Тематика контрольных работ для студентов заочного отделения

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)

Кафедра «Философия и культурология»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. председателя

Научно-методического совета,

проректор, д.с.н., профессор

_________________________Ананьева Т.Н.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

ДисциплинаОПД.Ф. 14 Методы научных исследований

Для специальности 100103.65

Социально-культурный сервис и туризм

Разработчик:

Доцент кафедры

Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедрыпротокол № 1 от «31»августа 2011 г.

Заведующий кафедрой

Профессор, д.и.н.

Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании научно-методической секции Общеуниверситетских кафедр

протокол №_6__ от «6» декабря 2011 г.

Председатель секции

Профессор,д.и.н. В.Э. Багдасарян

Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании Научно-методического совета

протокол №___ от «__»_______. 201_ г.

Методический отдел,к.с.н. Маковская И.В.

Введение.

«Методы научных исследований» — одна из важнейших общепрофессиональных дисциплин. Знание особенностей научного творчества и закономерностей научного познания необходимо любому человеку, особенно специалистам сферы социально-культурного сервиса и туризма. Наука остаётся на сегодняшний день самой универсальной сферой познания. Научные результаты являются общезначимыми и общеприменимыми. Наука не только даёт возможность человеку применить знания на практике, но и может прогнозировать результаты этого применения. Наука это не удовлетворение праздного любопытства отдельных учёных, а решение серьёзнейших задач, стоящих перед человечеством. За века напряжённой работы наука выработала надёжные методы познания и преобразования действительности. Поэтому сегодня работа ни в одной из областей культуры не может обойтись без применения научных знаний и методов.

Студент университета должен не только иметь общее представление о научной работе, но и должен понимать границы применимости научных методов, их сильные и слабые стороны в каждом конкретном случае, а также уметь использовать свои знания на практике, то есть владеть методами сбора информации (в том числе эмпирической), обработки и систематизации сведений. Важно, чтобы студент мог представить результаты своей работы в адекватной форме, то есть, к примеру, написать отчёт или квалификационную работу. Сегодня без этих навыков невозможно эффективно работать ни в одной серьёзной организации. Без этого нельзя провести ни маркетинговые исследования, ни анализ рекламаций, т.е. невозможными становятся разработка стратегии организации, отлаживание обратной связи, накопление позитивного опыта.

Изучение курса «Методы научных исследований» является составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов. Работа студентов по данному курсу состоит из следующих видов занятий:

- лекции;

- семинарские занятия;

- консультации (индивидуальные и групповые);

- реферат (контрольная работа – для студентов-заочников);

- зачет (экзамен).

Решающее значение имеет самостоятельная работа в течение семестра. Она включает систематическое изучение учебной литературы и выполнение реферата (контрольной работы) по предложенной тематике. Студенты заочного отделения соответствующий информационный материал по курсу получают во время установочной лекции, а также в процессе самостоятельного изучения предложенной литературы по курсу.

Тематика курса.

№ п/п Наименование тем  
 
 
Познание, его сущность и закономерности. Специфика научного познания. Логика как основа научного познания. Понятие научного метода. Общенаучные методы. Эмпирические и теоретические методы. Формы и правила аргументации. Доказательство. Построение научного исследования. Оформление результатов научной работы. Информационные технологии в научной работе. Специфика сохранения и обработки информации. Научная организация труда и эргономика.  

Содержание дисциплины.

Тема 1. Познание, его сущность и закономерности.

Науки о познании. Природа познавательной деятельности человека. Основная гносеологическая модель познания (субъект-средство-объект). Пределы познаваемости мира. Формы чувственного и рационального познания. Истина. Различные подходы к пониманию истины (классический, конвенциональный, прагматический и др.). Абсолютная и относительная истина. Знание, его природа и структура. Сознание. Самосознание.

Контрольные вопросы.

1. Познаваем ли мир?

2. Сущность отношения «субъект-средство-объект».

3. Что есть истина?

4. Что такое сознание? Самосознание?

Литература.

[4],[13],[22],[25],[26],[36],[37].

Тема 2. Специфика научного познания.

Сущность и отличительные черты науки. Возникновение науки. Развитие науки, научные революции. Классическая и неклассическая наука. Проблема разграничения науки и ненауки. Классификация наук. Естественные и гуманитарные науки. Междисциплинарные исследования. Основные модели научного познания (гипотетико-дедуктивная).

Контрольные вопросы.

1. Когда возникла наука?

2. Критерии разграничения науки и ненауки.

3. Гипотетико-дедуктивная модель развития науки.

4. Роль науки в современном мире.

Литература.

[2],[3],[18],[23],[30],[36].

Тема 3. Логика как основа научного познания.

Логика как наука о формах и принципах познающего мышления. Логика и диалектика. Основные законы логики. Формы логического мышления. Логическое деление и определение понятий. Умозаключения. Дедукция и индукция. Аналогия. Гипотеза. Доказательство и опровержение. Современные логические дисциплины.

Контрольные вопросы.

1. Основные законы диалектики.

2. Основные законы логики.

3. Умозаключения.

