет связей с беглостью, гибкостью и оригинальностью, т.е. не включается в набор остальных свойств креативности, но и зависит от вербального интеллекта, в отличие от других показателей креативности. Это позволяет высказать сомнение в адекватности использования разработанности в качестве референтного показателя креативности и предположить, что тщательность разработки рисунка, внимание к деталям имеет большее отношение к показателям конвергентного, нежели дивергентного интеллекта.

Результаты, полученные с помощью генетических корреляций, исключительно важны для понимания тех механизмов, которые лежат в основе развития когнитивной сферы. Фактически они указывают на то, что онтогенетическим предшественником интеллекта являются не только собственно интеллектуальные характеристики, но и креативность. Полноценное развитие интеллекта возможно только в том случае, если в раннем возрасте внимание уделяется в равной степени и формированию разнообразных навыков, и развитию творческих способностей.

В связи с этим кажется вполне уместным вспомнить работы по психологии детской игры Д. Б. Эльконина, в которых утверждалось, что игровые действия создают зону ближайшего развития когнитивной сферы ребенка [4]. Именно игра способствует развитию воображения, творческих потенций ребенка, одновременно создавая базу и для высокого уровня интеллектуального развития.

Генетические корреляции между интеллектом и креативностью - student2.ru

Рис. Межвозрастные соотношения креативности и интеллекта

(по результатам генетических корреляций)

6. Последний вопрос, который будет рассмотрен в статье, касается межвозрастных генетических корреляций показателей креативности. При анализе возрастной стабильности беглости, гибкости, оригинальности и разработанности было выявлено, что показатели креативности меняются от возраста к возрасту: корреляции между одноименными показателями, полученными в разных возрастах (например, между беглостью в 6 лет и беглостью в 7 лет), оказываются низкими (см. табл. 2). Одна из причин этой низкой стабильности может быть продемонстрирована с помощью генетических корреляций между одноименными показателями, полученными в разных возрастах.

Генетические корреляции в данном случае вычисляются аналогично тому, как они вычислялись для анализа генетических связей между креативностью и интеллектом, только вместо разных черт рассматривается одна и та же черта в разных возрастах.

Полученные результаты представлены в табл. 6. По этим данным можно говорить, во-первых, о значительной преемственности генотипических влияний, определяющих индивидуальные различия в показателях интеллекта, и, во-вторых, лишь о некоторой преемственности генотипических влияний, определяющих индивидуальные различия в показателях креативности. Генотипические факторы, влияющие на вариативность беглости, гибкости и оригинальности, в 6 и в 7 лет ковариируют. При рассмотрении более длительного отрезка времени (от 6 к 10 годам) отчетливо видно уменьшение величины генетических корреляций: они оказываются незначимыми. Таким образом, можно утверждать, что генетические факторы, определяющие индивидуальные различия в показателях креативности, меняются с возрастом, что и является одной из причин низкой стабильности показателей креативности. Учитывая, что вклад генотипа в вариативность креативности вообще невелик, эта причина не может быть единственной, однако некоторый вклад в уменьшение стабильности она вносит.

Таблица 6

Наши рекомендации