4. Все ли мыслят одинаково?

Литература.

[11],[21],[27],[17],[32].

Тема 4. Понятие научного метода. Общенаучные методы.

Методология как наука о средствах познавательной деятельности, а также о нормах и функциях научного познания. Метод как важнейшая часть науки. Взаимосвязь теории и метода. Субъективное и объективное в методе. Философские и общенаучные методы. Редукционизм, эклектика и другие методологические установки. Диалектический метод. Анализ и синтез. Абстрагирование. Идеализация. Восхождение от абстрактного к конкретному.

Контрольные вопросы.

1. Существуют ли универсальные методы?

2. Диалектика и метафизика.

3. Анализ, синтез и другие методы.

Литература.

[1],[4],[9],[24],[26].

Тема 5. Эмпирические и теоретические методы.

Различие между эмпирическими и теоретическими методами. Наблюдение, измерение, эксперимент как эмпирические методы. Системный метод. Структурно-функциональный метод. Сравнительно-исторический метод. Моделирование, формализация и др. методы. Теория самоорганизации (синергетика). Статистика.

Контрольные вопросы.

1. Что такое научный факт?

2. Методы эмпирических исследований.

3. Система и самоорганизация.

4. Что такое хаос?

Литература.

[3],[6],[15],[28],[33].

Тема 6. Формы и правила аргументации. Доказательство.

Сущность и структура аргументации. Абсолютное и сравнительное обоснование. Эмпирическая и теоретическая аргументация. Разновидности контекстуальной аргументации. Доказательство как ядро теоретической аргументации. Виды доказательства. Структура, правила и ошибки в доказательстве.

Контрольные вопросы.

1. Сущность аргументации.

2. Ссылки на опыт и теоретические построения.

3. Ценностные аспекты аргументации.

4. Ошибки в доказательстве.

Литература.

[2],[5],[11],[27],[36].

Тема 7. Построение научного исследования.

Постановка задачи исследования. Сбор первичного материала. Выдвижение гипотезы. Выбор методов исследования. Проведение опытов и экспериментов. Обработка и интерпретация результатов. Выводы и представление результатов исследования.

Контрольные вопросы.

1. Цель как главный определяющий фактор деятельности.

2. Сбор и обработка информации по теме.

3. Проведение исследования и анализ результатов.

4. Распространение научных знаний и приоритет.

Литература.

[1],[6],[8],[17],[20],[39].

Тема 8. Оформление результатов научной работы.

Виды научных работ: отчёт, доклад, статья, монография. Специфика квалификационных работ: диплом, диссертация. Требования к оформлению рукописей. Актуальность работы и научная новизна. Цитирование и ссылки в научных текстах. Структура научной работы. Особенности научного стиля изложения.

Контрольные вопросы.

1. Специфика научной работы.

2. Структура научного текста.

3. Особенности научного стиля.

Литература.

[6],[19],[20].

Тема 9. Информационные технологии в научной работе.

Компьютерные сети и базы данных. Специфика цифрового представления информации. Сущность и закономерности информационных взаимодействий. Автоматизация некоторых видов исследовательской работы. Информационные технологии в экспериментальных исследованиях.

Контрольные вопросы.

1. Сущность информационного взаимодействия.

2. Цифровое представление информации.

3. Использование сетей и баз данных в научной работе.

Литература.

[20],[34].

Тема 10. Специфика сохранения и обработки информации.

Способы записи и хранения информации. Кодирование. Библиотеки и иные хранилища информации. Различные виды научной информации. Защита информации.

Контрольные вопросы.

1. Различные способы кодирования информации.

2. Виды научной информации.

3. Защита информации.

Литература.

[20],[34].

Тема 11. Научная организация труда и эргономика.

Эффективные способы управления. Организация рабочего места. Организация рабочего времени. Взаимосвязь психофизиологических факторов человеческой природы и умственной деятельности.

Контрольные вопросы.

1. Организация рабочего места и расчёт времени.

2. Понятие эргономики.

3. Различные способы управления рабочей группой.

Литература.

[20],[28],[34],[36].

Тематика контрольных работ для студентов заочного отделения.

1. Познание, его сущность и формы.

2. Исторические типы научной рациональности.

3. Проблема истины в науке.

4. Границы и виды научного познания.

5. Понятие метода и его роль в познании и преобразовании действительности.

6. Логико-философская структура метода.

7. Методология как научная дисциплина.

8. Классификация методов познания.

9. Методы управления и преобразования действительности.

10. Логические законы и операции как основа научной методологии.

11. Диалектика как метод познания.

12. Методы эмпирического исследования.

13. Теоретические методы исследования.

14. Частные и специальные методы научного познания.

15. Индуктивные методы в науке.

16. Роль аналогии в научном познании.

17. Метод восхождения от абстрактного к конкретному.

18. Сравнительные методы в науке.

19. Использование анализа и синтеза в научной методологии.

20. Роль эксперимента в современной науке.

Вопросы к зачету.

1. Познаваемость мира. Гностицизм и агностицизм. Пределы познания. Различные формы и виды познания.

2. Истина. Различные подходы к пониманию истины (классический, конвенциональный, прагматический и пр.). Абсолютная и относительная истина.

3. Основная модель познания (субъект-средство-объект). Роль средств в познании. Результат познания. Знание и мнение. Знание и вера.

4. Сознание, его сущность и структура. Самосознание. Отличие психики животных от человеческого сознания. Сознание и речь.

5. Наука как специфический вид познания. Генезис науки. Научные революции. Классическая и неклассическая наука.

6. Критерии научности. Проблема разграничения науки и ненауки. Классификация наук. Основные модели научного познания (гипотетико-дедуктивная).

7. Логика как наука о формах и принципах познающего мышления. Логика и диалектика. Основные законы логики. Формы логического мышления.

8. Основные логические операции. Деление и определение понятий. Виды умозаключений. Дедукция и индукция. Аналогия. Гипотеза. Доказательство и опровержение.

9. Методология как наука о средствах, нормах и функциях научного познания. Субъективные и объективные аспекты метода.

10. Философские методы и методологические установки. Диалектика и метафизика. Редукционизм, эклектика, монизм, скептицизм, эмпиризм и пр.

11. Классификация научных методов. Общенаучные методы. Восхождение от абстрактного к конкретному, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, моделирование, формализация.

12. Теоретические и эмпирические методы. Наблюдение, измерение, эксперимент. Системный метод. Структурно-функциональный метод. Сравнительно-исторический метод.

13. Теория самоорганизации (синергетика). Порядок и хаос. Бифуркация, аттрактор, диссипативные структуры. Теория катастроф.

14. Сущность аргументации. Абсолютное и сравнительное обоснование. Эмпирическая аргументация. Доказательство. Правила и ошибки в доказательстве.

15. Сущность и разновидности контекстуальной аргументации. Ценностные аспекты аргументации.

16. Постановка задачи научного исследования. Сбор материала. Выдвижение гипотезы. Выбор методов. Обработка результатов.

17. Виды научных работ. Особенности научного стиля. Требования к структуре и оформлению научных работ. Научный аппарат.

18. Виды научной информации. Способы записи и хранения информации. Защита информации.

19. Компьютерные сети и базы данных, их использование в научной работе. Сущность и закономерности информационных взаимодействий.

20. Эффективные способы управления рабочей группой. Научная организация труда. Организация рабочего места. Учёт рабочего времени.

Литература.

6.1. Основная литература.

1. Баскаков А. Я., Туленков Н. В. Методология научного исследования. Киев, 2004.

2. Микешина Л. А. Философия науки. Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. М., Прогресс-Традиция, 2005.

3. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. М., 2008.

4. Рузавин Г. И. Методология научного познания. М., Мысль, 2009.

6.2. Дополнительная литература.

5. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991.

6. Балакшина М.А., Бузоверя М.Э. Введение в научный эксперимент. Саров, 2005.

7. Бертгеймер Т. Продуктивное мышление. М., 1987.

8. Боно З. Рождение новой идеи. М., 1976.

9. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. М., 1994.

10. Веденеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М., 1989.

11. Войшвилло Е.К., Дегтерев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. Кн. 2. М., 1994.

12. Галин А. Л. Личность и творчество. Новосибирск, 1989.

13. Голдстейн М., Голдстейн И. Ф. Как мы познаем. Исследование процесса научного познания. М., Знание, 1984.

14. Исследование проблем психологии творчества. М., 1983.

15. Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969.

16. Карпинская Н.С. Теория и эксперимент в биологии. М., 1989.

17. Карпович В. Н. Проблема. Гипотеза. Закон. Новосибирск, 1980.

18. Кочергин А. Н. Методы и формы научного познания. М., 1990.

19. Кудряев В.А. Организация работы с документами. М., 1998.

20. Кузин Ф.В. Подготовка и написание диссертации. М., 1998.

21. Лебедев С. А. Индукция как метод научного познания. М., 1980.

22. Лукач А. Н. Мышление и творчество. М., 1976.

23. Меркулов И. П. Метод гипотез в истории научного познания. М., 1984.

24. Микешина Л.А. Методология современной науки. М., 1991.

25. Мостепаненко М. В. Философия и методы научного познания. Л, 1972.

26. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.

27. Никифоров А. Л. Книга по логике, общедоступная и увлекательная. Городец, 2006.

28. Пригожин И.Р. Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. Изд.: Едиториал УРСС, 2003.

29. Проблема научного творчества в современной психологии. М., 1971.

30. Сабитов Р. А. Основы научных исследований. Челябинск, 2002.

31. Сичивица О. М. Методы и формы научного познания. М., 1978.

32. Степин В. С., Елсуков А. Н. Методы научного познания. Минск, 1974.

33. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978.

34. Федотова Е.Л., Федотов А.А. Информационные технологии в науке и образовании. М., 2010.

35. Философия и методология науки. Ч. 1., М., Р-Аргус, 1994.

36. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

37. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981.

38. Штофф В. А. Введение в методологию научного познания. Л. 1972.

39. Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. М., 1989.

Наши рекомендации